Информационно – творческий проект «С чего начинается родина?»
проект (старшая группа)
Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине с применением кейс - технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»
Информационно – творческий проект
«С чего начинается Родина?»
Сокольникова Анна Васильевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
с. Кабанск
2023- 2024г.
Полное название проекта: «С чего начинается Родина?».
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
1. Введение
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Россйиской Федерации на период до 2030 года»
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
2 Основная часть
Актуальность
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. В.В. Путин высказал своё мнение о патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно дошкольный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.Что делает очень актуальнымвоспитание патриотизма в дошкольном возрасте.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей.Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования современных технологий. Примером может служить кейс технологияили «кейс-метод».Родоначальниками активных технологий обучения, в ряды которых входит «кейс-технология», в образовании являются Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, К. Д. Ушинский и другие.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), целью которых является совместными усилиями педагога с детьми проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод кейсов будет способствовать развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у ребёнка дошкольного возраста вырабатывается устойчивый навык решения практических задач, данным положением обусловлена новизна проекта.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2022г – май 2023г.
Участники проекта:
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает участие родителей, детей и воспитателей.
Тип проекта: информационно- творческий.
Формы работы:
Образовательные ситуации;
Игры (дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные);
Праздники и развлечения;
Театрализованная деятельность;
Выставки, конкурсы творческих работ;
патриотические акции
Флэш-моб
Целевые прогулки и наблюдения;
образовательное путешествие.
Виртуальная экскурсия
Музейная педагогика.
Методы и приёмы:
Использование кейс – технологий в образовательном процессе,
наблюдения,
дидактические игры,
просмотр видеофильмов, презентаций о Кабанске и республики Бурятия,
составление рассказов,
игровая деятельность,
индивидуальная работа,
практическая деятельность,
посещение музея,
школы, библиотеки и др организаций.
Личный пример педагога.
Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Гипотеза:Еслипатриотическое воспитание будет носить комплексный характер с применением современных технологий. То это будет способствовать развитию духовно-нравственных и патриотических качеств личности детей, тем самым будут расставлены жизненные ориентиры на пути подрастающего поколения.В противном случаезнания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель: воспитание патриотизма, основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста c использованием кейс технологии.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину.
- формировать почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширить представления о городах России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, Бурятии.
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к труду взрослых.
Для педагогов:
Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей:
Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.
Ожидаемый результат:
1.Создание системы образовательных событий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проекта. (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ по патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества патриотического развития детей в ДОУ.
Предполагаемый результат
Дети знают:
домашний адрес (испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад);
- место работы родителей (имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение);
-место проживания: село, район; предприятия родного села и их значимость; символику района, города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города;
- свою нацию, язык, традиции (гордятся своим народом, его достижениями);
- столицу нашей Родины — Москву
- флаг, герб, гимн России
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции
- природу родных мест, флору и фауну (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней);
План реализации проекта:
Дата (месяц, год) | Мероприятия (по задачам) | Исполнители | Результат |
1 этап | -изучение методической литературы - обобщение знаний о Родном крае, селе - составление перспективного плана - создание развивающей среды - подбор игр и оборудования -анкетирование родителей | Сокольникова А.В | Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта, игр, пособий, оборудования. |
2 этап | Работа по тематическому плану | Сокольникова А.В, дети старшей группы | Расширять знания детей о родном крае, селе в котором живут, и т.д. |
3 этап | - оформление альбома о поселке - создание книги рассказов и стихов совместно с родителями - создание альбома по мероприятиям проекта - выставка детских работ | Сокольникова А.В, дети и родители старшей группы | Дети расширят свои знания о родном селе, достопримечательностях, сформируется интерес к родному краю |
Перспективный план работы с детьми родителями к проекту «С чего начинается родина?»
Месяц | Содержание работы | Программное содержание |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников « Мой любимый детский сад» | - закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. |
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Фото – кейс. | - углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. | |
Флешмоб Песни «Мой любимый детский сад». | - развивать интонационную речь детей. - чувство общности - доброжелательном отношении к сверстникам | |
Беседа «Будем дружно мы играть». Фото – кейсы. | - уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. | |
Октябрь | Беседа «Моя малая Родина». Фото –кейс. | - формировать представление о малой родине, родном селе, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. |
Виртуальная экскурсия«Столица Бурятии - город Улан-Удэ» | познакомить детей с достопримечательностями, улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших город Улан-Удэ. | |
Дидактическая игра «Родная Бурятия» | - познакомить детей с достопримечательностями в разных районах Республики, с символикой Бурятии, с национальными видами спорта, с национальными костюмами, музыкальными инструментами, жилищем бурят. | |
Образовательная ситуации «Государственный флаг РФ» и Герб Фото – кейс. | - познакомить с Государственным флагом и гербом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении | |
Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает». Кейс – драматизации, фото – кейсы. | - учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. | |
Интегрированное образовательное событие с привлечением музыкального руководителя «Государственный гимн России». Прослушивание гимна, видеоролик. | - познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них. | |
Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех!». Концерт для мам «День матери». | - прививать чувства любви и заботы о маме. | |
Беседа «Страна моя родная!». Использование лэбука «Россия» | - продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России. | |
Беседа «Я и мои права». Кейс – драматизация. | - познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. | |
Январь | Развлечение «Народные праздники на Руси. Рождество». Просмотр видеороликов. | - знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. |
Беседа «История моего села». Экскурсия в музей. | - познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». | |
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Фото – кейс. | - прививать интерес и любовь к родному городу, району. | |
Февраль | Занятие «Кто сторожит тишину?». Кейс – иллюстрации, кейс – развития ситуации. | - расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память. |
«Богатыри Руси». Виртуальная экскурсия. | - формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать | |
патриотическая акция «Подари солдату тепло» Сбор посылок для солдат СВО | - закрепить представление детей об армии, о родах войск; воспитывать уважение к защитникам отечества, желание помочь им. | |
Театрализованная деятельность «Мои друзья». Кейс – драмматизация. | - формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. | |
МартРазвлечение «Сагаалган». Экскурсия в библиотеку. | - познакомить с праздником Сагаалган, расширить знания и представления детей о бурятских народных праздниках; приобщать детей к бурятской истории; воспитывать уважения к народным традициям, культуре. | |
Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». | - воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них. | |
Игра – путешествие «Москва - столица России». | - познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | |
Апрель «Наши космонавты» | Образовательная ситуация «Покорение космоса». | - дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать |
Беседа «Праздник Родины – России!» | - воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России. | |
Май «Праздник Весны» | «Природные богатства России». Просмотр видеоролика, презентации. | - формировать в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу; познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью.познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением. |
экскурсия в музеи: - Музей Кабанской СОШ Виртуальная экскурсия «Поклонимся великим тем годам» | - формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. | |
Занятие «Этот день Победы».Фото – кейс. | - познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. | |
Экскурсия к памятнику вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат. | - донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | |
Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». | - воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. |
Работа с родителями
Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультации: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».
Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Сбор фотографий: фотоальбом «Наше село родное».
Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Фотовыставки «Мой любимый Кабанский район», «Самое красивое место в
нашем селе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
«Встреча с интересными людьми».
Практическая значимость:
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Данный проект можно использовать:
- для написания программы по патриотическому воспитанию «Я гражданин России»;
- выступление на Районной конференции;
- участие в конкурсах по проектной деятельности.
Литература:
1. Жариков А.Д. "Растите детей патриотами", Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник"// Журнал "Дошкольное воспитание.- 2007. - № 12.
2.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
3.Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина
4.Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
5.Познавательное развитие.стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект «Дружба начинается с улыбки»
Проект «Дружба начинается с улыбки» Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.Срок проекта: среднесрочныйАктуальностьДень ребёнка в детском саду наполнен ...

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫАктуальностьЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значен...

Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»
Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»...

Информационно-творческий проект во второй младшей группе « Дружба начинается с улыбки»
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...
Информационная карта проекта "С чего начинается Родина?"
Цель: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно-патриотических чувств к Родине через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями...
Информационно - исследовательский проект С чего начинается Родина?
Приоритетом в дошкольном возрасте является воспитание у детей любви и привязанности к родному дому, семье. Знакомство с родной семьей, родной улицей, городом позволит расширить кругозор, формировать ч...

Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?"
Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?" направленный на всестороннее развитие нравственно - патриотического потенциала детей, воспитание гражданственно...
