Проект "Хантыйские сказки"
проект (старшая группа)

Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_narodov_severa_godovoy_proekt_5-6_let_lastochka.docx102.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Asus\Pictures\ХАНТЫ\hello_html_119aa257.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36

детский сад «Яблонька»

Педагогический проект

«Хантыйские сказки»

в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет

группы «Ласточка»

Автор проекта:

Зарипова Л.А. воспитатель

2022 год

1. Тема: «Хантыйские сказки»

2. Тип проекта: долгосрочный

3. Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Ласточка»

4. Масштаб проекта:

время реализации: ноябрь 2021 - март 2022 г.

количество детей: 34

5. Актуальность:

        

«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

Алексей Николаевич Толстой

   

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка. Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

        Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

6.  Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов севера и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

7. Задачи проекта:

  • Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории ХМАО, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
  • Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь;
  • Создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
  • Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
  • Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов ханты и манси, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; 
  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов севера

8. Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников со сказками народов ханты и манси, то у детей сформируются представления о национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов ХМАО.

9. Продукт проектной деятельности: «Книги сказок народов ханты и манси», мультфильм по сказке «Медвежья трава», «Первая хантыйская нарта»

Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

II этап – практический, организация деятельности в рамках проекта.

III этап – реализация проекта, подведение итогов.

Первый этап.

- Подбор литературы, аудиосказок.

- Подбор наглядных и дидактических материалов.

- Подготовка презентаций, мультфильмов по теме.

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

- Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.

Второй этап.

Планирование работы в рамках проекта:

- определение форм работы с детьми;

- определение форм работы с родителями;

- определение форм взаимодействия с педагогами-специалистами ДОО.

Третий этап -

- Изготовление «Книги сказок народов ханты и манси».

- Создание мультфильмов по мотивам хантыйских сказок.

- Участие детей в различных мероприятиях.

- Сбор и обработка методических, практических материалов, подведение итогов.

- Награждение грамотами семей, принявших наиболее активное участие в проекте.

Модель реализации проекта.

Направления работы

                 

Срок исполнения

Содержание деятельности

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

1-15 ноября

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Подбор художественных произведений народов ханты и манси.
  •  Подбор иллюстративного материала, видео- и аудиоматериала.
  • Знакомство родителей с идеей проекта.

Педагогическая деятельность с детьми

15 ноября  - 30 декабря

  • Экскурсия в мини-музей детского сада (культура и быт народов ханты и манси).
  • Чтение и обсуждение сказок коренных народов Севера: «От чего у зайца длинные уши?», «Зайчик», «Гордый олень», «Мышка», «Медвежья трава», «Почему бурундук стал полосатым»
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Рассматривание национальных костюмов народов ханты и манси.
  • Просмотр мультфильмов: «Гордый олень», «Мышка», «Медвежья трава»
  • Дидактические игры: «Собери слово», «Сказки-загадки».
  • Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «Перетягивание каната»
  • Театрализованная деятельность (инсценировка сказки): «Мышка».
  • Рисование по мотивам хантыйский орнамент.
  • Оформление страницы «Книги сказок народов севера».

Педагогическая деятельность с детьми

10 января – по 28 февраля

  • Беседа «Народы ханты и манси».
  • Презентация «Природа Севера».
  • Виртуальная экскурсия «Мы на Севере живем».
  • Чтение и обсуждение сказок северных народов России: «Мышка и лось» (хантыйская), «Как ворон землю мерил» (мансийские), «Айога», «Кукушка»,
  • Чтение родителями дома  хантыйской сказки «Медвежья трава».
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Севера.
  • Дидактические игры: «Закончи предложение», «Слог заблудился».
  • Игры-драматизации.
  • Подвижные игры народов Севера: «Оленеводы», «Олени и пастухи», «Отбивка оленей».
  • Прослушивание музыки и песен народов Севера.
  • Рисование по мотивам сказки «Айога»: «Лебедь» (техника «тычкования»).
  • Пластилинография по мотивам сказки «Белый медведь и бурый медведь».
  • Оформление страницы «Книги сказок народов ханты и манси».

1 – 31 марта

  • Знакомство с мнемотаблицами.
  • Составление мнемотаблиц для пересказа сказки
  • Представление своих сочиненных сказок по рисунку или по мнемотаблице.
  • Работа над декорациями мультфильма
  • Подготовка героев мультфильма

Продукт проекта

  • Аудио запись, видеосъемка, монтаж мультфильма

Работа с родителями

  • Анкета по теме «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  • Консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении «Книжки - малышки»).
  • Консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников).
  • Шпаргалка для родителей «Список сказок народов севера для домашнего чтения дошкольникам».
  • Совместное творчество детей и родителей – выставка
  • Сопровождение, консультация по созданию мультфильма по мотивам хантыйских сказок.
  • Экскурсия в Центральную библиотеку № 11

Работа с педагогами

  • Презентация для педагогов «Делимся опытом работы».
  • представление

Работа в социуме

  • Викторина «Путешествие по хантыйским сказкам».
  • Квест – игра «Лесные животные – герои хантыйских сказок»
  • Соц. партнерство с библиотекой в рамках проекта

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения, аудиосказки для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения русских народных сказок, народов России, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

10. Предполагаемый конечный результат:

- Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.

- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).

- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям - «Книга сказок народов России».

11. Трансляция проекта:

-  Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

-  Обмен опытом среди воспитателей групп.

-  Совместное изготовление «Книги сказок народов севера».

- Демонстрация продукта проекта – мультфильмы, созданные воспитателем и родителями по мотивам хантыйских сказок

Список используемой литературы.

  1. Н.В.Жукова, Т.В.Кобелева, Ю.Б.Неруш, Г.Н.Библая, Е.А.Вирачев Сказка моя! Мифы и сказки Югры.// «Библио-Глобус»,2015.-263с.
  2. Г.Слинкина. Сказки земли Югорской// Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.-228 с.:илл.
  3. Сказки обских угров/ сост.хант.текста Г.Л.Нахрачева, сост.манс.текста С.С.Динисламова, редактор хант.текста А.А.Шиянова, редактор манс.текста Т.Д.Слиникина, редактор рус.текста Е.В.Косинцева, художник И.В.Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.-100с.
  4. Сказки моего леса: хантыйские и мансийские сказки/ МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сургута; сост.Г.Н.Библая; отв.ред.Н.В.Жукова. –Томск:Издательский Дом ТГУ, 2015.-80 с.:цв.ил.
  5. Е.С.Зашихин, Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова «Край, в котором я живу. Моя Югра». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2017.- 80 с.:цв.ил.

  1. Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова, Е.В.Савина «Моя Югра. Край, в котором я живу». Учебное пособие для дошкольных образовательных организаций. –Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020.- 64 с.: цв.ил.

  1. Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова, Е.В.Савина «Моя Югра.Знаю, умею, учусь». Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. –Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020.- 64 с.: цв.ил.

  1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

  1. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и  методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012

  1. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - СПб, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...