ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «СТУДИЯ ЖУРНАЛИСТОВ» В КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
методическая разработка (подготовительная группа)

Музыка Юлия Владимировна

В работе представлены материалы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников с ОНР посредством инновационной технологии интервьюирования. Определены цели и задачи применения учебного пособия «Студия журналистов» в краеведо-туристской деятельности, разработано тематическое планирование, описаны методы и приемы работы, результаты проекта. Данные методические рекомендации можно использовать  в практической деятельности при разработке программ краеведо-туристской деятельности дошкольников с ОНР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

В работе представлены материалы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников с ОНР посредством инновационной технологии интервьюирования. Определены цели и задачи применения учебного пособия «Студия журналистов» в краеведо-туристской деятельности, разработано тематическое планирование, описаны методы и приемы работы, результаты проекта. Данные методические рекомендации можно использовать  в практической деятельности при разработке программ краеведо-туристской деятельности дошкольников с ОНР.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                           4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                           9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                  15

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                   16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Проблема патриотического воспитания существует, потому что за последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Но трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей с ОНР гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Решение Президента России Владимира Владимировича Путина объявить 2022 год годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Это и есть одна из задач патриотического воспитания.

Год культурного наследия народов России - это хороший повод для проведения различных мероприятий, направленных на развитие и популяризацию русского народного творчества и национального наследия малой родины. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Таким образом, формирование представлений дошкольников с ОНР о Родине, воспитание чувства патриотизма — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Научно-методическое обоснование

Одной из таких технологий является технология интервьюирования. Обращение к детской журналистике и интервьюированию наполняет новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщает дошкольников с ОНР к миру Медиа, является эффективным фактором развития их познавательных интересов. Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей и родителей набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса.

Возможность и целесообразность использования технологии интервьюирования в работе с дошкольниками с ОНР подчеркивается многими учеными. Дошкольники получают новый познавательный опыт; такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации, формирует навыки сотрудничества. При этом технологию интервьюирования возможно использовать для реализации любой образовательной области, она в полной мере основывается на интегрированном подходе.

В результате применения данной технологии в краеведо-туристской деятельности обучение дошкольников приближается к реальной жизни, они знакомятся с объектами ближайшего природного и социального окружения, создается запоминающийся образ Родины. Дети учатся быть ответственными за общее дело, учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой, друг с другом, со взрослыми, с окружающим социумом.

Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства ее реализации. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели.

В современной практике дошкольного образования накоплен большой арсенал игр и упражнений для работы по патриотическому воспитанию, но в условиях большой информационной насыщенности обычные дидактические игры нередко становятся скучными и непривлекательными. Активно пользуясь всеми доступными гаджетами, а их становится все больше в окружении ребенка, он ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимания. В своей работе со старшими дошкольниками с ОНР в процессе краеведо-туристской деятельности мы активно используем сюжетно-ролевую игру «Студия журналистов». Она усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» в групповой «Студии журналистов» являются результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.

Новизна данной технологии заключается в том, что у дошкольников с ОНР формируется нравственная система ценностей, формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе, а именно:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие речи дошкольников с ОНР;
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).

Проект является долгосрочным и соответствует специфике образования детей дошкольного возраста с ОНР, способствует: развитию познавательно – речевых, коммуникативных, исследовательских способностей старших дошкольников с нарушением речи, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и использованию коммуникативных способностей в повседневной жизни, приобщению детей к совместной творческой созидательной общественной деятельности.

Цель проекта: введение личности ребенка дошкольника в социально-нравственную атмосферу родного края, села, воспитание любви к родной природе, воспитание патриота, гражданина в процессе краеведо-туристской деятельности с применением технологии интервьюирования.

Задачи проекта:

  1. Сформировать целостную систему личностно-социального развития дошкольников, направленную на включение туристско-краеведческой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с применением технологии интервьирования.
  2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования патриотических представлений у детей с использованием технологии интервьюирования;
  3. Сформировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей.
  4. Конкретизировать содержание краеведо-туристских знаний у детей дошкольного возраста и показатели их сформированности.
  5. Создать модель взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию средствами краеведо-туристской деятельности.
  6. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, к народам, живущим в нем, гордость за известных людей;
  7. На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
  8. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе отношение к людям, родному селу, району, республике, России;
  9. Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений;
  10. Воспитывать уважение к защитникам Отечества;
  11. Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Объект – является процесс работы с дошкольниками с ОНР по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведо-туристскую деятельность с применением технологии интервьюирования.

Предмет – краеведо-туристская деятельность дошкольников нарушением речи с применением технологии интервьюирования.

Гипотеза проекта предполагает сформировать целостную систему личностно-социального развития дошкольников, направленную на включение туристско-краеведческой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с применением технологии интервьюирования.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, которая предусматривает системное проведение мероприятий по краеведо-туристской деятельности с использованием технологии интервьюирования

Практическая значимость заключается в том, что краеведо-туристская работа с применением технологии интервьюирования является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы ДОУ, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития ребенка. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой Родины», патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процессе познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, образ Родины.

Условия реализации проекта – естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры села Большая Елховка.

Связь с другими видами деятельности

№ п/п

Раздел

Виды деятельности

1

Развитие речи

Индивидуальная работа, беседы, ООД

2

Ознакомление с художественной литературой

Чтение о природе, подвигах односельчан, спортивных подвигах и т.д.

3

Физическая культура

Экскурсии, целевые прогулки, походы

4

Нравственное воспитание

Беседы об известных людях села, экскурсии, выставки фотографий

5

Формирование целостной картины мира

Экскурсии, целевые прогулки, походы, тематические фотовыставки

6

Изобразительная деятельность

ООД,  выставки поделок и рисунков

7

Музыка

Развлечения, праздники

Использование ИКТ и ТСО:

- интерактивный комплекс (мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, интерактивная доска);

- Интернет сайты;

- видео-фотокамера;

- телевизор.

Ожидаемые результаты краеведо-туристской работы с детьми с ОНР с применением технологии интервьюирования:

Воспитанники будут знать:

  • известных людей своего родного села, которые прославляют Россию;
  • природный и растительный мир своего края;
  • правила туристят.

Воспитанники будут уметь:

  • правильно себя вести в походах;
  • вести диалог с использованием опорных карт-схем;
  • общаться в паре, группе, коллективе, устанавливать межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • украшать свой детский сад, свое село, сажая цветы.

Воспитанники воспитают в себе:

  • любознательность и творческую активность;
  • любовь к родному селу, Республике Мордовии, стране.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В воспитательном процессе нашего детского сада патриотического воспитание осуществляется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное и др. Для реализации этих направлений проводится системная работа в рамках программы воспитания.

Один из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности – это краеведо – туристская работа в детском саду. Краеведо-туристская деятельность – комплекс мероприятий (тематических прогулок, экскурсий и походов), через которые ребенок активно включается в процесс освоения ближайшего природного и социального окружения. Краеведо-туристская деятельность обогащает систему работы детского сада и позволяет в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка интеллектуально, нравственно и физически. На занятиях у воспитанника формируются представления и понятия об окружающих его предметах, развивается самостоятельность, наблюдательность, и, наконец, закаляется организм.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над проектом –1 год, осуществляется в четыре этапа.

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий, к изготовлению презентаций нравственно-патриотической тематики.

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

IV этап (коррекционный): анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

Коррекционная функция будет применена в случае несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта.

Формы работы со старшими дошкольниками с ОНР:

  • НОД
  • Целевые прогулки
  • Экскурсии по селу, в предприятия, мини-музеи в детском саду, музей школы.
  • Мини походы на природу, по экологической тропинке на природе. Поход  проводится как на территории детского сада, так и вне её. При подготовке и проведении тематической прогулки или мини-похода продумываем маршрут и учитываем особенности ландшафта, обговариваем общие правила безопасного поведения во время похода.
  • Развлечения, праздники.

Методы работы со старшими дошкольниками с ОНР:

  • Беседа;
  • Рассматривание иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов;
  • Наблюдения за животными, комнатными растениями, живой природой;
  • Труд в природе;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов;
  • Игры (спортивные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры).

На занятиях дети наблюдают явления природы, знакомятся с экскурсионными объектами, упражняются в освоении туристских навыков и умений, преодолевают препятствия, играют на свежем воздухе, учатся контактировать друг с другом и со взрослыми.

Каждое занятие обязательно предусматривает три этапа работы: подготовку, само занятие и подведение итогов. В процессе подготовки воспитатели внимательно изучают маршруты, читают соответствующую литературу, рассматривают иллюстрации, беседуют с детьми и проводят с ними дидактические игры.

В процессе тематических прогулок, экскурсий и походов со старшими дошкольниками с ОНР мы используем сюжетно-ролевую игру и дидактическое пособие для нее «Студия журналистов».

Данное дидактическое пособие многофункционально. Оно позволяет решать не только задачи речевого, но и познавательного развития, в т.ч. нравственно-патриотического и экологического воспитания старших дошкольников.

С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, с особенностями их творческого труда. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, делать репортажи и фоторепортажи о ближних объектах природного и социального окружения, о людях, родном селе, районе, республике, России; о проведенных патриотических и экологических акциях, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

В дидактическом пособии «Студия журналистов» используем фотоаппарат, диктофон, микрофон, блокнот с кармашками для карт-схем, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.

Детское фотографирование - способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности, оно позволяет детям выразить себя через фотографию, особенно нравится дошкольникам делать фоторепортажи. Сделанный фоторепортаж позволяет проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат.

В процессе этой игры дошкольники получают новые знания в доступной для их возраста игровой форме, также это способствует сближению воспитанников и педагога.

Перед тем как провести игру, с детьми проводится большая предварительная работа:

  1. Беседа о работе фоторепортера.

Вместе с детьми обсуждаем, какие объекты можно фотографировать и для чего. Тематика фоторепортажей зависит от недельной тематики в соответствии с рабочей программой нашей группы. 

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

- сохранять информацию из разных источников;

- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

- проводить длительные наблюдения;

- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Важную информацию даёт последующая беседа по фотографиям.

  1. Беседа о работе журналиста, корреспондента

Вместе с детьми обсуждаем, что корреспондент может спросить у гостя студии:

- что ты фотографировал;

-почему фотографировал именно это;

-как у тебя получилась эта фотография и т.п.

Предлагаем для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Договариваемся с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносим его в карточку. Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.

3. Распределение ролей.

Учитываю желание детей, а также конкретные задачи, которые ставлю перед собой.

4. «Творческая командировка» (прогулка, экскурсия, мини поход) или «интервью в студии».

При изучении природы родного края, в процессе природоведческих экскурсий дети знакомятся с окружающим миром и родным краем, видят флору и фауну родного края в их естественном виде. На территории детского сада есть экологическая тропинка, где на протяжении года проводят наблюдения за объектами природы. Дети имеют возможность наблюдать за одними и теми же объектами, определяя влияние сезонных изменений на их жизнь. На основании фенологических наблюдений ведется календарь.

Дети-фоторепортеры ведут репортажи об объектах природы, которые они сфотографировали. Например, в начале октября мы изучаем тему «Деревья. Лес». Предлагаю детям сделать фоторепортаж о разных деревьях, узнать, как называется то или иное дерево, где растет, какие у этого дерева листья, плоды. В «Студии журналистов» в виде интервью обсуждаем правила поведения в лесу, вопросы охраны леса и т.д. Не забываем и о работе с родителями. На основе детских фотографий, совместно с родителями, изготовили дидактическую игру «С какого дерева лист?».

Следующая тема, которую мы изучаем – это «Золотая осень». При прохождении этой темы, дети с помощью фотоаппарата фиксируют изменение окраски листьев у деревьев. Далее при прохождении темы «Поздняя осень» дети снова фиксируют с помощью фотографий происходящие изменения с деревьями. Детские фоторепортажи позволяют вести длительное наблюдение за объектами природы. Во время экскурсии дети стараются анализировать окружающую обстановку, развивают наблюдательность и внимание. 

После экскурсии подводятся ее итоги и организуются ситуации общения с детьми в «Студии журналистов». Дети-корреспонденты берут интервью у гостей студии-участников экологических акций, беседуют по фотографиям с фоторепортерами.

На экскурсиях на сельскохозяйственные объекты мы посещали с детьми школьный сад, огород. Также мы с детьми изучали, какие сельскохозяйственные предприятия есть в нашем селе, люди каких профессий на них трудятся. К нам в гости приходили родители и рассказывали в нашей «Студии журналистов» о своих профессиях: комбайнер, птичница и др.

Работу по разделу «Изучаем историю» мы начинаем с самого родного, самого близкого, самого дорогого для ребенка – семьи. Дети рассказывают, какие старинные имена были в семье, чем известны их родственники, о трудовой и воинской славе, семейных традициях, об обязанностях в семье, о своем доме, рисуют с помощью родителей родословное дерево. Подраздел «Мой детский сад» - одна из самых доступных тем краеведческой работы. Начинаем с истории возникновения сада. Используем открытки, фотографии разных лет, изготовляем альбомы, организуем встречи в «Студии журналистов» с бывшими работниками детского сада.

Изучая тему «Мое село – часть России», знакомим детей с историческими местами, памятниками, достопримечательностями нашего села, учим уважать выдающихся земляков, которые прославили родное село, район, республику, исторических лиц, деятелей образования и культуры, воинов и трудящихся. Эти знания оказывают содействие воспитанию у детей чувства гордости за свою причастность к казахскому народу. Учим уважать государственную символику, рассказываем о некоторых основных событиях из истории, о Великой Отечественной войне и т.д.

Мы с ребятами подготовительной группы компенсирующей направленности принимали участие в Межрегиональной научно-исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Работа начиналась с изучения малой родины, нашего села Большая Елховка. Важно было показать детям, что оно славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Наши прогулки и экскурсии проходили по нашему селу. Дети с родителями, гуляя по улицам поселка, делали различные фотографии и видео. На основе этих фотографий и видео мы сделали путеводитель по нашему селу Большая Елховка, где видно, какие улицы есть, достопримечательности, места прогулок и развлечений, памятник летчикам-испытателям и многое другое (см. ссылку на видео в Приложении). В итоге заняли призовое место, чем мы очень горды. Данная работа продолжается, мы знакомимся с достопримечательностями и историей города Саранска, Мордовией.

Вся работа, которая проводится с детьми, направлена на решение задач по патриотическому воспитанию и развитию интереса детей к краеведо-туристкой деятельности. Как показывает практика, краеведо-туристкая деятельность благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии детей, способствует снижению заболеваемости. В результате использования в краеведо-туристской деятельности дидактического пособия «Студия журналистов» дошкольники с ОНР не только приобретают представления о Родине, понимание своеобразия родного края, испытывают чувство патриотизма, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций.

Родители, по окончании работы по детской журналистике, также не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста или с гордостью рассказывающих о своих фотографиях.

Новое направление в нашей работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников с ОНР открывает больше возможностей творческого поиска, результатами которого становятся, прежде всего, новые знания о своей стране, начиная с «малой Родины», патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. Если в результате педагогической работы ребенок приобрел знания о его истории, достопримечательностях, будет знать имена тех, кем гордимся, кем прославлен и основан, начнет проявлять интерес к событиям родного поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что задача выполнена.

Конечными результатами нашего проекта стало:

– создание условий для патриотического воспитания дошкольников в процессе краеведо-туристской деятельности с применением технологии интервьюирования и игрового пособия «Студия журналистов»;

– повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания и образования воспитанников;

– распространение передового педагогического опыта по данному направлению;

– повышение уровня патриотического образования дошкольников с ОНР;

– установление сотрудничества с социальными институтами;

– повышение знаний родителей по патриотическому воспитанию.

Список литературы

  1. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метд.реком.-М: ЦДЮТ РФ, 1992.-44с.
  2. Башурова А.М. Особенности детской журналистики России XYIII,

XIXbb // Вестник ИрГТУ. 2007. No2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskoy-zhurnalistiki-rossii-xyiii-xixbb.

  1. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
  2. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 2007. 3. Вовк Е.В. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004г
  3. Жукова, Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестник КРУ МВД России. 2011. No4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-detskaya-zhurnalistika-kak-faktor-formirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniya-detey-problemy-i-perspektivy.
  4. Коханая, О. Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестник МГУКИ. 2013. No2 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-zhurnalistika-kak-tvorcheskiy-protsess.
  5. Курбанов, Г.С. Умные игры для детей и их родителей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
  6. Макушева, Н. В., Головина, Е. А., Крестьянинова, Н. А., Гукова, И. А. «Дошкольный туризм» как культурная практика организации деятельности клуба выходного дня «Казацкая слобода» в ДОУ // Проблемы современных социокультурных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 81-84.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. 

Перспективно-тематическое планирование

«Патриотическое воспитание средствами краеведо-туристской деятельности с применением технологии интервьюирования»

Тема

Название

Работа в «Студии журналистов»

Результат

Начала туристической деятельности

Что такое карта, маршрут, привал и т.д.

Беседы в «Студии журналистов»

Карта «Путь в д/сад»

Знакомство с правилами туристят

Знание детьми правил

Правила безопасности на прогулках, экскурсиях, походах

Изучаем историю

Моя семья

Интервью со старшими членами семьи

Составление генеалогического дерева

Экскурсия по детскому саду

Интервью с сотрудниками детского сада

Фото и видеорепортаж

Моя малая Родина

Экскурсия в комнату национальной культуры

Интервью с «Хозяюшкой мордовской избы»

Фоторепортаж «Культура и традиции села»,

альбом «Наше село вчера и сегодня»

Целевая прогулка по улицам нашего села

Фото и видео съемка, беседа «Почему так названы наши улицы?»

Видеорепортаж «Экскурсия по нашему селу»

Экскурсия по селу (социальные объекты)

Фото и видео съемка, интервью с почтальоном, продавцом и т.д.

Видеорепортаж «Экскурсия по нашему селу»

Экскурсия «Предприятия нашего села»

Фото и видео съемка, интервью с родителями, работающими на предприятиях нашего села

Видеорепортаж «Предприятия нашего села»

Защитники Отечества

Экскурсия к памятнику погибшим воинам ВОВ

Фото и видео съемка, интервью с директором школы, возложение цветов

Видеорепортаж «Экскурсия по нашему селу»

Экскурсия к памятнику самолету МИГ17

Экскурсия к мемориальной доске героя Вячеслава Имерякова

Участие в Митинге ко Дню Победы

Фото и видео съемка, интервью с ветеранами боевых действий, возложение цветов

Участие педагогов, детей, родителей на митинге, посвященном Дню Победы.

Природа края

Целевая прогулка «Голубые ели на центральной площади»

Фото и видео съемка, интервью с директором ДК и т.д.

Видео экскурсия «Природа нашего села», гербарий «Растения нашего села»

Целевая прогулка на пруд

Фото и видео съемка, беседы

Белые березы.

Беседа о лесах России

Фото и видео съемка, беседы

Наши спортсмены

Экскурсия в ФОК

Беседа о чемпионке Мордовии по многоборью, которая ходила в наш д/сад

Интервью с тренером

Видео и фоторепортаж

Экскурсия в спортзал по греко-римской борьбе

Встреча с тренером

Видео и фоторепортаж

Известные люди села и России

Экскурсия в библиотеку, интервью с библиотекарем. Беседа об известных людях родного края, которые прославили Россию

Фоторепортаж «Известные люди села»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство ранней профориентации старших дошкольников

С помощью данного дидактического пособия дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческо...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...

Опыт работы музыкального руководителя "Использование нестандартного пособия "Чудо-парашют" в музыкально-ритмической деятельности дошкольников"

Данный материал показывает, каким образом можно использовать нестандартное оборудование "Чудо-парашют" в ДОУ....

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...