Проект "Североуральск - моя малая родина"
проект (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Александрова

Долгосрочный педагогический проект "Североуральск - моя малая родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_severouralsk_-_moya_malaya_rodina_.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33

ПРОЕКТ 

 « СЕВЕРОУРАЛЬСК – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

                                                                                         Воспитатель

А.С. Александрова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность и обоснованность проекта.
  3. Цели и задачи.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Этапы реализации проекта.
  6. Формы взаимодействия с детьми и родителями.
  7. Распределение содержания по разделам
  • «Мой дом, моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
  • «Мой край»

8. Заключение.

9. Список использованной литературы.

10. Приложение.

        ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Вид проекта

Творческо-информационный

2.

Продолжительность

Долгосрочный

3.

Участники проекта

Дети подготовительной группы

Родители          Воспитатель

4.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

«Мой дом, моя семья»

«Мой детский сад»

«Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»

«Природа родного края»

«Моя страна Россия»

 Итоговое мероприятие: викторина «Моя Родина»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остается стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6).

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
Патриотизм определяется отношением к Родине, уважению к Отечеству, чувством ответственности за свою Родину, отношению к народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края.

Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, о быте наших предков.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Дать и расширить знания воспитанников о родном городе, истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д. Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности.
  • Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
  • Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, «Замечательные люди», «Природа родного края»,
  • У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
  • Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
  • Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
  • Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

 

Подготовительный:

-Изучение интереса детей для определения целей проекта.

-Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

 

Сентябрь 2020г

2 этап

Основной

Октябрь - Ноябрь 2020

3 этап

Заключительный

Апрель 2021

4 этап

Презентация результатов деятельности

Май 2021

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С ДЕТЬМИ:

  • Непосредственная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность детей и педагогов;
  • Виртуальная  экскурсия;
  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы, ситуативные разговоры;
  • Слушание музыки;
  • Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • Презентации

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • Сотворчество детей и родителей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

НОД «Мой дом, моя семья»

Беседа «Семейные традиции»

Составление рассказов на тему: «Мамины помощники»

Фотовыставка

«Семья – это семь Я»

Решение проблемных ситуаций

«Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Чем я могу помочь?»

Заучивание стихотворения М. Шварца «Семья»

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Дом моей семьи», Прослушивание аудиозаписей:

С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья»,

М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу»

Физическое развитие

Подвижная игра "Коршун и наседка"

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - личностное  развитие

Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"

Чтение сказки "Гуси-Лебеди"

Дидактическая игра "Назови ласково"

Просмотр мультфильма по сказке

А.С. Пушкина  «Сказка о Царе Салтане…»

 

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей с родителями:

«Родословное древо нашей семьи»

Фотоальбомы «Моя семья»,

«Профессии моих родителей»,

«Семейный отдых, хобби»

   « МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

Беседа на тему:

«Наш любимый детский сад»

Чтение стихотворения И. Гуриной

«Мой любимый детский сад»

НОД «Кто работает в детском саду»

Экскурсия по детскому саду

Художественно-эстетическое

развитие

Рисование:

«Детский сад будущего»

Прослушивание аудиозаписей:

Т.Волгина,

А. Филиппенко «Детский сад»,

Е. Асеева «Детский сад»

Конструирование

«Парк аттракционов»

Физическое развитие

Подвижные игры

«Мы – веселые ребята»,

«Найди свой домик»

 

Социально - личностное  развитие

Коллективное дело:

Ремонт порванных книг, коробок

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

 

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей с родителями:

Книжка-малышка

«Мой любимый детский сад»

 

    «УЛИЦЫ ГОРОДА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ,  

    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

НОД «Мой город»

Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице?»

Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада

Слайдовая презентация «Город, в котором мы живем»

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Художественно-эстетическое

развитие

 

Коллаж «Наш Североуральск»

 

Физическое развитие

Малоподвижная игра «Краски»

Подвижные игры «Автобусы», «Светофор»

Социально - личностное  развитие

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Североуральску»

Дидактическая игра «Сложи герб Североуральска»

Дидактическая игра «Лото Североуральска»»

Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

 

Взаимодействие с родителями

Создание фотоальбома «Достопримечательности Североуральск»

 

   «МОЙ КРАЙ»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Край родной», М. Пляцковского «Родные места»
  • Рассматривание репродукции картин
  • Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий.
  • Беседа «Богатства моего края».
  • Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?»

Художественно-эстетическое

Развитие

  • Рисование: «Могучий Вагран»
  • Аппликация «Березка»
  • Прослушивание: А.Вивальди «Времена года»;
  • Р.Шуман «Веселый крестьянин»;
  • «Зима пришла», «Тройка» Г.Свиридов и т.д.

Физическое развитие

  • Подвижная игра «Мы – веселые», «Золотые ворота»

Социально - личностное  развитие

 

 

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край», «Краеведческое лото»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
  • Сюжетно-ролевая игра
  • «Поездка в лес за грибами»

 

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Где я был? Что я видел?»
  • Консультация для родителей
  • «Герои-земляки»
  • Стенгазета «Наши ветераны»

  «МОЯ СТРАНА РОССИЯ»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

 

НОД «Этот день Победы…»

Презентация «Символы Североуральска»

Чтение художественной литературы:

 

Художественно-эстетическое

развитие

Лепка: «….»

Рисование: «Люблю березу русскую», «Наши ветераны»

Прослушивание: гимна РФ, народных песен

Выставка рисунка «Любимая Родина»

Физическое развитие

Русские народные игры:

«Гуси-лебеди», «Горелки с платочком»,

«Гори, гори ясно!»

 

Социально - личностное  развитие

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Просмотр мультфильма «Край, в котором ты живешь»

Чтение русских народных сказок: «По щучьему веленью», «Хаврошечка»

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

 

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?»

Конкурс семейных газет «С чего начинается Родина?»

 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свой темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, пр. Часть  родителей  постоянно участвует в педагогическом процессе, оказывает посильную помощь в реализации проекта, в пополнении РППС группы и участка. Хотелось бы привлечь всех родителей.

Дальнейшее развитие проекта представляется в использовании инновационных форм работы (использование метода проектов, лэпбуков), семейных развлечений, викторин, соревнований.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Дети  с интересом участвуют в проекте, предлагают свои темы для исследований, готовят небольшие доклады, стенгазеты, учат стихи, праздников (День Матери, Международный женский день, День защитника Отечества) и пр.

Родители высказывают положительные отзывы о проделанной работе, отмечают заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности в себе, ответственности.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  УСВОЕНИЯ

МАТЕРИАЛА

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве предполагает:

 Освоение представлений о своем городе - названия родного города, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).

В результате данной работы возрос познавательный интерес к истории  родного города. Ребята познакомились с выдающимися людьми Североуральска, посетив онлайн городскую библиотеку, это Казанцев Владлен Владимирович, в период его руководства были построены  жилые дома и школы, детские сады, объекты здравоохранения, торговли и бытового обслуживания. Беляшов Василий Мартемьянович, был руководителем работ по созданию, знаменитой сейчас, Лиственничной аллеи. Каржавин Николай Акимович, открыл месторождения бокситов «Красная Шапочка» на Северном Урале, также был одним из первооткрывателей Кальинского и Черемуховского месторождений бокситов.

Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, музеев. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Символика города Североуральска.

Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях Североуральска, России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
  2. Александровская. М. Как вырастить патриотов? Непростые размышления на тему… Интервью с Александром АСМОЛОВЫМ. https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200302301
  3. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – С. 10-13.
  4. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  5. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  6. Гусев, Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников / Д. А. Гусев, К. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13847.
  7. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе»
  8. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  9. Корнилаева, Л. В. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) / Л. В. Корнилаева, Ю. С. Комнатная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46064/ (дата обращения: 07.02.2022).
  10. Лекции авторского семинара Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве (система школа жизни). – Абакан, 2009.
  11. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
  12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
  13. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. планирование и конспекты занятий. методическое пособие для педагогов. – СПБ.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  14. Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России».
  15. Роков Г. О выработке идеала в нравственном отношении // Вестник.
  16. Толковый словарь русского языка. Толковый словарь Ожегова // http://www.ozhegov.com/words/22388.shtml.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ министерство образования и науки российской федерации. – москва: 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...