Коми музыкальные инструменты
план-конспект занятия (старшая группа)

Шакирова Александра Владимировна

Конспект ООД для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muz_instr.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Конспект организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе, Шакировой А.В.

Организованная образовательная деятельность

«Коми музыкальные инструменты и народная музыка коми»

Актуальность

Одна из важнейших социальных функций и основных целей воспитания в современных условиях-это обеспечение формирования национального самосознания личности, а через неё возрождение народов. Самый благородный путь воспитания преданности Отечеству, гордости за него-возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство-то время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Музыкальное искусство несет в себе огромные возможности для воспитания у детей интернациональных чувств. Формирования у них таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному краю, к городу, к родной природе. Любовь к Родине - это как любовь к матери, которую мы воспитываем у ребенка с самого раннего детства. Поэтому воспитание чувств национальной гордости предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, природой, и конечно же, с искусством народа республики Коми.

Наличие музыкальных способностей у детей облегчает усвоение знаний о национальной культуре и формирует умение играть на национальных шумовых инструментах, а прочные знания коми фольклора и певческие навыки в свою очередь способствуют развитию музыкальных способностей.

Знакомство детей с коми национальными инструментами: зиль-зёль, тотшкодчан, шур-шар, сярган, сера палич. 

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к коми народному музыкальному искусству через игровое музицирование.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о коми народных музыкальных инструментах: их историческом прошлом, особенностях и основных отличий.

Развивающие:

  1. Развивать умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
  2. Развивать умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения коми песенного творчества.
  4.  Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе беседы.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.

2. Прививать интерес к музыкальным играм.

  1. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.

Интеграция с другими направлениями: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, речевое развитие, здоровье, художественное творчество. 

Предварительная работа с детьми и семьями воспитанников:

-Просмотр презентации «Коми народные инструменты»

-НОД ««Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов», «Студия звукозаписи»«Наши музыкальные игрушки»

-Прослушивание  песен: «Миян коми ворсанъяс» Г. Попов, «Катша-катша», частушек с игрой на инструментах

-Музыкально-дидактические игры «На чём играю?»«Угадай инструмент?», творческое задание «Выбери инструмент».

-Чтение художественной литературы «Рассказ о коми народных музыкальных инструментах»

-Художественное творчество (рисование) «Миян коми ворсанъяс»

-Выставка «Миян коми ворсанъяс»

-Консультации для родителей «Фольклор народа коми. Старинные музыкальные инструменты», «Формирование элементов национального самосознания детей старшего дошкольного возраста»

Материалы: деревянный сундук, коми народные музыкальные инструменты (зиль-зёль, тотшкодчан, шур-шар, сярган, сера палич), компьютер, интерактивная доска, презентация «Коми народные музыкальные инструменты», интерактивная игра «Угадай какой инструмент звучит?», магнитофон, аудиозапись хоровода ««Доли-шели».

Ход деятельности

СЛ.1 КОМИ ИНСТРУМЕНТЫ

Педагог вместе с воспитанниками проходит мимо музыкального зала. Вдруг начинает звучать музыка на коми народных инструментах.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что за чудная мелодия? Может зайдем в музыкальный зал и посмотрим от куда эти звуки мелодии раздаются? Посмотрите, у нас в музыкальном зале появился старинный сундучок из нашего коми музея. В этом сундучке раньше хранили вещи и различные старинные предметы. Вы хотите узнать, о каких старинных предметах нам сегодня поведает старинный сундучок?

Ответы детей.

Сундучок мы открываем, что внутри? Сейчас узнаем!

Открываем сундук.

Ребята мы сегодня совершим интересное путешествие в мир коми народных музыкальных инструментов. Давным-давно в деревнях использовались различные музыкальные инструменты, сделанные из разных природных материалов. А как вы думаете, из чего люди в коми крае изготавливали музыкальные инструменты? Почему?

Ответы детей. (Из дерева и ветвей деревьев, коры, бересты, стеблей растений, листьев травы. Т.к. наш коми край богат лесами.)

Воспитатель берет первый музыкальный инструмент -  шур-шар. СЛ.2

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, может кто-то из вас узнает этот музыкальный инструмент и захочет нам рассказать о нем?

Дети: Шур-шар. На погремушку.

Воспитатель: Правильно ребята. Раньше люди делали шур-шар сами из бересты на деревянной основе. Шур-шар получался легким, прочным. Звучание инструмента зависит от того, чем он заполнен. А как вы думаете, дети, чем можно наполнить этот чудесный инструмент?

Ответы детей. (Песком, камнями, крупой и т.д.)

В народе этот музыкальный инструмент использовали как погремушку для малышей.

Шур-шар из бересты,

Из березовой коры.

Шур-шар, шур-шар

На нем сыграет мал и стар.

Послушайте, какие различные звуки можно наиграть этим музыкальным инструментом (воспитатель играет на инструменте шур-шар).

Воспитатель приглашает ребенка повторить.

А вот еще один музыкальный инструмент. Может он вам также знаком дети?

Ответы детей: Зиль-зёль. Изготовлен этот музыкальный инструмент из дерева (осины или ели).

Воспитатель: Правильно дети. Зиль-зёль. Повторим вместе: «зиль-зёль». На что похожи эти звуки?

Ответы детей:

Его звучание похоже на журчание весеннего ручейка. Этот инструмент также использовали, как игрушку для детей. Давайте еще раз повторим его название на коми языке (повторяем).

Зиль-зёль, зиль-зёль,

Словно ручеёк весной.

Всех он звуком привлекает,

Тихо, нежно он играет.

Воспитатель вызывает ребенка поиграть на зиль-зёле.

Воспитатель: Дети, на что похожи эти звуки (ответы детей). На треск, резкий шум, и называется трещотка, по коми "сярган". Дети, давайте повторим все вместе - "сярган".

Раньше использовали сярган для отпугивания лошадей, забравшихся на овсяное поле, и отпугивания ворон от посевов.

Вызываю ребенка и даю поиграть на сяргане. 

(Воспитатель берет тотшкöдчан)

А вечером, когда все ложились спать, по деревне ходил сторож, он постукивал колотушкой и таким образом подавал сигнал-предупреждение об охране изб.

Эта колотушка по коми называется "тотшкöдчан". Дети, давайте все вместе повторим: "тотшкöдчан". (колотушка передается от ребенка к ребенку, дети играют).

 Давайте вместе еще раз повторим непростое название этого музыкального инструмента. (Дети вместе с воспитателем повторяют.)

И еще один интересный, необычный коми народный инструмент хранится в нашем старинном сундуке – сера палич.

Сера палич также сделан из дерева. Раньше этот инструмент применяли для стирки и глажки белья. Наши бабушки, прабабушки им стирали белье, потом наматывали на палку и гладили. А сейчас это музыкальный инструмент. Давайте дети еще раз повторим название этого музыкального инструмента.

(Дети повторяют.)

А сейчас мы с вами поиграем. Выберете инструменты, покажите и назовите их.

Дети выбирают инструменты, называют их.

 Мы с вами постараемся озвучить сказку с помощью коми музыкальных инструментов.

Распределяются  роли в зависимости от выбранного инструмента. (Можно использовать маски)

Сера-палич - медведь

шур-шар - еж

тотшкöдчан - заяц

сярган - сорока

зиль-зель - сосульки и ручей

Как только вы услышите в сказке своего героя, вы начинаете играть на своем инструменте.

СКАЗКА

Проснулся медведь в своей берлоге. Ворочался, ворочался, а уснуть не может и заскрежетал зубами. Вылез из берлоги, а там снег да голые деревья стоят. Идет по лесу (сера-палич), деревья скрипят, сосульки звенят (зиль-зель). Скучно ему - все еще спят, и давай медведь лесных зверей будить. Оправился медведь к ежику: «Вставай ежик!» Зашуршал ежик, проснулся (шур-шар). Идут вдвоем дальше, медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит. Видят - заяц на пенечке сидит, лапками стучит (тотшкöдчан). «Заяц, ай да с нами весну встречать!» Идут уже втроем: медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит, заяц лапами стучит. Птицы от такого шума встрепенулись и стали переговариваться - сорока застрекотала (сярган). Все радуются, что скоро наступит весна.

Тут они вышли на полянку и стали радоваться весеннему теплу. Медведь зубами скрипит, ежик рядом шуршит, заяц лапами стучит, сорока стрекочет, а тут и первые весенние ручейки запели свою песенку (зиль-зель). Так все звери и встретили Весну-красну.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

 Слышите? Нас музыка зовет в коми хоровод! Ребята, потанцуем?

Хоровод «Доли-шели»

Как красиво танцевали, но еще мы не играли! Ребята, поиграем?

Игра «Угадай какой инструмент звучит?»

Сегодня благодаря нашему старинному сундучку мы с вами совершили путешествие в мир коми народных музыкальных инструментов.

- Что интересного вы узнали сегодня? Что понравилось? (коми инструменты в старину были предметами быта, и использовали их по какому-нибудь назначению). Ребята, а с кем бы вы хотели поделиться полученными знаниями о коми музыкальных инструментах? Может быть хотите сыграть на этих инструментах, показать, как они звучат?

Варианты детей (маме, папе, бабушке, друзьям из группы).

Тогда я вам предлагаю ребята, взять коми музыкальные инструменты и отправиться в вашу группу, где мы сможем поиграть и рассказать вашим друзьям о том, что вы нового и интересного узнали на нашем занятии.

Шур-шар – погремушка.

Сера палич – для глажки белья.

Тотшкöдчан – подавали сигнал об охране.

Сярган – для отпугивания лошадей.

Зиль-зёль – игрушка для детей.

Список литературы:

1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых.

4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть 1, часть 2) Сыктывкар, 1994.

5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов".

Занятие проведено на "Неделе коми культуры в ДОУ"....

Музыкально-дидактическая игра с коми музыкальными инструментами «МЫЙ ТАЙÖ»

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной национальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится коми музыке в де...

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

«Коми музыкальные инструменты»

Описание  игры «Коми музыкальные инструменты»...