Проект "Народная кукла"
проект (подготовительная группа)

Рубцова Анна Николаевна

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kukla.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка  – детский сад  «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад  «Росинка»

Ковылкинский муниципальный район

Республика Мордовия

Проект  по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

                              «Народная кукла»

 

Подготовила:  воспитатель

Рубцова А. Н

МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»

ОП «ЦРР – д/с «Росинка»

   Актуальность проекта

   Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. Приобщение детей к русской народной культуре -  работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все - форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. В словаре русского языка    С. И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Игрушки - это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка - носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации. Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла. Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

  Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения.

                                   Паспорт проекта

Название проекта

«Народная кукла»

Географическая  реализация

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка детский сад «Росинка»

Республика Мордовия

 Ковылкинский муниципальный район

Цель проекта

 Изучить русское народное  творчество в области изготовления кукол, погрузиться  в духовную сферу, пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта

образовательные: Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторных навыков, ловкости, смекалки;

- проявлению любви к родному краю через ознакомление с русскими и народными традициями и обычаями;

 - развивающие:

Развивать умения и практические навыки работы с различными видами материалов. Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

- воспитательные:

- Воспитывать активную личность, способную понимать окружающий мир.

Новизна проекта

Проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой,  личности ребенка.

Вид проекта

 Познавательно-исследовательский

Срок реализации проекта

краткосрочный

Принципы проекта

- от простого к сложному;

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- взаимодействия – совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на созданий условий для более успешной реализации способностей ребенка; 

- непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);

Приемы  реализации

- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, дидактические игры);

 - словесные (пословицы, загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии);

- практические (игровые ситуации, поисковая, исследовательская деятельность).

Участники проекта

воспитатели, дети подготовительной группы  и их  родители

Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.

Материально-техническая база проекта

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Картотека пословиц, поговорок и загадок  

Альбомы «Народные тряпичные куклы-обереги», «Куклы в народных играх и обрядах»

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций

                         

                         Поэтапное внедрение проекта

Этапы

Содержание

Сроки

Организационно-подготовительный

этап

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Народная кукла».  Сбор информации и материалов для реализации проекта и создания предметно-развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций. Создание картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок по теме проекта. Изготовление атрибутов и раздаточного материала для игр.

Октябрь

Основной этап

Вовлечение детей в проектную деятельность через беседы, создание проблемных ситуаций, совместное изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр.

Консультации для родителей по теме проекта.  Участие родителей в работе по нравственно-патриотическому  воспитанию детей в дошкольном учреждении (изготовление буклетов, оказание помощи при создании дидактических игр и пособий, при подготовке мини спектаклей);

Пополнение развивающей среды группы дидактическими играми, пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, художественной литературой нравственно-патриотического  содержания: проведение бесед, ООД, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций, просмотр мультфильмов нравственно-патриотического  характера.

Ноябрь (1-3 неделя)

Заключительный

этап

Итоговое мероприятие  «Выставка народных кукол».  Подведение итогов проекта. Презентация проекта.

Ноябрь (4 неделя)

                     

                   

                         

                          План работы с родителями

п/п

                             Содержание работы

1.

Консультация для родителей «Традиции и народны праздники»

2.

Буклет для родителей: «Куклы наших предков»

3.

Папа-передвижка «Русская народная кукла»

4.

Мастер-класс для родителей «Развитие игровой деятельности»

5.

Совместное оформление выставки детских работ

6.

Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых.

7.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

8.

Презентация « Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент ознакомления детей с культурными традициями русского народа»

 

                   План работы по реализации проекта с детьми

п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

1.

Чтение художественной литературы:  

Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев);
Татьяна Кирюшатова

«Кукольные сказки»

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Чтение и заучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

 Познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Дать детям представление о том, из каких материалов делали игрушки в старину.  Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

2.

 Беседы:  «Мои любимы игры и игрушки»; «Русский человек без родни не живет»; «Какие бывают куклы?»; «Почему у народной куклы нет лица».

Беседа о народных праздниках Святки и Солнцеворот.

Беседа « Обрядовая кукла Плодородие (СемьЯ или Московка);

Беседа «Кукла Крестец» (славянская обрядовая кукла);

 Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Развивать любознательность; воспитывать эстетические чувства.

3.

Слушание народных  мелодий. Разучивание попевок, потешек, закличек, колядок.

Расширение словарного запаса, развитие памяти.  

4.

Дидактическая игра «Собери обряд», «Одень куклу»; «Лото- народные промыслы», Назови, что изменилось», «Завяжи узелок», «Нарисуй орнамент».

Закрепить знания о народных, праздничных обрядах.

5.

 Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя», «Новый платок для куклы», «Куклы водят хоровод»

Научить с помощью тряпичных кукол разыгрывать различные ситуации.

6.

Рассматривание альбома с иллюстрациями национальных костюмов. Рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского  и мордовского быта.

Познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением. Продолжать знакомить  с жизнью и бытом предков.

 

Воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему

7.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

 Развить интерес к народной кукле,

8.

ООД: «Народные праздники на Руси»;

ООД «История народной куклы. Кукла Крупеничка»;

ООД «Моя любимая тряпичная кукла» (рисование);

ООд «Кукла из бабушкиного сундука» (аппликация);

.

 Познакомить детей с традициями празднования народных праздников.

Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой;

Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

9.

Театрализованное представление  «У бабушки в деревне»

Способствовать развитию творческой деятельности

10.

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Подвижные игры «Карусель», «Ручеек». Русские народные игры «Плетень», «Кружева»

 Учить выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь

11.

Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы», «Кукла Масленица», «Кукла-оберег»

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам; развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. 

 

Сюжетно-ролевые игры:  «Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной»

Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»

Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей.

12.

Создание куклы «Кукла-оберег»

Создать условия по ознакомлению с технологией изготовления тряпичной обрядовой народной куклы.

                     Список использованных источников

Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....