Проект: «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
проект

Фирюлина Оксана Сергеевна

Проект: «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_st.gr_.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

 «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Старшая группа

Воспитатель: Фирюлина О.С.

Актуальность:

      К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

     В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

     И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема:

     Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений.

      Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу.

     Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина – Россия».

Цель проекта:

     Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
  • Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Вид проекта: информационно-практический.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ, родители

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.  Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2.Основной.  Проведение НОД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Заключительный.  Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция образовательных областей

Предполагаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:

Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с педагогами. Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С,Комаровой,  М,А,Васильевой.

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:

ООД; исторические материалы; совместную деятельность взрослых и детей; чтение художественной литературы; игры, досуги, развлечения; изодеятельность, конструирование; ознакомление с пословицами и поговорками.

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

анкетирование; родительские собрания; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов; участие в конкурсах творческого мастерства; консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

Проект долгосрочный:

Содержание работы над проектом по этапам:

1-этап – подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.

2-этап – основной.

Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

«День знаний»

Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми.

Экскурсия по детскому саду.

С/р игра «Школа».

Исполнение песен о д/с.

Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди».

«Моя семья»

Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.

Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня».

С/р игра «Семья».

Рисование «Моя семья».

Беседа о родственниках более старшего поколения.

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей.

Чтение Я.Аким

«Кто кому кто».

Д/игра: «Назови ласково».

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена».

Беседа «Что такое дружба».

Исполнение песен о дружбе.

Октябрь

«День города»

«Наша Электросталь»

Познакомить с достопримечательностями города, воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании   «Дня города»

Экскурсия по городу (с родителями).  

Рассматривание фотоальбома по теме.

Конкурс рисунков «Наш город глазами детей».

Осенний праздник «Что нам осень принесла»

Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Беседа о пословицах и поговорках об октябре.  

 Рисование «Наше село в октябре».

Конкурс творческого мастерства.

«Лес – наше богатство»

Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе.

Изготовление Красной книги ХМАО Югры.  

Рассматривание осенних пейзажей.  

Чтение  «Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин.

Д/и «С какого дерева лист».

«Экологический досуг»

Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к русским традициям.

Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов.  

 Беседа о народных приметах и пословицах об осени.

Д/и «Овощи и фрукты».

Ноябрь

«Защитники России»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям, желание быть полезным своей Родине.

Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря».

Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца».

Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков»

Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину».

Праздник «День матери»

Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.

Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».

Конкурс чтецов «Стихи о маме».

Спортивный досуг «Весёлые старты»

Развивать физические качества: силу, ловкость,  быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.

Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России.

Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия».

Рассказы пап о службе в армии.

«75 лет Битве под Москвой»

Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства.

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»

Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе».

Чтение: «Мешок овсянки» А.Митяев.

Выставка работ: «75 лет Битве под Москвой».

Декабрь

«Я и мои права»

Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать  прививать детям патриотические чувства.

ООД Чтение  р.н.с.

Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках?»

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм.

Чтение загадок о зиме.

Рисование «Новогодний праздник в детском саду».

Конкурс творческого мастерства совместно с родителями.

Аппликация «Новогодняя ёлка».

«Праздник новогодней ёлки»

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей

Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.

Изготовление атрибутов для украшения группы.

Конкурс «Лучшая новогодняя открытка».

Январь

Развлечение «Рождественские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям  и культуре России.

Пение р.н.песен, частушек, колядок.

Народные игры.

«Наша Родина – Россия»

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес  к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства.

Беседа с использованием иллюстраций.

Чтение стихотворения М.Матусовского: «С чего начинается Родина».

Чтение пословиц и поговорок о Родине.

Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»

Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны.

Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки.

Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка».

Чтение р.н.с.

Февраль

Государственные символы России»

Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о  их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам.

ООД

Использование макетов государственной символики.

Прослушивание фонограммы Гимна России.

Аппликация: «Государственный флаг России».

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!

Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

ООД          

Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Книжная выставка  «Москва – главный город страны».

«Наша армия сильна»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях,  развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких

Беседа «Что такое героизм».

Чтение С.Маршак «Наша армия».

Конкурс рисунков «Мой папа – солдат».

Аппликация «Подарок папе».

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества.

Беседа «Что такое патриотизм».

Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества.

Развлечение

«Широкая Масленица»

Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Беседа о народных праздниках.

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен.

Март

«Мама – главное слово»

Праздник «Наши мамы»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства

Беседа о маме «Мама – первое слово».

Составление рассказов: «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме».

Разучивание стихов, песен о маме.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

«Пожилые люди»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям

Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них.

Рисование: «Моя семья».

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны.

Посещение детьми музея в д/саду «Русская изба».

Имитация детьми стирки белья.

Исполнение детьми р.н.песен.

«Дом, дом, открой свою тайну!»

Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине.

ООД

Использование скороговорок, потешек, небылиц, загадок, народных игр.

Апрель

Праздник весны

Воспитывать  чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Беседа о весне, о народных праздниках.

Разучивание стихов о весне.

Рисование «Край мой любимый».

«Наши космонавты»

Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.

ООД

Беседа «Покорение космоса».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля из строительного материала.

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей.

Чтение художественной литературы о войне.

Аппликация: «Праздничная открытка».

Май

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам ВОВ, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

ООД «Мы живы, пока жива наша память».

Рисование «Праздничный салют».

Чтение рассказов из сборника «Дети – герои ВОВ».

Слушание фронтовых песен.

Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов

Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Беседа «Мы не забудем той войны».

Рисование «Войне мы скажем нет!»

Оформление выставки книг о войне.

Оформление стенда «Война в истории моей семьи».

Акция «Забота»

Продолжать воспитывать уважение к защитникам Родины, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировать патриотические чувства.

Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия».

Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…»

Создание альбома «Письма с фронта».

Конструирование «Подарки ветеранам».

«Наша Родина – Россия»

Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать  патриотические чувства.

Итоговая викторина

3 этап – заключительный.

Достигнутые результаты:

*Повысилась познавательная активность детей;

*Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;

*Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект "Моя Родина - Россия"

Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние...

Проект «Наша Родина - Россия»

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....

проект "Наша Родина - Россия". Автор педагог Шкилева Елена валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Проект "Моя родина - Россия. Страны - соседи России"

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быт...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....