«Яркие фантазии» Раздел курса «Народная культура и традиции»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности в рамках реализации проекта «Костюмы народов Златоуста» с социальными партнерами МАУДО ЦЭВД швейное объединение «Грация»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности в рамках реализации проекта «Костюмы народов Златоуста» с социальными партнерами МАУДО ЦЭВД швейное объединение «Грация»
Подготовительная к школе группа
Тема: «Яркие фантазии»
Цель: Создание поясной сумки в армянском национальном стиле (Тканевая сумка с украшением из пряжи).
Задачи:
Обучающие: 1) Познакомить детей с историей армянского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. 2) Познакомить детей
3) Отработать навыки самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей конструирования.
Развивающие: Способствовать развитию речи, введением новых слов: скорняк, папах, шапик, архалух, чух, шалвар, гулпа.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к армянской культуре, толерантность по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанную на понимании различий в культуре и обычаях другой национальности. Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Национальности Челябинской области и города Златоуста», чтение сказок, стихов армянских писателей и поэтов, д/и «Собери костюм», «Где чей костюм», «Отгадай национальность», армянские народные п/и «Цветы и ветерки», «Пастух», «Перетяни палку», рассматривание альбомов с иллюстрациями национальных костюмов, интерьера и быта, природы, достопримечательностей изучаемой национальности, создание альбома с национальными играми народов Урала. Интерактивные игры о народах населяющих Челябинскую область. Зарядка с элементами армянского национального танца, раскрашивание армянского национального костюма. Рассматривание фотографий знаменитых армян города Златоуста.
Оборудование: мультимедийный проектор, аудиоцентр, слайд-шоу с изображением сказки и национальных костюмов, подборка музыки для игр и для слушания во время практической или творческой работы. Атрибуты для игры: шапка. Схемы-карты для создания украшений и сумки. Шерстяные нитки разных цветов, ткань для пошива сумки. Клей ПВА, кисточки, салфетки, ножницы, шаблоны картонные, цветные нитки.
Структура занятия:
1.Вводная часть
Воспитатель: (вносит кусочек овечьей меха) Посмотрите, какой замечательный мех у меня, а что можно из него сделать?
Ответы детей: Из него можно сделать варежки, носки, шубу
Воспитатель: А хотите узнать, что шили из овечьей шкуры в армянской сказке, которая называется «Жадный Вартан».
Ответы детей: Конечно хотим!
С овечьей шкурой к скорняку
Зашёл Вартан-сосед:
- Из этой шкуры шапку сшить
Ты можешь или нет?
- Могу! - сказал в ответ скорняк,
На шкуру посмотрев.
- А выйдет две? - спросил Вартан,
На корточки присев.
- И две сошью.
- А три?
- И три!
- Сошьёшь четыре?
- Да!
- А пять?
- Ну что ж, могу и пять,
Коль в этом есть нужда!
- Быть может, выкроешь все шесть?
- Могу, раз надо так!
- Где шесть, там - семь! - сказал Вартан.
- Идёт! - сказал скорняк.
Когда заказчик через день
За шапками пришёл,
Семь шапок выложил скорняк
На свой рабочий стол.
- Да разве это мой заказ?
Вскричал в сердцах Вартан.
Когда ты шапки мне кроил,
Ты был, должно быть, пьян?
Что с ними делать мне теперь?
Куда прикажешь деть?
Ведь ни одну из них нельзя
На голову надеть!
- Но ты же сам того хотел!
Сказал в ответ скорняк.
Больших семь шапок из овцы
Не выкроишь никак!
Воспитатель: Ребята, а кто такой скорняк? (работа с обогащением словаря)
Ответы детей: Человек который шьет из меха.
Воспитатель: Что же шил скорняк из овечьей шкуры жадному Вартану?
Ответы детей: Скорняк шил шапки.
Воспитатель: Да, действительно, из этой шкуры можно сшить шапки. А вы знаете, что шапки у Армян в форме папахи. Хотите я вам расскажу почему они имеют такую форму?
Ответы детей: Нам очень интересно.
Воспитатель: В Армении головными уборами мужчины служили конические шапки – меховые, войлочные и матерчатые, а также пышные папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Форма напоминала вершины гор, где они пасли своих овец. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов, т.к. в горах бывает снег даже летом. Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при встрече или в знак уважения к собеседнику.
2. Основная часть
Воспитатель: А вы знаете, что в городе Златоусте проживают много людей армянской национальности. Современные армяне носят обычную одежду, а раньше они носили вот такие папахи. Мы с вами уже знакомились с национальными костюмами других народов, проживающих в Златоусте. Вот мы с вами поговорили об одной из частей армянского костюма, это шапка Папах.
Воспитатель: А как вы думаете, какие ещё части костюма есть в армянской одежде?
Ответы детей: кафтан, рубашка, штаны, пояс.
Воспитатель: Вы правильно все сказали, но у каждого народа это одежда называется по-разному и имеет свои особенности.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, перед вами мужской армянский костюм. Давайте посмотрим, из чего он состоит. Например, однотонная рубашка с невысоким воротником называется – шапик. Украшали воротник узорами, который вышивали вручную и этот узор считался оберегом для своего хозяина, а для детей как оберег от сглаза. (показ слайдов)
Сверху на шапик армяне надевали кафтан – архалух – он был сшит из шёлка, эта ткань с очень красивым узором, который мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о том, чем он занимался, истории его рода и многом другом. Длина его доходила до колен. На архалух надевали чуху – длинную до пят верхнюю одежду черного или темно-коричневого оттенка. Её застегивали на несколько пуговиц из шнурков. Такая одежда спасала от холодных ветров в горах. Зимой армяне носили длинные шубы из овчины. Как вы думаете, чем они подпоясывали свою одежду? (работа с обогащением словаря)
Ответы детей: пояс, ремень
Воспитатель: Правильно! Всю одежду мужчины подвязывали узким кожаным ремешком. Подпоясывались также широким вязанным или тканевым шарфом. Такой пояс мог быть как сумка или карман, потому что в его складки прятали кошельки, платок и затыкали за пояс ножи. Давайте мы с вами попробуем тоже подпоясаться таким поясом. (завязать пояс на нескольких детях)
Воспитатель: А хотите мы с вами поиграем с этим поясом в игру?
Ответы детей: Конечно хотим!
3. Динамическая пауза
Армянская народная игра «Огонь, вода, земля, воздух».
Правила:
Звучит аудиозапись армянского национального музыкального инструмента – дудук, привлекая внимание детей. Дети встают в круг и со словами «Огонь, вода, земля, воздух», передают пояс по кругу. Когда остановилась музыка и на каком слове ребенок остановился, в соответствии отвечает. На слово «земля» - ребенок говорит названия животных, на слово «вода» - названия рыб, «воздух» - названия птиц, а «огонь» - исполняет элемент армянских танцев.
Воспитатель: А теперь поговорим о нижней части армянского костюма.
Нижней одеждой мужчины в Армении были широкие шаровары – шалвар. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили сумку и кинжал. Снизу штанины завязывали плетеными шнурками, чтобы штанины не болтались и не мешали. Например, когда мужчины запрыгивали на коня, то тогда не запутаешься и не упадешь.
Обувь составляла неотъемлемую часть традиционной одежды армян. Мужская и женская обувь во многом была идентичной, значит примерно одинаковой. В качестве обуви армяне использовали так называемые трехи, они очень похожи на русские лапти, только с узким носом. Они изготовлялись из цельного куска коровьей кожи по определенному размеру ноги человека. Обували трехи на специальные шерстяные носки «гулпа». Они занимали очень важное место в обуви армян. Узор на носках повторялся как на одежде, считалось что если носки связаны вручную, то они наполнены теплотой рук и становятся очень теплыми. (работа с обогащением словаря)
Воспитатель: Ну, что продолжим наше знакомство с армянским национальным костюмом?
Ответы детей: да, нам очень интересно!
Воспитатель: Ещё одной важной национальной особенностью была поясная сумка, которую носили как женщины, так и мужчины. Ее удобно брать с собой, когда надо, чтобы руки были свободны, а небольшие предметы надежно спрятаны. Мужчины там прятали монеты, ножи-кинжалы и документы. Отличительной особенностью были красивые кисточки из пряжи, пришитые к сумке. Они были для красоты и украшали ими в основном сумки молодые люди, сумки старцев не украшались.
Воспитатель: В городе Златоусте проживает очень много народов, в том числе и армяне. Они очень любимы в нашем городе, потому что они очень хорошие мастера, пекари, отличные бизнесмены, есть знаменитые спортсмены и даже портные.
4. Практическая часть
Воспитатель: Ребята, давайте с вами тоже попробуем себя в роли армянских мастеров и сделаем сами, такую сумку в армянском стиле.
Воспитатель: Какая отличительная национальная особенность у ваших сумок?
Ответы детей: Они украшены красивыми цветными кисточками, потому что они пришивались для красоты и на сумки молодых.
Воспитатель: А мы с вами молодые?
Ответы детей: Конечно, мы самые молодые
Воспитатель: Значит мы будем делать сумочку с кисточками.
(Дети выполняют практическую работу следуя технологической карте, с рекомендациями педагога.)
5. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, у вас получились очень замечательные сумочки. Давайте примерим сумки на себя, полюбуемся. Я предлагаю вам эти сумочки положить в нашу коллекцию мини-музея «Национальные костюмы народов, населяющих Златоуст».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список используемой литературы
- Верзаков, Н., Черноземцев, В., Понуров, В. Златоуст [Электронный ресурс] / Путеводитель-справочник 2-е изд., дополненное. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1984. – 160 с. // Режим доступа: https://silver-ktulhu.livejournal.com/139300.html
- Козлов, А. В. Прозой, стихом и газетной строкой [Электронный ресурс] / В литературной гостиной «ЗР». – Златоуст: ООО «ФотоМир», 2008. – 122 с., илл. // Режим доступа: https://silver-ktulhu.livejournal.com/139300.html
- Осипова, Н. А., Шубина, И. Б., Козлов, А. В. На страже истории [Электронный ресурс] Златоуст: ООО «ФотоМир», 2009.104 с., илл. // Режим доступа: https://silver-ktulhu.livejournal.com/139300.html
- Бабунова, Е. С. Наш дом - Южный Урал / Бабунова Е. С. – Челябинск: Взгляд, 2007.
- Верзаков, Н.В. и др. Златоуст: краткий очерк. Путеводитель-справочник / Верзаков Н.В. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984.
- Златоустовская энциклопедия: в 2-х т. / составители А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко. – Златоуст: Златоустовский рабочий, 1994-2000.
- Хрестоматия для детей дошкольного возраста. Южноуральские писатели детям - Челябинск «Взгляд» 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...