Информационно – творческий проект «С чего начинается родина?»
проект (старшая группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине с применением кейс - технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Информационно – творческий проект

«С чего начинается Родина?»

Сокольникова Анна Васильевна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

с. Кабанск

2023- 2024г.

Полное название проекта: «С чего начинается Родина?».

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский.

1. Введение

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

 Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

2 Основная часть

Актуальность

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. В.В. Путин высказал своё мнение о патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно дошкольный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.Что делает очень актуальнымвоспитание патриотизма в дошкольном возрасте. 

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей.Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования современных  технологий. Примером может служить кейс технологияили «кейс-метод».Родоначальниками активных технологий обучения, в ряды которых входит «кейс-технология», в образовании являются Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, К. Д. Ушинский и другие. 

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), целью которых является совместными усилиями педагога с детьми проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод кейсов будет способствовать  развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у ребёнка дошкольного возраста вырабатывается устойчивый навык решения практических задач, данным положением обусловлена новизна проекта.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2022г – май 2023г.

   Участники проекта:

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает  участие родителей, детей и воспитателей.

Тип проекта:  информационно- творческий.  

Формы работы:

Образовательные ситуации;

Игры (дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные);

Праздники и развлечения;

Театрализованная деятельность;

Выставки, конкурсы творческих работ;

патриотические  акции 

Флэш-моб

Целевые прогулки и наблюдения;

образовательное путешествие.

Виртуальная экскурсия

Музейная педагогика.

Методы и приёмы:

Использование кейс – технологий в образовательном процессе,

 наблюдения,

дидактические игры,

 просмотр видеофильмов, презентаций о Кабанске и республики Бурятия,

составление рассказов,

игровая деятельность,

 индивидуальная работа,

практическая деятельность,

посещение музея,

школы, библиотеки и др организаций.

Личный пример педагога.

Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Гипотеза:Еслипатриотическое воспитание будет носить комплексный характер с применением современных технологий. То это будет способствовать развитию духовно-нравственных и патриотических качеств личности детей, тем самым будут расставлены жизненные ориентиры на пути подрастающего поколения.В противном случаезнания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель: воспитание патриотизма, основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста c использованием кейс технологии.

Задачи:

- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою  Родину.

    - формировать почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

   - формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширить представления о городах России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, Бурятии.

- Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к труду взрослых.

Для педагогов:

 Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.

Для родителей:

Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.

Ожидаемый результат:

1.Создание системы образовательных событий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проекта.  (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области  патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ по патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества  патриотического развития детей в ДОУ.

Предполагаемый результат

Дети знают:

домашний адрес (испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад);

- место работы родителей (имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение);

-место проживания: село, район; предприятия родного села и их значимость; символику района,  города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города;

- свою нацию, язык, традиции (гордятся своим народом, его достижениями);

- столицу нашей Родины — Москву

- флаг, герб, гимн России

- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции

- природу родных мест, флору и фауну (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней);

План реализации проекта:

Дата

(месяц, год)

Мероприятия

(по задачам)

Исполнители

Результат

1 этап

-изучение методической литературы

- обобщение знаний о Родном крае, селе

- составление перспективного плана

- создание развивающей среды

- подбор игр и оборудования

-анкетирование родителей

Сокольникова А.В

Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта, игр, пособий, оборудования.

2 этап

Работа по тематическому плану

Сокольникова А.В, дети старшей группы

Расширять знания детей о родном крае, селе в котором живут,  и т.д.

3 этап

- оформление альбома о поселке

- создание книги рассказов и стихов совместно с родителями

- создание альбома по мероприятиям проекта

- выставка детских работ

Сокольникова А.В, дети и родители старшей группы

Дети расширят свои знания о родном селе, достопримечательностях, сформируется интерес к родному краю

Перспективный план работы с детьми родителями к проекту «С чего начинается родина?»

Месяц

Содержание работы

Программное содержание

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников « Мой любимый детский сад»

- закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Фото – кейс.

- углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

Флешмоб Песни «Мой любимый детский сад».

- развивать интонационную речь детей.

- чувство общности

- доброжелательном отношении к сверстникам

Беседа «Будем дружно мы играть». Фото – кейсы.

- уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Октябрь

Беседа «Моя малая Родина». Фото –кейс.

- формировать представление о малой родине, родном селе, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

Виртуальная экскурсия«Столица Бурятии - город Улан-Удэ»

познакомить детей с достопримечательностями, улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших город Улан-Удэ.

Дидактическая игра «Родная Бурятия»

- познакомить детей с достопримечательностями в разных районах Республики, с символикой Бурятии, с национальными видами спорта, с национальными костюмами, музыкальными инструментами, жилищем бурят.

Образовательная ситуации «Государственный флаг РФ» и Герб Фото – кейс.

- познакомить с Государственным флагом и гербом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает». Кейс – драматизации, фото – кейсы.

- учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Интегрированное образовательное событие с привлечением музыкального руководителя «Государственный гимн России». Прослушивание гимна, видеоролик.

- познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех!». Концерт для мам «День матери».

- прививать чувства любви и заботы о маме.

Беседа «Страна моя родная!». Использование лэбука «Россия»

- продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.

Беседа  «Я и мои права». Кейс – драматизация.

- познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Январь

Развлечение «Народные праздники на Руси. Рождество». Просмотр видеороликов.

- знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Беседа «История моего села». Экскурсия в музей.

- познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Фото – кейс.

- прививать интерес и любовь к родному городу, району.

Февраль

Занятие «Кто сторожит тишину?». Кейс – иллюстрации, кейс – развития ситуации.

- расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

«Богатыри Руси». Виртуальная экскурсия.

- формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

патриотическая  акция «Подари солдату тепло» Сбор посылок для солдат СВО 

- закрепить представление детей об армии, о родах войск; воспитывать уважение к защитникам отечества, желание помочь им.

Театрализованная деятельность «Мои друзья». Кейс – драмматизация.  

- формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

МартРазвлечение «Сагаалган». Экскурсия в библиотеку.

- познакомить с праздником Сагаалган,  расширить знания и представления детей о бурятских  народных праздниках; приобщать детей к бурятской  истории; воспитывать уважения к народным традициям, культуре.

Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

- воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

Игра – путешествие «Москва - столица России».

- познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Апрель

«Наши космонавты»

Образовательная ситуация «Покорение космоса».

- дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать

Беседа «Праздник Родины – России!»

- воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.

Май

«Праздник Весны»

«Природные богатства России». Просмотр видеоролика, презентации.

- формировать в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу; познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью.познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением.

экскурсия в музеи:

- Музей Кабанской СОШ

Виртуальная экскурсия «Поклонимся великим тем годам»

- формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

Занятие «Этот день Победы».Фото – кейс.

- познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

Экскурсия к  памятнику вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

- донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

- воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

Работа с родителями

Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультации: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека».

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

Конкурсы рисунков и поделок.

 Сбор фотографий: фотоальбом «Наше село родное».

Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

Фотовыставки   «Мой любимый Кабанский район», «Самое красивое место в

нашем селе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.

«Встреча с интересными людьми».

Практическая значимость:

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

Данный проект можно использовать:

- для написания программы по патриотическому воспитанию «Я гражданин  России»;

- выступление на Районной конференции;

- участие в конкурсах по проектной деятельности.

Литература:

1. Жариков А.Д. "Растите детей патриотами", Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник"// Журнал "Дошкольное воспитание.- 2007. - № 12.

2.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

3.Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина

4.Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

5.Познавательное развитие.стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект «Дружба начинается с улыбки»

Проект   «Дружба начинается с улыбки» Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.Срок проекта: среднесрочныйАктуальностьДень ребёнка в детском саду наполнен ...

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫАктуальностьЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значен...

Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»

Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте  «С чего начинается Родина...»...

Информационно-творческий проект во второй младшей группе « Дружба начинается с улыбки»

День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...

Информационная карта проекта "С чего начинается Родина?"

Цель: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно-патриотических чувств к Родине через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями...

Информационно - исследовательский проект С чего начинается Родина?

Приоритетом в дошкольном возрасте является воспитание у детей любви и привязанности к родному дому, семье. Знакомство с родной семьей, родной улицей, городом позволит расширить кругозор, формировать ч...

Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?"

Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?" направленный на всестороннее развитие нравственно - патриотического потенциала детей, воспитание гражданственно...