«Русская изба» в группе ДОУ
проект (старшая группа)

Шпиталева Оксана Анатольевна

Создания мини-музея в чемодане 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey_v_chemodane.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Создания мини-музея в чемодане «Русская изба» в группе ДОУ

Автор проекта: Воспитатель высшей  кваликафиционной  категории   Шпиталева О.А

С. Алтайское

2022 г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самое лучшее время для приобщения детей  к национальной культуре.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность. Повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребенка уважения и интереса к народной культуре.

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную,  деятельностную   сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению детей с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

Актуальность

В нашей повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современными вещами, современной музыкой.

Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Необходимо уже с дошкольного возраста развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.

Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане».

Особенность создания мини-музея состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.

«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.

Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки

Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через  предметный мир.

Задачи проекта:

  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
  • Обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями.;
  • Формировать представление о Родине как месте, где человек родился;
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье;
  • Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки; 

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: ноябрь   –  март 2022 г.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы «Дельфиненок», родители.

Формы реализации проекта:

  •  познавательно-игровые занятия;
  •  занятия-экскурсии;
  •  беседы;
  •  продуктивная деятельность

Создание и размещение мини-музея:

В создании музея принимали участие не только педагог, но и  родители группы. В процессе создания мини-музеев педагогу и детям  детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа. Мини-музей размещен в чемодане и занимает небольшой уголок, который привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.

Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать. Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся дома у воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого ребенка.

Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться.

Не находясь постоянно в игровом пространстве, мини-музей позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.

Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать.

В процессе создания коллекций дети постепенно становились активными участниками, что способствовало стимулированию их познавательной активности. Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми.

Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть вблизи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.

«Мини-музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с детьми.

Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс - способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.

Структура проекта:

  1. Подготовительный этап.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду» и проведение конкурса «Лучший мини-музей». Коллектив каждой группы: дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения. Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей» которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Работа началась с :

  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
  • Изучение литературы по музейной педагогике.
  • Разработка модели мини-музея в чемодане.
  • Разработка паспорта музея «Русская изба» .

II. Практический этап (этап реализации проекта).

  1. Создание экспозиций в мини-музее.
  2. Создание макета «Русская изба»
  3. Разработка конспекта экскурсии в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Экскурсия в мини-музей

2. Открытое занятие для родителей.

3. Участие в конкурсе «Музей в чемодане»

Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

  • «Художественное творчество» (лепка) – лепка продуктов для мини музея;
  • «Познание» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа
  • «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;
  • «Музыка» - знакомство детей с русским - народным фольклором;

Результат проектной деятельности

  1. Формирование таких нравственных понятий, как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
  2. Развитие инициативы, сообразительности, потребности в общении, эстетического вкуса.
  3. Заинтересованность родителей к проекту, к истории родного края.
  4. Повышение профессионального мастерства педагогов.
  5. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

Мини-музей в чемодане стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды ДОУ. Он позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Надеемся, что вы оцените наш труд. И в дальнейшем наши дети с большим удовольствием будут пополнять музей разными атрибутами, сделанными своими руками.

План реализации проекта

N

Тема

Форма организации

Создание мини-музея

Подбор экспонатов

Создание макета избы

Музей в чемодане

Участие в конкурсе детского сада

Знакомство с русским бытом

Экскурсия в музей

Знакомство с русским фольклором

Прослушивание песен, заучивание потешек

Народная кукла

Мастер-класс по изготовление кукол

Украсим посуду

Занятие по художественному творчеству

Угощение для кукол

Занятие по художественному творчеству

В мире сказки

Театральный досуг

Самые добрые сказки

Чтение художественной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1

Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе....

"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)

Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Загадки русской избы» (средняя группа)

Программное содержание:Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством.Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.Развивать мелкую мус...

Конспект ООД "Русская изба" (подготовительная группа)

Конспект позволяет познакомить дошкольников с внешим видом, частями, внутренни убранством крестьянской избы...