Проект «Богатство Южного Урала в сказах П.П.Бажова»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Мария Александровна Щербакова

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладываются в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. Родина……Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и дошкольниками.

Творчество П.П. Бажова отвечает естественному желанию человека знать быт и традиции, особенности человеческого общения в той социокультурной среде, которую называют родным краем или малой Родиной. Именно ему принадлежат слова «Русский человек живёт с радугой в душе». Если маленький человек, начиная с детского сада будет не безразличен к обычаям своего края, к его прошлому и настоящему, будет гордиться своей Родиной, как большой, так и малой, то радуга в его душе не погаснет.

Главное в знакомстве со сказами нашего земляка не только первоначальные представления об истории своего края, а воспитание маленького гражданина через сопереживание героям сказов, восхищение их мужеством и мастерством, развитие чувства гордости за людей, прославивших Урал. Через восприятие, знания, поиск – формирование любви к своему родному краю. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhov_rusalochka.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Богатство Южного Урала в сказах П.П.Бажова » гр. «Русалочка» Выполнили педагоги: Щербакова М.А. Огнева О.А.

Слайд 2

Тип проекта: информационно- практикоориентированный Проблема: 1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя. 2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе. Без прошлого нет будущего! 3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края. Актуальность: реализация одного тиз преоритетных направлений программы – патриотическое направление

Слайд 3

Цель: Познакомить детей с природой, богатством и традициями родного края – Южного Урала через творчество Уральского писателя П. Бажова. Задачи: Актуализировать имеющиеся представления об особенностях горно-заводской зоны Южного Урала через знакомство с творчеством П. Бажова Расширять познавательный интерес к истории родного края : к его богатствам и промыслам, особенностям жилища, календарным обрядам и традициям Развивать умение понимать художественный язык в произведениях П. Бажова Познакомить детей с изделиями камнерезного искусства Воспитывать бережное отнршение к культурному наследию и традициям нашего народа Участники проекта : педагоги группы, воспитанники, родители Сроки проведения: долгосрочный Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Слайд 4

План реализации проекта 1 этап – поисковый - Выбор темы. - Изучение материалов, посвященных конкретной проблеме. - Определение цели и объекта исследования. Объект исследования: творчество П.Бажова - Выбор методов, определяющих эффективный способ достижения результата. (Наглядный, словесный, игровой, практический) Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Слайд 5

Материалы по теме проекта

Слайд 7

2 этап – плановый - Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова. - Подбор книг, иллюстраций, картинок, изделий из камней: украшения – бусы, коллекция камней. - Поместить информацию в родительсктй уголок «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Слайд 8

3 этап – практический - Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая) - Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова: - чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова; - конкурс рисунков «серебряное копытце»; - создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка»; - создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок (Медной горы Хозяйка)»; 4 этап – контрольный Сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов. Оценка результатов проектной деятельности

Слайд 9

«Без прошлого нет будущего» Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе. Без прошлого нет будущего! По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий». М. П. Никулина, историк: « Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Слайд 10

Быт русского народа в сказах П.Бажова

Слайд 11

Быт русского народа в сказах П.Бажова В совместной деятельности с педагогами группы, родителями и детьми был выполнен макет русской избы. С бытом русского народа мы знакомили детей через собирательный образ русской избы, который был представлен в виде макета. Центром избы является русская печь, а так же много другой хозяйственной утвари (ухват, лапти, сундук) Знакомили с костюмом русской девушки. (рубашка, сарафан, кафтан и головной убор – кокошник)

Слайд 14

Пещера хозяйки медной горы

Слайд 15

Пещера хозяйки медной горы Познакомили детей с картой Челябинской области, с ее горным рельефом, рассказали детям о богатстве наших уральский гор, познакомили с некоторыми камнями и изделиями. При участии родителей и педагогов группы была организована выставка- минимузей «Уральские промыслы», где дети наглядно могли познакомиться с изделиями уральских мастеров.

Слайд 18

Совместно с детьми был изготовлен макет горной пещеры, где отражены пласты с залежами природных минералов и камней

Слайд 22

После прочтения произведений П.Бажова о каменном цвете, о хозяйке медной горы, мы внесли в макет персонажей этих произведений- Данилу-мастера и хозяйку медной горы

Слайд 23

Нами была создана творческая мастерская, где дети рисовали и лепили персонажей из сказов П.Бажова

Слайд 24

Была организована выставка детских работ

Слайд 27

После прочтения сказки «Серебряное копытце» дети сами собрали из материала, который находился у нас в группе – это конструктор «Томик Изба», набор домашних животных. Дети воедино соединили избу из конструктора и животных, предложили сделать козлику серебряные рожки и копытце. Создание этого макета можно назвать итогом нашей работы по знакомству детей со сказами П. Бажова, дети приобрели практический опыт создания макета и отображения в нем сюжета прочитанного произведения.

Слайд 28

Анализ: В результате работы над проектом: - в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя; - произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы; - выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду; - отмечается рост творческой активности детей; - отмечается рост интереса детей к книгам - через сказы Бажова дети увидели образ уральского мастера, русской избы и тд . - дети познакомились с древнерусскими словами, расшили словарный запас - дети создали собственноручно макет «Серебряное копытце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

проект растения Южного Урала

ЗАКРЕПЛЯТЬ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ О РАСТЕНИЯХ СВОЕГО КРАЯ....

Легенды и сказы Южного Урала

картотека" Легенды и сказы южного урала" будет полезна воспитателям детского сада при изучении материала про краеведению...

Проект Птицы Южного Урала

Краткрсрочный проект с детьми средней группы. Наблюдение за птицами, изготовление кормушки и корм для птиц....

Социально-игровой проект "Мастера Южного Урала"

Проект строится  на основе реализации  принципа  единства, деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами  учреждения  и семьями воспитанников. Проект охватыв...

Картотека. Легенды и сказы Южного Урала.

Легенда об озере Тургояк.Легенда о Таганае и т.д....

Проект "Сокровища Южного Урала"

-Расширение представлений детей о разнообразии природных зон и экосистем Южного Урала;-  Создание коллажа «Сокровища Южного Урала»....