Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе «Лапландский заповедник»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Создание условий для ознакомления дошкольников с Лапландским заповедником и его обитателями, с его местонахождением и особенностями климата; показать роль человека в сохранении флоры и фауны Лапландского заповедника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_laplandskiy_zapovednik.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе «Лапландский заповедник»

Цель: познакомить детей с Лапландским заповедником и его обитателями; с его местонахождением на Кольском полуострове. Обозначить роль человека в сохранении флоры и фауны Лапландского заповедника.

Задачи:

• Познакомить детей с географической картой ,с местоположением Лапланд-ского заповедника;

• Дать знания детям об обитателях заповедника;

• Развивать мышление, память;

• Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

• Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа:

Рассматривание серии фотографий «Лапландский заповедник», охраняемых животных и растений заповедника; чтение художественной литературы о за-поведниках с последующей беседой; заучивание стихотворений о обитате-лях заповедника.

Материал к занятию: мультимедийная доска, карта Кольского п-ва, иллюст-рации животных и растений заповедника.

                                               Ход занятия:

  Воспитатель: Дети, вы знаете, что такое заповедник? (ответы детей).

Да, это участок дикой природы, который охраняется государством, и где нельзя охотится, вырубать деревья, рвать растения. И сегодня мы с вами отп-равимся в Лапландский заповедник. Посмотрите на карту, заповедник нахо-диться в западной части Кольского п-ва  в Мурманской области. Заповедник создали для того, чтобы восстановить численность северного оленя.

 Воспитатель: Лапландия – это край синих гор и вечных снегов на перевалах, падающей с камней быстрой воды и самых древних в Европе лесов. Это запо-ведный мир детских сказок, где правит Снежная Королева и откуда на оленей упряжки под рождество выезжает Санта Клаус с подарками. Немногие знают, что часть этой сказочной страны расположена на северо-западе России на Кольском п-ве. Леса занимают более половины территории заповедника, так-же здесь скалы и горные тундры.

  Растительный мир заповедника не очень разнообразен, ведь здесь на севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ветры. Но самые смелые растения забираются даже сюда. Например, лишайники и мхи очень выносливы и по праву считаются хозяевами тундры. Особенно славиться ягель - любимое ла-комство северных оленей.

Воспитатель: А еще в заповеднике очень интересное растение – карликовая береза. Это совсем крохотное деревце. У нее тонкие веточки, а листики не больше елочных конфетти. Но почему это деревце такое маленькое, вы узна-ете из стихотворения.

Белая березка, как ты нам мила!

Что же ты березка ростом так мала?

Как в суровом крае вырасти высокой?

Гнет меня ломает ветер злой, жестокий.

Снег из низкой тучи хлопьями валит.

И мороз трескучий меня леденит.

Как же ты, березка, уцелеть сумела

У царя – мороза в государстве белом?

Стала я березкой крошечной, малюткой.

Добрый мох укутал меня теплой шубкой.

Так почему же на севере деревья такие маленькие? (ответы детей)

  А еще тундра богата ягодами и мы с вами про них уже много говорили. Назовите ягоды которые растут в тундре. (Голубика. Морошка и т. д.)

А теперь давайте поговорим о птицах, которые встречаются в Лапландском заповеднике. Здесь есть и перелетные и зимующие птицы.Одна из них – белая куропатка. Она очень красивая, размером с голубя. Перышки зимой у нее белые, лишь на хвосте есть несколько черных. Как вы думаете зачем ку-ропатке зимой нужно белое оперение? (ответы детей)

Они живут в тундре круглый год.

(Выходит ребенок и рассказывает стихотворение)

Куропатка, куропатка! Ты зачем зарылась в снег?

Объясняю вам, ребятки, согревает снег, как мех.

Дует ветер ошалелый, слышен вой его и свист.

Глубже в снег зароюсь белый, он и мягок, и пушист.

Воспитатель: Весной куропатки линяют, они становятся пестренькими. Свои гнезда они вьют среди мхов, в неглубоких ямках, устилая их травинками, мхом, листочками. Питаются куропатки почками деревьев, корой, листьями и стеблями растений, насекомыми и ягодами.

И еще про одну птицу я вам расскажу. Это полярная сова.

(Выходит ребенок и рассказывает стихотворение)

Оперенье белое, большая голова.

Птица очень смелая полярная сова.

Морозов не биться, ей не страшны ветра,

Над тундрою кружиться, проворна и быстра.

Дети расскажите, вы знаете о совах. (ответы детей)

Да, это хищные птицы, которые очень хорошо видят в темноте. Клюв у них острый, загнутый вниз. В мае на крутых речных берегах или на болотных кочках они вьют гнезда, и мама-сова откладывает яички. А потом, почти ме-сяц сидит на гнезде. Вылупившиеся птенцы очень быстро растут.

Физминутка

Дети по лесу гуляли (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (руки вверх)

И их лучики согрели (обнять себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет. (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим, на носочках побежим (бег на носках)

Отдохнули порезвились и на стулья опустились. (садятся)

В тундре часто можно встретить лемминга. А вы знаете, кто такие лемминги?

Это маленькие пушистые зверьки, постоянно живущие в тундре. Лемминги – близкие родственники серой мышки полевки, и рыженького хомячка. Лемминги - грызуны.

Воспитатель: Каких животных называют грызунами? (ответы детей)

Тех, которые грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Помогают им в этом очень острые зубки. У лемминга во рту прячутся острые. Будто хо-рошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба-резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. Лемминг симпатич-ный небольшой зверек, его чудесная пушистая шубка окрашена в желтовато- бурый цвет, на спинке, словно кистью художника. Нарисована ровная темная полосочка.

Какой образ жизни ведут в тундре лемминги?

Эти зверьки прекрасно плавают, ловко лазают, а свои уютные теплые домики оборудуют под моховой подстилкой болот или внутри невысоких кочек. Спа-ленки для малышей они устраивают с особой родительской заботливостью : устилают веточками, листиками, мхом. «Колыбельки» получаются теплыми и мягкими.

   Когда проходит короткое северное лето и пушистые снега покрывают тунд-ру, лемминги прячутся в своих домиках. Сюда не проникает холодный ветер, лютые морозы. Зимой лемминги не впадают в спячку – резвятся в широких галереях и залах норок, грызут корешки трав, воспитывают непослушных ма-лышей. Корма под снегом им хватает. Дома этих подземных жителей, боль-шие, просторные, удобные, с кладовыми. Полными запасов, глубокими ходами.

(Выходит ребенок и рассказывает стихотворение)

Лемминг – маленький зверек,

Не мышонок, не хорек.

Хоть и рыженький бочек,

Все же он не хомячок.

В тундре круглый год живет,

Там подземный роет ход.

Он под снегом строит дом

Много комнат в доме том.

Воспитатель: Когда северная зима уступает место короткому, прохладному лету. Лемминги выбираются из подземных домиков, греются на солнышке и целыми полчищами разбредаются по просторам тундры. Они лакомятся бе-лыми шариками травы-пушицы, поедают свежие сочные листья осоки.

Главным представителем лапландского заповедника является олень.

(Выходит ребенок и рассказывает стихотворение)

Быстро мелькают легкие тени –

Мчатся зимою по тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Мчатся олени вперед и вперед,

Снежная их королева зовет.

Воспитатель: У северных оленей крупное туловище, большая голова, увенча-нная, ветвистыми широкими рогами. Их тело покрывает большая и длинная шерсть. Каждый волосок внутри заполнен воздухом, который помогает сох-ранять тепло. Летом они линяют, меняют мех на более короткий, и меняют цвет шерсти с серебристо-белого на коричневатый.

Воспитатель: Зимой жизнь у оленей очень трудная – мало корма, негде укрыться от морозов и ветров. Живут олени стадами. Зимой питаются ягелем, а летом угощаются сочными травами, ягодами и грибами. У оленей прекрасный нюх и хорошее зрение. В мае или июне на свет появляются малыши – оленята. Мама – оленина полгода кормит их жирным и питательным молоком. Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей.

Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки об этих животных.

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты, среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвет. (Олень)

Хоть не очень он красив, но зато не прихотлив.

На крутой скале растет среди снега круглый год. (Лишайник)

У него пушистый мех, белый с золотистым.

Зарывается он в снег роет норку быстро. (Лемминг)

В тундре холодно зимой, дует ветер ледяной.

Птица в снег зароется и снежком укроется. (Куропатка)

Когти остры, глаза зорки, слух у ней отменный.

Если мышь услышит в норке, схватит непременно. (Сова)

Вот и закончилось наше путешествие по Лапландскому заповеднику. Давайте вспомним о чем говорили и чего нового узнали во время путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе детского сада. Тема: Животный мир Урала. «Поле Чудес».

Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.Задачи:1) закрепить знания детей о природе Южного Урала;2) развивать любознательность, познава...

Конспект спортивного развлечения по ОБЖ и Гражданской обороне (с элементами регионального компонента)в подготовительной группе «Знай, умей, действуй!»

В нашем детском саду реализуется программа по охране и укреплению здоровья «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Основные цели и задачи...

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»

Цель: Закрепить знания детей о родном мордовском крае.Задачи:1.Обучающие:выявить знания детей о нашей многонациональной республике, знания о достопримечательностях родного города.2.Развивающ...

Конспект открытого НОД по развитию речи с региональным компонентом в подготовительной группе. Тема: «Донские казаки».

Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи....

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"...

Конспект занятия по региональному компоненту "Путешествие по заповедникам Приморского края"

Конспект занятия по региональному компоненту "Путешествие по заповедникам Приморского края"...