Проект: «Мой край родной».
проект (младшая группа)

Калиниченко Ольга Викторовна

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей представления о своем городе, крае.
  2. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.
  6. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_rodnoy.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта: «Мой край родной».

Автор проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»

Проект разработан: воспитателем второй младшей группы МБДОУ «Детский сад № 43» Калиниченко О.В.

Вид проекта: социально-значимый, познавательный, групповой.        Продолжительность проекта: среднесрочный (10-14 октября 2022г.).        

Участники проекта: дети, родители, воспитатель ДОУ.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей представления о своем городе, крае.
  2. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.
  6. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Актуальность проекта: 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. 

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.

Предполагаемые результаты реализации проекта:        

У детей: 

Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

У родителей:        

Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.        

Для педагогов:        

Стимулируют возникший детский интерес. Сумеют создать условия для проявления детской инициативы. Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников.  

Погружение в проблему: Беседа с детьми о городе Усолье-Сибирское, о городе, где они живут, о его достопримечательностях, о  событиях прошлого и настоящего.

I. Предварительная работа:

Педагог:

 Определение темы проекта.        

 Формулировка цели и задач.        

 Составление плана основного этапа проекта.        

 Выявление первоначальных знаний о нашем городе Усолье-Сибирское и его достопримечательностях.

Родители:

  • Информирование родителей о предстоящем проекте: привлечение родителей к реализации.

Дети:

  • вхождение в проект.

II. Основной этап:

1. Чтение художественной литературы: П. Воронько «Лучше нет родного края». З. Александрова «Родина». В. Степанов «Наша Родина».        Е. Тихонов «Сказ о Михалевых».  В. Горчаков «Привокзальный район». Елена Соболева  «Мой город».

2. Проведение НОД, бесед о городе Усолье-Сибирское.

3. Беседы: «В каком городе ты живешь?», «Что ты знаешь о своем городе?», «Какие достопримечательности есть в нашем городе», «Почему так называется город».  

4. Прослушивание музыкальных произведений:

- «С чего начинается Родина?»;

- «Город на Ангаре», песня;

- «Я люблю городок», В. Тулина., музыка С. Чебаевского; 

- «Песня об Усолье», слова М. Белой., музыка Ю. Просвирнина 

5. Художественно творческая деятельность:

- рисование (красками) «Мой дом»,  

- лепка «Птичка синичка»,

- конструирование (из кубиков) «Улица города».

6. Заучивание стихотворения о реке Ангара.

7. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

8. Консультация для родителей «Расскажите детям о городе».

С помощью родителей группы подборка материала для мини-музея: «Город Усолье-Сибирское» (предметы старины), альбом «История нашего города», «Главные достопримечательности города», организация выставки совместных с детьми работ «Моя малая Родина»;        

Познавательное развитие        

1. НОД «История возникновения города» (с использованием ИКТ).

Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города.        

2.НОД «Дом, дом открой сою тайну».

Цель: Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому

3. Беседа «Наш город – Усолье-Сибирское», рассматривание фотографий. 

Цель: Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями города, воспитывать любовь к родному краю.

4. Беседа «Знаешь ли ты свой город».

Цель: Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

Художественно- эстетическое развитие.        

1. Рисование красками Тема: «Мой дом».        

Цель: Формировать представления детей о городе  приемом побуждения детей самостоятельно изображать в рисунке свои впечатления, используя полученные ранее знания и умения. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.        

2. Лепка на тему: «Птичка синичка».

Цель: Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах, Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки –пластилинографией; формировать интерес к работе с пластилином; уточнять и закреплять знания цветов и форм; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям; развивать мелкую моторику. Продуктивная деятельность.        

3. Конструирование «Улица города» (из кубиков).         

Цель: Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой. Продолжать учить обыгрывать свою работу. Воспитывать коллективизм.

Речевое развитие        

Чтение художественной литературы: П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую». А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей». Л. Воронкова «Солнечный денёк». З. Александрова «Родина». Н. Забила «Наша Родина». В. Степанов «Наша Родина». В. Степанов «Моя – Родина Россия» (сборник стихов).

Подвижные игры        

1. Подвижная игра со стихотворным текстом «Вокруг дома я хожу»

Задачи: учить детей четко проговаривать слова, действовать по сигналу. Развивать быстроту реакции.

2. Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Задачи. Научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.

3. Русская народная игра «Золотые ворота»

Задачи. Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Социально – коммуникативное развитие        

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу»

Цели и задачи: закреплять знания детей о предприятиях города, о профессиях, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения, формировать организованность, дружелюбие, воспитание положительных чувств и привычек, формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.

2. Сюжетно – ролевая игра «По улицам родного города + транспорт»

Цель: углубить имеющиеся у детей представления о транспорте, продолжить знакомство с родным городом. Воспитывать уважение к работникам транспорта.

 Дидактические игры «Кому и что нужно для работы», «Угадай профессию» 
Задачи: Закреплять знания о профессиях, развивать внимание и логику.

Работа с родителями:

- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

- оформление фотоальбома «Люби и знай свой край родной»;

- акция «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);

- анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ», приложение 1.

Для наилучшего ознакомления детей с родным краем, его традициями мы создали в своем детском саду мини-музей «Наш край». В его создании принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиции музея, пополняя их материалами). Мы посчитали, что это будет интересно не только сотрудникам, но и детям их родителям. Интерес к «истории» возникает из ближнего окружения.

III. Заключительный этап:

У детей сформированы первоначальные представления о нашем городе Усолье-Сибирское; знания об истории города, достопримечательностях, дети узнали имена тех, кто основал и прославил город.

Дети проявляли интерес к событиям жизни города и отражали свои впечатления в продуктивной деятельности.         

Дети участвовали в мероприятиях, направленных на воспитание
патриотических чувств:

- акция «Сделаем наш город чище»,

- фотоальбом «Люби и знай свой край родной»

Родители активно участвовали в реализации проекта, у них повысился
уровень ответственности за формирование у детей патриотических
чувств.        

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?______________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?    

__________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные источники.

__________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Свой край родной люби и знай"

Долгосрочный проект  по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....

Проект "Мой край родной"

Есть в Подмосковье город древний. Течёт в том городе река. Он во Владимирской губернии Обосновался на века. Великолепная природа! И величайшие холмы! Киржач всё краше год от года, Его всё больш...

ПРОЕКТ "Наш край родной"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Проект «Мой край родной».

Проект «Мой край родной»....

Использование дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в рамках реализации проекта "Мой край родной"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Проект "Наш край родной"

Проект "Наш край родной"...