Сюжетно- ролевая игра «В гостях у Будамшу»
методическая разработка (старшая группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Знакомить с традициями и культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevaya_igra.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Сюжетно- ролевая игра «В гостях у Будамшу»

Сокольникова А.В.

с. Кабанск

2023г.

Сюжетно- ролевая игра «В гостях у Будамшу»

Цель. - знакомить с традициями и культурой родного края.

Задачи:

- Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений,

- учить подбирать к словам  синонимы;

- обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи;

- формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству);

- обогащение словаря новыми словами «санбайна», «малагай»;

- воспитывать доброжелательность, заботу о людях.

Материалы и оборудование.   Юрта, картинки с изображением праздника «Сагаалган», « имитация оврага», предметы быта русской и бурятской культуры (пиала, матрёшка, украшения и т.д), шапка, детали для «мостика», ковёр, магнитная доска с магнитиками, лепестки разного цвета, угощенье.

Ход занятия. Дети входят в группу или музыкальный зал, звучит спокойная бурятская музыка.

Воспитатель: Ребята рассмотрите  картинки,  и скажите, что изображено на них? (Дети предполагают какой праздник изображён на картинках )  А  что люди делают в праздник? (Ходят в гости)  Вы наверное догадалась, чем мы сегодня займёмся(Ответы детей). Нас сегодня пригласил и ждёт в гости Будамшу!

Ребята подходят и видят перед собой овраг.

Воспитатель: Ой ребята, что же делать, как нам перебраться через овраг?(Дети предлагают свои варианты). Я предлагаю построить мостик из вежливых слов.

Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов». (Каждое слово кирпичик)

Выложив мостик и перебравшись подходят к юрте.

Воспитатель: Ребята, а как называется бурятское жилище?(ответы детей).

Детей встречает Будамшу.

Дети: Здравствуйте!

Будамшу: Здоровается на бурятском языке «санбайна».

Воспитатель: Объясняет что на бурятском языке означает здравствуйте.

Будамшу: Проходите дорогие гости, давайте сядем в круг.(дети садятся в круг по бурятскому обычаю)

Воспитатель: Будамшу, мы пришли в гости, ведь скоро праздник белого месяца Сагаалган. Ребята приготовили небольшие  благопожелания(чтоб тучнели стада, чтоб уют царил в вашем доме, чтоб были все здоровы, чтоб счастье и удача жили в этом доме и т.д).

Дети: Высказывают пожелания на удачу, успех и т.д.

Будамшу: Большое спасибо! Как дорогие гости добрались, что интересного встретили на своём пути?(дети рассказывают, как они перебрались через глубокий овраг). Ребята, у нас в праздник принято веселиться, петь песни, танцевать. А ещё мы играем в разные игры, приглашаю вас поиграть со мной.  

 Воспитетель:  Ребята посмотрите и отгадайте, что лежит в коробочке?

«Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму,

Есть и у русских и у бурят»

Ребята шапка на бурятском языке «малагай»

Игра: «Шапка Будамшу».

Будамшу: Ох и шустрые вы!

Воспитатель: Наши дети не только очень шустрые, храбрые и трудолюбивые, они ещё и умные, и разные пословицы  знают.

Будамшу: А вы знаете о чём говорится в пословицах, и откуда они берутся? (дети высказывают свои предположения, что такое пословица). Молодцы, у нас у бурятов тоже есть свои пословицы(2-3 пословицы).

«У дарёного коня, зубы не смотрят», «Что сделано в спешке, то не прочно, что сделано постепенно, то прочно»(объясняет значение бурятских пословиц)

Упражнение «Подбери пословицу».

Будамшу: А сейчас послушайте пословицы, и подберите  русские пословицы схожие с моими бурятскими.

«Без труда не поймаешь и окуня» -«Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

 «Дал слово - надо сдержать, начал работать- надо довершать» - «Сделал дело, гуляй смело»

«Заготовленное лётом полезно зимою» - «Готовь сани летом, а телегу зимой» (дети объясняют значение русских пословиц)

Дети: Перечисляют различные пословицы о труде, дружбе, учёбе и т.д.

Будамшу: Да много вы знаете, а теперь поиграем, да проверим вашу смекалку. Я сегодня прибирался и всё перепутал, поможете мне разобраться?

Игра: «Разбери предметы»(На столе находятся посуда, украшения, игрушки, музыкальные инструменты принадлежащие русской и бурятской культуре. Дети делятся на две команды и разбирают предметы на два столика.)

Воспитатель: Ребята в гостях у Будамшу нам с вами весело, здорово, и мы многое узнали интересного. Уважаемый Будамшу, мы знаем, что в вашей культуре используют много ярких цветов и оттенков. И мы хотим вам, за ваше гостеприимство подарить цветок, он  приносит счастье, здоровье, удачу в дом. Предлагаю всем вместе вырастить его сейчас.

  Игра «Слово-цвет».

Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на магнитной доске (оранжевый — апельсиновый, голубой — небесный, зелёный — изумрудный, красный — алый,  жёлтый — пшеничный)(подбирая цвет дети высказывают свои пожелания «небесный- чтобы над вашим домом всегда было чистое голубое небо, огненный- чтоб возле вашего очага собиралось много гостей и т.д»).

Будамшу: Спасибо, красивый цветок! Но и у нас в Сагаалган принято дарить подарки и угощать гостей. А вы знаете чем у нас принято угощать гостей?(дети перечисляют -сливки, молоко, сыр , творог, сладости, главное угощение это бузы). Я и для вас дорогие гости приготовил угощение! Выносит на подносе угощение для ребят, сладости.

Дети благодарят и приглашают  Будамшу к себе в гости на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры " В гостях у Маши"

Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания об окружающем,о предметах,действиях с ними и их назначении ( посуда,одежда).Развивать понимание речи,активизировать пониман...

Конспект сюжетно-ролевой игры "В гостях у Маши"

Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания с окружающим,о предметах,действия с ними и их назначении( посуда,одежда)....

Сюжетно – ролевая игра : «Ждем гостей»

Сюжетно –ролевая игра  имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...

Самоанализ сюжетно – ролевой игры : «Ждем гостей»

Сюжетно –ролевая игра  имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...

Кончпект занятия по развитию речи и сюжетно-ролевой игре "В гости к бабушке"

Задачи. Коррекционно-обучающие задачи:•     закрепить знание детей по темам: «Зима, деревья, животные, птицы, насекомые»;•     учить согласовывать существи...

Модель сюжетно-ролевой игры "Ждём гостей"

Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения....

Сюжетно - ролевая игра "В гости мы гостей позвали"

Формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога....