Проект "Моя Родина - Россия"
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме

 

Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.

Проект состоит из трёх взаимосвязанных образовательных блоков:

·        Родная страна

·        Православные  традиции

·        Я живу в Югре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina_-_rossiya.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муницпальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок»

ПРОЕКТ

«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Патриотическое воспитание  детей

на основе духовно-нравственных  традиций русского народа

Срок реализации 2 года

Разработала:

Педагог-психолог

Галкина Ольга Петровна

Г.п. Пойковский

2012г

Оглавление

Паспорт проекта…………………………………………………………………………..4

Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта          «Моя Родина - Россия»…………………………………………………………………….5

Принципы реализации проекта……………………………………………………………7

Цели и задачи………………………………………………………………………………7

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………..7

Этапы реализации проекта ………………………………………………………………………8

Оценка эффективности работы………………………………………………………………….8

Образовательные  блоки

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………10

Распределение содержания  по образовательным блокам

        Образовательный блок «Родная страна»………………………………………………..11

        Образовательный блок «Православные традиции»…………………………………….13

        Образовательный блок «Я живу в Югре»……………………………………………….15

Литература, ИНТЕРНЕТ-ресурс…………………………………………………………………16

ПРОЕКТ

«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Патриотическое воспитание детей

на основе духовно-нравственных  традиций русского народа

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Образовательный

Продолжительность

Долгосрочный, 2года.

Участники проекта:

  1. дети старшего дошкольного возраста;
  2. родители;
  3. педагоги детского сада.

Общая характеристика проекта

Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.

Проект состоит из трёх взаимосвязанных образовательных блоков:

  1. Родная страна
  2. Православные  традиции
  3. Я живу в Югре

Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер, тема месяца  может включать содержание из трёх образовательных блоков.

В проекте представлено распределение образовательного материала по блокам. Первый и второй год изучаются  одинаковые  темы. Но второй год программный материал  обогащается.

Тематическое планирование на учебный год представлено в приложении.

Актуальность и концептуальная обоснованность

 образовательного проекта «Моя Родина – Россия»

Мы не мыслим себя без России.

Мы живём с ней судьбою одной.

И вдыхаем и веру, и силу,

От земли, нам навеки родной.

От земли, неподвластной забвенью,

В наших песнях - и радость, и грусть.

И обязаны мы вдохновеньем

Лишь тебе, наша матушка-Русь.

Л. Глебов

        Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

        В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». 

        Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного  образования. Кроме того, в Стандарты нового поколения для начальной школы введена  новая предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»,  и определены параметры оценки личностных, метапредметных  и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  И если результаты по метапредметным  и предметным требованиям к обучающимся могут быть получены на основе освоения программ начальной школы, то поставленные ориентиры личностного развития требуют специальной организации уже на уровне звена дошкольного образования.

        С учетом того, процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена  системы образования.

          Базой  патриотического воспитания юных россиян является духовно-нравственная культура народа, основанная на православной христианской религии. В Российской Федерации православие является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется, как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации. При этом важно, что ее огромный духовно-нравственный потенциал используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности, коллективистской ориентированности и социальной адаптации, совестливости. В целом, это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит  и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества. Задачи духовно-нравствен ного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей,  знакомство с православными  традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.

        Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Принципы реализации проекта

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.

Принцип амплификация содержания, позволяет  расширять и углублять знания детей  по данному направлению работы.

Цель проекта:

Способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми

Задачи:

  1. воспитывать чувство причастности к истории своего народа, гордости за достижения и культуру своего народа;
  2. воспитывать нравственно-патриотические и гражданские чувства.
  3. знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа;
  4. развивать познавательные интересы и активность детей.

Ожидаемые результаты:

  1. пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
  2. доброжелательные отношения между детьми;
  3. высокий уровень нравственных качеств личности детей;

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

  1. Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
  2. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
  3. Разработка модели проекта.
  4. Презентация на «Фестивале педагогических идей»

Апрель-май   2011г

2 этап

Мотивирование детей, родителей и педагогов

Сентябрь 2011

3 этап

Реализации проекта

Октябрь2011 –

Май 2013г

4 этап

Анализ деятельности по реализации проекта;

диагностика эффективности образовательной  работы

Апрель 2013

5 этап

презентация результатов деятельности.

Июнь 2013

Оценка эффективности работы

 

Эффективность работы по реализации проекта  можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников, и изменениям в межличностных отношениях .

Диагностика личностной сферы

Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции

  1. выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игры (методика «Игровая комната»);
  2. определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»);
  3. выявление особенностей потребностно-мотивационной сферы детей дошкольного возраста (методики «Три желания» и "Шапка-невидимка») 

Диагностика познавательной  сферы направлена на  изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта о  малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях (оценивается методом  анкетирования, беседы).

Образовательные блоки

Блок

Задачи

Родная страна

  1. Формировать представления о родном поселке и других городах, формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся  людях;
  2. знакомить  с русской традиционной   культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы)
  3. воспитывать  чувство сопричастности к своему народу.

Я живу в Югре

  1. Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси
  2. Знакомить с известными деятелями культуры, с общественно-значимыми событиями округа.

Православные  традиции

  1. Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья)

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  1. непосредственная образовательная деятельность;
  2. совместная деятельность детей и педагогов;
  3. экскурсии и целевые прогулки;
  4. рассказы о православных праздниках, великих людях России
  5. чтение художественной литературы;
  6. беседы, ситуативные разговоры;
  7. слушание музыки;
  8. праздники и развлечения;
  9. встречи со священником и педагогами воскресной школы.
  10. игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

Формы взаимодействия  с родителями:

  1. родительские собрания;
  2. совместные праздники и досуги;
  3. совместные экскурсии и целевые прогулки;
  4. консультации  по проблемам воспитания детей;
  5. стендовая информация  «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» «Православный календарь».

Перспективный план

взаимодействия с семьями воспитанников

№п/п

Мероприятия

Даты

1.

Родительское собрание «Растим патриотов»

Сентябрь, 2011

2.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду»

Мастер-класс «Накануне Рождества»

Декабрь ,2011

3.

Видеосалон  Просмотр и обсуждение  фильма «Щенок».( Нравственное воспитание детей)

Апрель ,2012

4.

Совместное посещение молебна к началу учебного года

Август , 2012

5

Арт-мастерская «Сад моей души»

Сентябрь, 2012

6

Детско-родительский  праздник «Покровские посиделки»

Октябрь,2012

7

Творческая мастерская «Под звездным небом Рождества»

Декабрь, 2012

8

Творческая мастерская «Дорого яичко ко Христову Дню»

Март,2013

9

Подготовка и показ спектакля «Теремок»  к Пасхе.

Апрель, 2013

10

Видеосалон. Просмотр и обсуждение фильма «Поп». ( Героическое служение народу в годы Великой Отечественной войны)

Май, 2013

11

Участие родителей  в подготовке литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина героев»

Май 2013

Распределение содержания по образовательным блокам

Образовательный блок «Родная страна»

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

               С герба, гимна, Российского знамени,                          

               С уваженья заветов святых.

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

В страну знаний

Формировать познавательные интересы и активность детей

-Экскурсия в школу

-Создание в группе уголка будущего первокласника

Октябрь

Поиски красивого вокруг себя

Формировать представления о родном поселке и других городах, формировать первоначальные представления, о государственной символике.

Знакомить с бытом россиян в  старину.

Знакомить с народными промыслами.

-Беседа «Россия – Родина моя»

-Целевые прогулки  по посёлку (школа, администрация, парк «Югра», спортивно-культурный комплекс  и др)

-Посещение экспозиции  «Мир русской деревни»

-Рассматривание пейзажей русских художников

Итоговое мероприятие:  Создание  коллажа «Моя Родина – Россия»

Ноябрь

Когда мы едины – мы непобедимы

Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся  людях.

-Слайдовая презентация «День народного единения».

Народные промыслы.

- День толерантности

Итоговое мероприятие:  «Дружат дети всей Земли»

Декабрь

Зимние праздники

Воспитание

гражданских чувств.

Рассказ воспитателя « Что такое Конституция»

Январь

Зимние праздники

Воспитание духовно-нравственных чувств

Беседа «Дарите людям радость»

Февраль

Защитники Отечества

Воспитание патриотических чувств

-Посещение военно-патриотического клуба «КРОСС»

-Изготовление праздничных открыток

Итоговое мероприятие: «День защитников Отечества»

Март

Праздник радости

Воспитание чувства привязанности к семье и уважение к труду.

-Беседа «Нет дороже дружка, чем родная матушка».

Женские ремесла.

-изготовление праздничных открыток

Выставка творческих работ  «Мамино рукоделие»

Апрель

Воспитание

гражданских чувств. Воспитание чувства привязанности к семье и уважение к труду.

-День космонавтики.

-Народные промыслы. Писанки и крашенки.

Май

День Победы

Воспитание патриотических чувств.

-Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне»

-Чтение стихов  и рассказов.

Рисование «Салют Победы»

Июнь

Воспитание

гражданских чувств

-День российского флага

Праздник российского флага

Образовательный блок  «Православные традиции»

И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

П. Синявский

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

В страну знаний

Формировать представления о значимости православия в развити  культуры и образования страны

-Беседа «Ученье свет, а неученье тьма»

- Посещение молебна к началу учебного года

Октябрь

Поиски красивого вокруг себя

Знакомство с православными праздниками

-Беседа о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»

-Экскурсия в храм

Итоговое мероприятие: Покровские посиделки

Ноябрь

Когда мы едины – мы непобедимы

Воспитывать

чувства  сопричастности к истории своего народа,

патриотизма, национальной терпимости.

-День народного единения

Декабрь

Зимние праздники

Знакомить с выдающимися людьми России

-Престольный праздник  храма Александра Невского.

-Скоро Рождество

Январь

Зимние праздники

Знакомство с православными праздниками

-Экскурсия к рождественскому вертепу.

Итоговое мероприятие: Праздник Рождества

Февраль

Защитники Отечества

Знакомить с выдающимися людьми России.

Воспитывать чувство патриотизма

Беседы о православных воинах

Март

Праздник радости

Знакомство с православными традициями

-Прощёное Воскресенье

Великий пост

Апрель

Праздник радости

Знакомство с православными праздниками

Воскресение Христово - Пасха

Итоговое мероприятие: Пасха Красная ( праздничные мероприятия)

Май

День Победы

Знакомить с выдающимися людьми России.

Воспитывать чувство патриотизма.

-Рассказы воспитателя о героях войны.

-Рисование «Салют победы»

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ

Июнь

Знакомство с православными праздниками

Рассказ воспитателя  о празднике «Троица»

Образовательный блок «Я живу в Югре»

По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят…

Юван        Шесталов

Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

В страну знаний

Октябрь

Поиски красивого вокруг себя

  Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси. с общественно-значимыми событиями округа.

Непосредственная образовательная деятельность с импользованием кспозиции «Хантыйское стойбище»

Ноябрь

Когда мы едины – мы непобедимы

Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси

Видеоэкскурсия

в национальный поселок  Лемпино.

Декабрь

Зимние праздники

Знакомить с известными деятелями культуры, с общественно-значимыми событиями округа

День рождения округа

Январь

Зимние праздники

Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси

Медвежьи праздники

Февраль

Защитники Отечества

Знакомить с известными  людьми  округа

Герои Югры

Март

Праздник радости

Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси

День оленевода

Май

День Победы

Знакомить с выдающимися людьми   Югры.

Воспитывать чувство патриотизма

Герои Югры

Июнь

с общественно-значимыми событиями округа

Экскурсия к месту соревнований на обласах

Литература

  1. Гладких Л.П. , Корзинкин А.А, Меньшиков В.М.  Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно- методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с.324
  2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.- 200с
  3. .Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 128 –(Растим патриотов России).
  4. Соловьева Е.В., Царенко Л.И.  Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
  5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.  Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208
  6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с.

Интернет-ресурс

  1. http://zanimatika.narod.ru                 Знаем и любим Россию
  2. http://www.portal-slovo.ru/              Образовательный портал «Слово»
  3. http://archives.ru                               Портал  «Архив»
  4. http:// 1september.ru                         Образовательный портал  «Первое сентября»
  5. http:// solnet/ru                                   Детский портал «Солнышко».
  6. http://u209.48.spylog.com                      Патриарший центр Духовно-нравственного  

                                                                      воспитания детей и молодежи России

7. http://www.sisp.nkras.ru/                         Электронный научный журнал «Современные  

                                                                      исследования социальных проблем»

8. nsportal.ru                                            Социальная сеть педагогических работников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...


 

Комментарии

Саргсян Армине Самвеловна

очень насыщенный проект, это огромная, целенаправленная работа