Проект «Культура и традиции татарского народа»
проект (старшая группа)

Галиханова Ралия Хабибяновна

Проект предназначен для изучения культуры и традиций татарского народа. Изучаются такие темы, как родословная, символика РТ, история, достопримечательности, произведения татарских поэтов и писателей, национальные игры, блюда и костюмы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tatar_kult_.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Культура и традиции татарского народа»

   Актуальность: 

Наша Республика Башкортостан многонациональна,  на ее территории проживаю представители более 30 народов: татары, башкиры, марий, русские  и многие др.

На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

 Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий - познавательный

Длительность: долгосрочный

Срок-реализации: сентябрь 2022 год – май 2023 год

Цель: формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Задачи проекта:

- расширять  знания детей о истории жизни людей татарской национальности, их культуре, традициях, обычаях,  национальных костюмах, фольклоре

- развивать творческое воображение, памяти, умение анализировать и делать выводы.

- воспитывать   чувства толерантности к представителям других национальностей, любви и уважение к своей Родине.

Идея  проекта:

- через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культуры татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливости и общении.

Интеграция образовательных областей:

 «Социально - коммуникативное развитие»

- организуется экскурсии в краеведческий музей; ООД (приобщение к татарской народной культуре)ознакомление культурой татарского народа.

«Познавательное развитие»

- организуются дидактические игры, ООД (по приобщению воспитанников к социально - культурным ценностям татарского народа.

«Художественно -  эстетическое развитие» ( рисование, аппликации, лепка, музыка)

- организуются выставки детских работ, музыкальные развлечения и инсценировки по сказкам.

«Физическое развитие»

- организуются татарские народные подвижные и хороводные игры.

«Речевое развитие»

- чтение и заучивание произведений татарского народа, считалки.

«Ознакомление с художественной литературой»

- знакомство с произведениями татарских поэтов: Муса Джалил, Хади Такташ, Габдулла Тукай, Абдулла Алиш.

Методы и приемы работы с воспитанниками:

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- просмотр видеофильмов, слайдов о традициях татарского народа;

- разнообразные трудовые деятельности;

- словесное разучивание стихов, считалок;

- беседа;

- игровые приемы;

- разнообразная творческая деятельность;

Ожидаемый результат:

для педагогов

-разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой;

-подбор литературы и методических пособий по проекту. Разработка конспектов занятий, праздников;

-оформление национального центра в группе. Выставка детских работ.

для  родителей:

- участие родителей  в проекте, проведение консультации по национальному воспитанию.

для дошкольников:

- знание о жизни людей татарской национальности, их традициях, обычаях;

-умение любоваться предметами декоративного искусства, бережно относиться к ним;

-знание татарских подвижных игр, умение самостоятельно играть;

- знание произведений фольклора.

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Цель: - привлечь родителей и воспитанников к реализации проекта

Дата

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

-изучение методической литературы;

-разработка плана проекта: «Культура и традиции татарского народа»

-консультации для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании»

«Мое древо - мое родословное!»

-подбор наглядно - дидактического и наглядно - демонстрационного материала

-оформление национального центра в группе

  1.  Основной  этап (сентябрь - май)

Цель: реализация основных видов деятельности  в рамках проекта

- развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, быте, традициях татарского народа.

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

- ООД «Символика РТ (герб, флаг, гимн)»

-  ООД «История татар» (рассматривание иллюстрации по книгам «Средневековая Казань» Фаяз Хузин, «Культура древних трюков» Гамирзан    Давлетшин)

- ООД «Национальный татарский костюм»

- ООД «Татарская национальная кухня» (чак- чак, вак - бэлеш, бэлеш, кыстыбый, тэбикмек, уч- пучмак)

- ООД «Путешествие по республике Татарстан»

- ООД «Бабушкин сундучок»

Развитие речи

- рассказывание сказок: «Дитя и мотылёк», «Коза и баран», «Три дочери», «Приключения Сабантуя», «Чукмар и Тукмар», «Водяная», «Волшебные башмаки», «Шурале» и другие

 - знакомство с произведениями татарских поэтов: Муса Джалил, Хади Такташ, Габдулла Тукай, Абдулла Алиш

- считалки: «Эке - бэке», «Бэз - бэз» и другие.

- пальчиковые игры: «Саумы бармак», «Биш бармак»

- дидактические игры: «Назови сказки по картинкам», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай»

Социально - коммуникативное развитие

- сюжетно ролевая игра: «Семья», «В гостях у бабушки», «Встреча гостей», «Разговор по телефону», «Поход в театр»

-настольная игра «Бабушкин двор»

-просмотр мультфильмов: «Приключения Сабантуя», «Чукмар и Тукмар», «Водяная», «Волшебные башмаки», «Шурале», «Коза и баран», «Дитя и мотылёк».

- развлечение: «В гостях у бабушки»

Художественно - эстетическое развитие

ООД рисование:  «Укрась татарское платье», «Укрась фартук», «Укрась тюбетейку» и др.

ООД аппликация: «Укрась пиала», «Укрась сапожок», «Укрась варежки»

ООД лепка: «Чак - чак», «Бэлеш», «Уч- пучмак», «Кыстыбый»

- коллективная работа «Навруз - встреча весны»

- дидактические игры «Сложи узор на фартуки», «Узор на тюбетейки», «Укрась платье», «Узор на полотенце»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Тимербай», «Продаем горшки», «Йомгагым», «Серый волк», «Резвые лошадки» и другие.

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании»

  1. Этап. Заключительный

Выставка семейных рисунков «Татарские народные узоры»

Вывод:

  Таким образом, можно отметить что многое удалось сделать в  этом учебном году по  данному направлению работы.  Проведены все запланированные мероприятия по приобщению дошкольников к татарской национальной культуре.

  Пополнили центр патриотического воспитания:  

- альбомом о республике Татарстан,  

-куклами в татарских национальных костюмах;

-художественными произведениями татарских поэтов.

 Развивающая предметно - пространственная среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской национальной культуры.

Список использованной литературы:

Хайрутдинова Р.Р. «Хрестоматия татарского детского фольклора»

Закирова К.В «На поляне детства» хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей. Казан 2011год

Шаехова Р.К. «Раз словечко, два словечко» Казан школа 2002.

Закирова К.В. «Балачак аланы»хрестоматия Казан «РИЦ 2011»

Шаехова Р.К «Ступеньки к творчеству» мастер лайн 2000г

Сулейманов Р. «Жемчужина народного творчества Урала»

Ф.Ф.Харисов, С.М. Харисова «Мой первый татарский словарь»

Гафурова Ф.А., Гайнетдинова Л.Ш. «Элифба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».

Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...

Проект: «Культура и традиции татарского народа»

Проект:«Культура и традиции татарского народа»...

Проект "Народная культура и традиции татарского народа"

Проект "Народная культура и традиции татарского народа"...

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».

laquo;Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»....

Краткосрочный проект «Культура и традиции татарского народа»

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня культу...