«Эффективность использования регионального компонента в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

В данной статье представлен опыт работы использования регионального компонента в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях являются приоритетными. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эффективность использования регионального

компонента в физкультурно-оздоровительной

 работе с дошкольниками»

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания  и способов организации педагогического процесса в ДОУ.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, вариативной (формируемой участникам).В вариативной части программы  важное место занимает региональный компонент.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, а в настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях являются приоритетными. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Целью работы нашего коллектива в данном вопросе является  создание условий  для гармоничного  развития личности ребёнка, как источника духовно-нравственного воспитания, используя народные традиции региона.

Реализация регионального компонента проходит через 5 направлений: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно.

Основными направлениями моей работы, как инструктора по физической культуре является:  

-разработка конспектов и проведение физкультурных занятий с использованием регионального компонента;

 -систематизация  и  внедрение донских  народных игр;

-разработка методических рекомендаций для родителей ДОУ по использованию в семье донских  народных игр.  

- разработка методических рекомендаций для воспитателей (составление памяток, буклетов по проведению казачьих подвижных игр).

- Разработка и проведение праздников, досугов и развлечений.

- Организация экскурсий, походов.

- Составление картотек и проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Согласно принципу интеграции, двигательная  деятельность детей дошкольного возраста осуществляется не только в процессе специфических физкультурных занятий  и спортивных игр, упражнений, развлечений,  но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке, казачьи игры.

В практике работы  ДОУ по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные  игры  как«Водяной», «Заря-заряница», ««Казаки-разбойники»,  «Разрывные цепи», «Грядки овощей»,  «Дед Рожок», «Ястреб и утки»,«Нитка-иголка». «Капуста», «Золотые ворота» «Петушок», «Солнышко» и т.д.

 Несмотря на то, что в текстах  встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения.

Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма.

Совместно с воспитателями были собраны  картотеки подвижных,  малоподвижных и хороводных  игр  донской направленности.

По содержанию донские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,

совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Полюбившиеся   подвижные игры  дети могут закрепить  как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные  атрибуты для самостоятельной   деятельности,

так и на прогулках.

У детей появляются любимые игры,  в которые они  чаще, стараются  играть.      Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх  зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

Так же,  в детском саду, стало  традицией проводить  такие  мероприятия  как «Посвящения  в казачата», игровой спортивно-оздоровительный  практикум  для  родителей  и  детей «Сохраним традиции наших предков».

Спортивный праздник, посвящённый дню матери-казачки, в котором приняли участие мамочки  подготовительных и старших групп.

Так же в январе прошло развлечение для всех возрастных групп «Рождественские колядки».

Уже традиционным стало проведение праздника «Масленицы» на улице. Где были предложены игры и забавы донской направленности, как для старших, так и для младших возрастных групп.

Октябрь традиционно посвящается Престольному празднику «Покрова Пресвятой Богородицы», так как его чтят на Дону особенно. Была проведена ярмарка, в которой приняли активное участие родители всех возрастных групп.

Расположение нашего детского сада позволяет нам часто с детьми выходить в рощу «Красная весна» на экскурсии, во время которых дети знакомятся с растениями, животными и птицами нашего края.

В октябре с детьми старшей группы мы посетили «Конный двор», где сотрудники и директор Детского Эколого-биологического центра не только рассказали, как ухаживать за лошадьми, но и продемонстрировали ребятам разновидности казачьих  плеток. А некоторые дети смогли почувствовать себя настоящими казаками, оказавшись в седле.

На территории 3 детского сада, на радость детворе, создан  мини –музей «Донской  дворик». Где воспитанники  могут  воочию увидеть, как жили наши предки-казаки, подержать в руках предметы старины, попробовать попользоваться ими, проникнуться  культурой  Дона. Пошиты  детские  казачьи костюмы.  

Использование самобытных физических упражнений и донских игр с дошкольниками позволило улучшить  показатели физического и функционального развития детей.  

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, чтоиспользование регионального компонента в физкультурно-оздоровительной работе в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...

Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

«Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников» (из опыта работы).

Сенсорное воспитание тесно переплетено с развитием мышления, речи, оно составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, без него невозможно овладение разными видами продуктивной деятельности ...

Тема: «Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников».

Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением не...

Консультация для воспитателей «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников»

Развитая сенсорика составляет фундамент общего умственного развития дошкольника....

Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников

Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением не...