Конспект занятия по кружковой работе "Бабушкины игрушки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Пышкова Светлана Михайловна

Приобщить детей к национальным традициям и культуре эрзянского народа, используя малые формы фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2021_-_mart.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»  МБДОУ «Детский сад «Планета детства»

комбинированного вида»

Конспект занятия

по кружковой работе

«Кладовая эрзянского народа»

 в средней группе на тему

 «Бабушкины игрушки»

Подготовила и провела:

воспитатель  Пышкова С.М.

пгт Комсомольский

 2021г.

Бабушкины игрушки

Цель: приобщить детей к национальным традициям и культуре эрзянского народа, используя малые формы фольклора. 

Задачи: 

образовательные: познакомить с мордовскими народными игрушками –   деревянной Лошадкой, Грибником, Птичкой-свистулькой, закрепить знания о мордовской Матрешке;

 развивающие: формировать понятие, из чего они сделаны, развивать интерес к малому мордовскому фольклорному жанру – колыбельная песенка, потешка, пестушка, расширять  интерес к народной игрушке, обогащать словарный запас;

воспитательные:  побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Оборудование:  Матрешка, колыбелька, кукла Татю в мордовском костюме, тавлинские деревянные игрушки – Лошадка, Грибник, Птичка-свистулька, маска-ободок петуха, прутик.

Словарная работа: колыбелька, пестушка, потешка, потягушечки, токарь.

Предварительная работа: заучивание мордовской колыбельной песенки, потешки, пестушки в переводе на русский язык; заучивание междометий («Здравствуй», «До свидания», «Спасибо») и считалочки на эрзянском языке; игры с Матрешкой, роспись элементами мордовского узора плоскостных изображений Матрешек.

Методические приемы: практический, словесный, наглядный, игровой момент, объяснительный показ.

1. Приветствие. (Слайд №1)

Край мордовский – Родина моя,

Край мордовский – дружная семья!

Здесь живут как друг и брат,

А при встрече говорят «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: Шумбрат, Светлана Михайловна!

Ребята, сегодня мы снова отправляемся путешествовать в мир эрзянской культуры и эрзянского языка! И увидим, чем еще богат наш родной мордовский край.

За это время вы много нового узнали о быте и фольклоре мордовского народа: учили колыбельные песни, пестушки, потешки, играли в мордовские народные игры. А сейчас давайте покажем, чему вы научились. Проходите к стульчикам и присаживайтесь. (присаживаются полукругом на стульчики)

2. Сюжетно-ролевая игра «Колыбельная для Татю»

(Слайд №2 - фонограмма «плач маленького ребенка») Я слышу, что кто-то плачет (подходит к колыбельке-качалке). Ребята, наша кукла Татю плачет, никак не может уснуть. Как мы можем помочь ей, чтобы она успокоилась и уснула?

Дети: Спеть колыбельную песенку.

 (Воспитатель поет на эрзянском языке колыбельную песенку. Подготовленный ребенок поет перевод колыбельной на русском языке).

Воспитатель: Утю-балю, какинем!                        

Утю-балю, дугинем!                        

Тетят моли базаров,                        

Тонеть рами горнипов,                

Монень рами баяга.                        

Тей люкштядян – «горь» мери,            

Тов люкштядян –«гай» мери.

- Полина Е., ты знаешь колыбельную песенку? Спой, пожалуйста. (Поет Полина)        

Полина: Утю-балю, дитятко!        

Утю-балю, доченька!

Отец пойдет на базар,

Тебе купит самовар,

Мне купит бубенцы.

Я сюда качну – звенит,

Я туда качну – звенит. (присаживается на свое место)

Воспитатель: Вот так ребенок под колыбельную песенку мамы  успокаивается и засыпает.

Ребята, Полина спела колыбельную песню на русском языке, а я на каком языке спела?

 Дети: На эрзянском языке.

Воспитатель: Правильно!

Посмотрите, наш ребенок  просыпается и подтягивается. После сна обязательно нужно сделать зарядку и спеть «потягушечки».

Воспитатель: Касыне, касыне,

Вишка писай лапине.

Полина Б., умеешь петь потягушечки?

Полина Б.:  Потягушки, потягушечки,

                 Моя маленькая лапка котенка!

 Воспитатель: Это нужно для того, чтобы ребенок вырос большим, здоровым, мама помогает ребенку делать зарядку прямо в кроватке.

 Когда уже ребенок стал бодрым, мама берет на руки и начинает играть с ним.

Воспитатель: А кодашка касыть тон, монь Татю тейтернем.  

А кодамо покшат тон, монь тякинем.

Сажает на свою ногу и качает.

Тёки-тёки-тёкшке,

Минек Татю покшке.

Эта песенка называется пестушка. Так мама развлекает ребенка, чтобы было весело, играет с ним. Милана, спой пестушку на русском языке, порадуй Татю.

Милана: Ах, как ты выросла моя доченька,  

Ах, какая большая ты стала, ладушка.

Тёки-тёки-тёкшке,

Минек Татю покшке.

(на руках подбрасывает вверх, качает на ноге)

Слайд №3 - (смех ребенка)

Ах, как весело стало нашей Татю! Ребята, а вы любите играть в игры?

Дети: Да.

И наша Татю очень любит играть в игры. Я вам предлагаю поиграть в модовскую народную игру «Атякшкесэ». Ребята, давайте  и Татю пригласим поиграть.

3. Мордовская подвижная игра «Атякшкесэ» «В петушка».

 (Слайд №4 – мордовская мелодия для игры)

С помощью считалочки сейчас выберем «Бабушку» и «Петушка». А поможет нам в этом Регина:

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Монь кискинем стядо пиле.

Налкси, онги: гав, гав, гав!

Кинь онгизе – листь бокав!

Ход игры:

Петух: Бабушка, а бабушка, у тебя живет курочка?

Бабушка: Живет, да дома не бывает.

Петух: А где же она?

Бабушка: Бродит где-то. Да вон же она, которую зовут Ангелина.

Петух: Эта? (Петух дотрагивается прутом до плеча)

Бабушка: Она самая. (Курочка убегает)

Петух: Кыш домой! Кыш домой!

Молодцы, ребята, весело поиграли! А сейчас сядем на стульчики и отдохнем. (садятся на стульчики)

4. Беседа о мордовских игрушках. 

А с чем ещё любят играть дети, что еще может развеселить ребенка? (Ответы детей). Правильно, с игрушками. Отгадайте-ка мою загадку про игрушку.

Воспитатель: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

У меня есть бабушкин старый сундучок, а отгадка находится там. (воспитатель достает из сундука)

Вы угадали, это Матрешка! Посмотрите, какая красивая игрушка – Матрешка! А про Матрешку нам расскажет Полина Большакова.

Полина Б.: «Форму Матрешки сделал токарь из дерева. Значит, это деревянная игрушка. А еще она старинная, потому что ее придумали давным-давно. С Матрешкой любили играть наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Она очень красивая! Художник расписал её своими красками».

Воспитатель: Молодец, Полина, что рассказала нам про Матрешку. Ребята, посмотрите, у Матрешки наряд с каким узором?

Дети: Мордовским узором.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Увидели элементы мордовского узора «елочка», «крест», «зубчики», «восьмиконечная звезда», «галочка».

Воспитатель: Правильно. Эту игрушку сделали и украсили мордовские мастера, которые живут в соседнем поселке Чамзинка. Внимание на экран! (Слайд № 5 - видео про Матрешку)

(Комментарий к видео:

Мастер берет полено нужного размера.

Вставляет это полено в токарный станок.

Нужно быть внимательным, работая возле такого станка. Потому что можно порезаться или, например, стружка попадет в глаз.

А вот токарь начинает точить, делая правильную и нужную форму Матрешки.

Для этого ему нужны инструменты – «резцы» называются.

Обратите внимание, они разного размера и разной формы.

А вот почти готова наша будущая Матрешка.

Художница расписывает Матрешку специальными красками.

Вот она – красавица!)

Много труда нужно приложить, чтобы получилась такая красивая Матрешка!

Воспитатель: Есть у меня в сундучке ещё игрушка и тоже деревянная. Это тоже мордовская игрушка, сделанная мордовскими мастерами из села Подлесная Тавла Кочкуровского района республики Мордовия – деревянная лошадка. Потрогайте лошадку и скажите, какая она?

Дети: Она гладкая, тёплая, легкая, красивая, узорчатая.

Воспитатель: А почему ощущается, что тёплая игрушка?

Дети: Дерево дает нашим рукам тепло и ручки не мерзнут, играя такой игрушкой.

Воспитатель: А почему легкая?

Дети: Потому что дерево – легкий материал, который даже в воде не тонет.

Воспитатель: А хвост и грива из чего сделаны, кто знает?

Дети: Хвост и грива сделаны из лыка.

Воспитатель: А что это такое лыко?

Дети: Это часть коры дерева.

Воспитатель: А лыко какое на ощупь?

Дети: Мягкое, легкое, пушистое, пахнет деревом.

Воспитатель: (Слайд № 6) А вот еще игрушка, сделанная мастерами из села Подлесная Тавла: Птичка-свистулька. Она красивая и звонкая! (воспитатель даёт ребенку посвистеть в свистульку)

 (Слайд №7 - фонограмма «смех ребенка»)

И нашей Татю тоже стало весело с нашими  игрушками. Такими  игрушками, ребята, играли и ваши бабушки и дедушки. Им уже много-много лет, а ими интересно играть и вам. Их нам подарила природа, а человек сделал чуть-чуть красивее. (Слайд № 8)

Давайте поблагодарим мастеров-умельцев стихами, посвященными им, людям, которые приносят радость детям, делая такие замечательные и добрые игрушки, и тем самым дарят радость детям:

(встают возле стульчиков)

Саша: Есть на Земле нашей прекрасной

Большая гордая страна.

Россией называют славной,

А в ней Мордовия моя.

Ангелина: Живут в Мордовии умельцы,

Которые с природой дружат.

Чтоб радовались взрослые, младенцы…,

Им дерево и глина верно служат!

Лиза: Игрушки звонко-расписные

Под их руками оживают!

Для нас подарки «золотые»

Мордовские умельцы сотворяют!

Вадим: За всё, что мастер детям подарил,

Мы на эрзянском языке

«Сюкпря» умельцам говорим!

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие в мир мордовской игрушки?

Дети: Да!

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Дети: Познакомились с мордовскими народными игрушками: мордовской Матрешкой, Лошадкой и Птичкой-свистулькой. Узнали, как делают мордовскую Матрешку.

Воспитатель: «Сюкпря» вам, ребята, за сегодняшнее путешествие! Вастомазонок!

Дети: Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект занятия в кружковой работе на тему "Нарисуем вам подарок"

Конспект разработан для работы кружка "Мир Красоты", который работает в тесном сотрудничестве с КВЦ "Радуга" г. Саратова. Проблемная ситуация создана на основе реальных фактов. Занятие построено с уче...

Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"

Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

Конспект занятия по кружковой работе "В гости к дедушке Корнею"

предлагаю  конспект занятия по произведениям К. Чуковского...

конспект занятия по кружковой работе на тему: "Туристический поход"

Занятие построено в форме туристического похода. Дети учатся преодолевать препятствия, действовать сообща, знакомятся с жизнью леса, закрепляют на практике правила поведения в природе....

Конспект занятия по кружковой работе "Обучению детей мордовскому-эрзя языку": «Игрушка: кукла» (вторая младшая группа)

Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Вос...