Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане / занятие в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Пышкова Светлана Михайловна

Развитие интереса у детей к изучению национальной культуры мордовского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Конспект занятия

«Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане»

 в средней группе

 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Кладовая эрзянского народа»

Составила: Пышкова С.М.,

воспитатель средней группы.

пгт. Комсомольский, 2020

Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане

Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.

Задачи:

– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрзя, местами расселения;

– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;

– воспитывать у детей уважение к своей культуре.

Оборудование: альбомы: «Мордовская национальная одежда» (эрзя, мокша), «Мой край- Мордовия моя». Изображение рек: Сура и Мокша на карте.

Ход занятия:

Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Край мордовский – родина моя!

Край мордовский – дружная семья!

Здесь живут как друг и брат,

А при встрече говорят «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала сегодняшнее наше путешествие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и коренных жителях республики.

Мордва. Так называется народ, который в далекие времена первым пришел на землю, где мы сейчас живем. Мордва – это эрзяне и мокшане,  которые живут не только в нашей республике, но и по всей России, даже за границей. В Мордовии живут не только мордва, здесь живут русские, татары, украинцы и другие народы. В нашей группе есть дети разных национальностей. И это здорово! Все дети похожи и непохожи. Все веселые и шумные. Но у каждого свой цвет волос, свой цвет глаз, свой голос. Так и люди разных национальностей отличаются лишь тем, что у каждого народа свой язык, свои песни, свои наряды.

Сейчас только в селе можно услышать мордовскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются одинаково – модно. Выходит, почти не остается различий между людьми разных национальностей. Жаль... Ведь если в книге сорвать одну страницу, то книга становится не интересной и непонятной. Так и с народами. Пропадет родной язык у народа - забудутся песни и сказки. И народ станет беднее. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.

На прошлом занятии я вам говорила, что в далекие времена, на берегах реки Волга заселились люди –эрзяне. Это наши с вами прабабушки и прадедушки – наши предки. (показать карту с обозначением рек: Мокша и Сура) Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, а мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Мокшане – это тоже коренные жители мордвы. Вот у Арсения, например, папа – мокшанин. Значит и Арсений у нас мокшанин, потому что и бабушка и дедушка у него мокша. У них другой язык: свой- мокшанский, и наряды тоже отличаются от эрзянских (показать картинку с изображением мокшанки), и обычаи у них тоже другие.

Значит, мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.

Подвижная игра ««В гусей и волка».

-Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в одну мордовскую народную подвижную игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. А называется эта игра «В гусей и волка».

(Играющие выбирают хозяина и волка, остальные гуси. На одной площадке находится дом, где живут хозяин и гуси, а на другой прячется волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.

Идет перекличка между хозяином и гусями)

- Гуси-лебеди, домой!

- Серый волк под горой!

-Что волк там делает?

-Костер разводит, вас жарить собирается! Как хотите убегите, но себя поберегите!

(Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.  Игра заканчивается, когда все гуси пойманы)

- Ребята, вам понравилась игра?

(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается)

Воспитатель, используя театр на палочке, рассказывает детям легенду, демонстрируя движения.

- Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.

(Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

Подведение итогов занятия.

Вам понравилась легенда? О чем рассказывает легенда? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в средней группе по речевому развитию детей "Лесные жители"

Конспект занятия ООД, область: Речевое развитие, возрастная группа: средняя. Тема: "Лесная посылка"...

Конспект занятия в средней группе «Деревья – главные жители лесного царства»

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе«Деревья – главные жители лесного царства»...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию «Путешествие в лес к лесным жителям»

Тема: «Путешествие в лес к лесным жителям». Задачи:  закрепить знания детей о диких животных, о характерных особенностях внешнего вида, особенностях питания. Продолжать форм...

Сюжетно -игровое занятие в средней группе "В гости к лесным жителям"

Цель: формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, развитие творческой двигательной активности. Данное занятие поможет воспитанникам в игровой форме закрепить знания, умения, н...

Конспект занятия в средней группе «Помощь жителям страны дорожных знаков»

Задачи:Познакомить детей с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта», закрепить знания детей о светофоре, пешеходном переходе.Развивать внимание, мышление, наблюдательностьВоспи...