Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Хакасия"
рабочая программа

Сотникова Татьяна Петровна

Тематическое планирование по краеведению с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебные стандарты регионального компонента в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании социально-нравственных чувств. Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процесс воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Основной целью раздела «Краеведение» является обучение и воспитание личности, способной к саморазвитию, самоопределению, самореализации в специфической для региона природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде.  Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач: 

  1. Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине.
  2. Формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей.
  3. Обогатить знания детей о Хакасии.
  4. Формировать духовную личность, способную поступать нравственно в тех или иных ситуациях, на основе идей народной педагогики.
  5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.  

           Курс содержит 9 занятий, по одному занятию в месяц. Региональный компонент присутствует и на других занятиях: природный мир, изодеятельность, математическое развитие и речевое развитие, физическое и музыкальное развитие, а также в совместной деятельности.                                                                                                                      

                                                Содержание образовательной области

Раздел

Программное содержание

Краеведение

Знакомство с государственной символикой: герб, флаг, республика Хакасия.

Ознакомление с историей родного города, с топонимикой (название улиц).

Знакомство с природой Хакасии, с людьми, живущими на этой земле, их традициями, обычаями, народным творчеством.

Ознакомление с фольклором: сказки, сказания; с творчеством писателей и художников, с национальными играми и танцами, праздниками: Чыл Пазы –Новый год, Чир-ине – Почитание Матери –земли, Тун-пайрам – Праздник первого айрана, Хуртуйах кун – День почитания пожилых людей.

Примерный тематический план на год.

Месяц

неделя

Тема

Программное содержание

Сопутствующие формы обучения

Литература

первая

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р

Ь

Диагностика

Знание своего местожительства (республика Хакасия, город Абакан)

Эмоциональное отношение к людям разных национальностей.

Проявление интереса к фольклору, произведениям художественной литературы.

Умение принимать в играх фольклорный материал и материал краеведческого содержания.

Игра «Назови, где ты живёшь».

Беседа о тех, кто ходит с тобой в д \ сад.

Разучивание национальных подвижных игр

«Приобщение  детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие –    Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.  

четвёртая

«Осень в городе»

Выучить название города. Познакомить с легендой о названии города. Учить видеть изменения происходящие осенью.

Беседа «Что такое Родина?».

Рассказывание легенды с использованием иллюстраций.

Игра «Что нам осень принесла?»

П \ хак. нар. игра «Рукавичка».

Алёшина И.В.

Патриотическое воспитание дошкольников.

четвёртая

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«Путешествие в осенний лес»

Закрепить название деревьев, животных.

Учить различать хвойные и лиственные деревья.

Воспитывать бережное отношение  к природе.

Сюрпризный момент – Лесовик приглашает в гости.

Игра « С какой ветки эти детки», «Кто где живёт».

П\игра «Медведь и пень».

Катаева Л.П., Капсаргина М.В. Таёжный хоровод. Книжка – раскраска.

первая

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Добро пожаловать в юрту»

Знакомство с жилищём хакасов (внутреннее убранство, особенности жилища).

Закрепить навыки гостеприимства.

Воспитывать интерес к истории своего края.

Рассматривание макета юрты.

ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Логические круги Эйлера (классификация устройства юрты).

П \ игра «Рукавичка».

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов..

вторая

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«Зимний город».

Закрепить название столицы Хакасии.

Учить узнавать знакомые места в городе, рассказывать о них.

Воспитывать бережное отношение к городу, желание сделать его ещё краше.

Беседа «Что такое Родина?»

Рассматривание фото, открыток.

ТРИЗ «Хорошо – плохо» (понятие город – село).

П \ игра «Мелей тастазах» -подкидывание рукавицы.

Торосов В. Абакан.

четвёртая

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Надо дружбой дорожить».

Знакомство с хакасскими пословицами о дружбе.

Учить сравнивать их с русскими.

Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности, уважение и доброжелательность.

Чтение пословиц и поговорок.

Игры «Возьми за руки друга своего и попляши с ним», «Подари другу улыбку».

Балгазина А.Н. Моя Хакасия.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

первая

«Городской транспорт»

(экскурсия).

Закрепить знания о городском транспорте, его видах, навыки пользования транспортом.

Воспитывать уважение к людям, к труду взрослых.

Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

Беседа о транспорте.

Рассматривание движения транспорта.

Игра « Назови вид транспорта».

Наблюдение за работой светофора и транспорта.

Алёшина И.В.

Патриотическое воспитание дошкольников.

третья

М
А
Р
Т

«Игра – это здорово!»

Познакомить с национальными играми.

Разучить игру «Аба токпес» (медвежий пень).

Воспитывать интерес к национальным  играм хакасского и русского народов.

Игра «Аба токпес».

Игра «Ниточка с иголочкой».

Беседа о национальных играх, их смысловой нагрузке.

Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.

первая

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Пресветлое солнце».

Знакомство с государственной символикой (герб, флаг).

Дать представление о значении цвета, рисунка.

Развивать интерес к национальным традициям.

Воспитывать любовь к Родине.

Беседа о республике.

Работа с картой.

Игра «Составь  флаг».

П \ игра «Наездники».

Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история  родного края».

вторая

М
А
Й

«Мелодии родной Хакасии»

Познакомить с хакасским народным инструментом -  чатхан. Дать представление о значении музыки для народа.

Воспитывать интерес к музыкальным традициям.

Прослушивание национальных мелодий в записи.

Рассматривание инструмента.

П \ игра «Метпечек»

«Мифы и легенды хакасов». Сост. и перевод Трояков П.А.

четвёртая

Диагностика

Знание своего местожительства (республика Хакасия, город Абакан)

Эмоциональное отношение к людям разных национальностей.

Проявление интереса к фольклору, произведениям художественной литературы.

Умение принимать в играх фольклорный материал и материал краеведческого содержания.

Игра «Назови, где ты живёшь».

Беседа о тех, кто ходит с тобой в д \ сад.

Разучивание национальных подвижных игр

«Приобщение  детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие –    Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.  

                                           

Критерии оценки уровней усвоения программного материала

№ п\п

1

2

3

Ф.И.   ребёнка

Название республики, города, улиц.

О жилище – юрте.

С

М

Виды Животного и растительного мира Хакасии

С

М

Хакасские национальные инструменты – чатхан

С

М

Правила хакасских игр

О национальных праздниках.

С

М

Отличать город от села. Выделять хакасский орнамент их других, составлять узоры, узнавать мелодии

С

М

О гербе и флаге республики, России.

С

М

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

С

М

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь):

Выводы (май):

                                                      Средства обучения.

ТСО

аудиоаппаратура, звуковые и визуальные средства обучения

Учебно-наглядные пособия

художественные произведения, иллюстрации, схемы, картинки, макеты, карта республики.

Оборудование

куклы в национальных костюмах.

Список литературы.

  1. Алёшина И.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.:2004.
  2. Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история  родного края» Пособие для учащихся 1-2-х классов – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001.
  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Хакасское книжное издательство, Абакан, 1996.
  4. Катаева Л.П., Капсаргина М.В. Таёжный хоровод. Книжка – раскраска на русском и хакасском языках. Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1993.
  5. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.
  6.  «Приобщение  детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие –    Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.  
  7. Торосов В. Абакан. Издание – М.: Цицеро, 1994.
  8. Трояков П.А. «Мифы и легенды хакасов». Сост. и перевод Трояков П.А. Хакасское книжное издательство г. Абакан, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"

Пояснительная  записка.  « Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию

   Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....

Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы

Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Чем младше  ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...