Дидактическое пособие
методическая разработка (подготовительная группа)

Нурдавлетова Ирина Анатольевна

Работа посвящена созданию РППС, где гдавное место занимает пособие "Чудо-дерево". Это пособие даёт взможность развивать творческие способноси, формировать познавательный интерес, понимания причинно-следственных, временных связей, экологических компетенций у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_chudo_derevo.doc38 КБ
Файл chudo-derevo.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

«ЧУДО-ДЕРЕВО»

Кутергина Елена Геннадьевна

Нурдавлетова Ирина Анатольевна,                                                   воспитатели

                                            МБДОУ №40 «Медвежонок»

        Аннотация:  на современном этапе развития образования актуальна проблема нравственно-патриотического, экологического  воспитания детей. Работа посвящена созданию развивающей предметно-пространственной среды, где главное место занимает пособие «Чудо-дерево», созданное воспитателями совместно с родителями и детьми.

 Это пособие дает многообразные формы образовательной деятельности, дающие ребёнку возможность  развивать творческие способности, формировать познавательный интерес, понимания причинно-следственных, временных связей, экологических компетенций у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:   нравственно-патриотическое воспитание, экологические компетенции, пособие «Чудо-дерево».

Использование методического пособия «Чудо-дерево»

для формирования основ экологических компетенций дошкольников

        В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры, осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если его систематически на протяжении нескольких лет знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную  приспособленность к ней.

        Одной из форм взаимодействия с детьми в данном направлении является регулярная работа с авторским дидактическим пособием «Чудо-дерево». Опыт  работы с этим пособием доказал его эффективность в формировании экологических компетенций у детей дошкольного возраста.

Описание пособия

Данное дидактическое пособие разработано и создано с целью расширения знаний детей о природе, развития интереса к  ее познанию, любознательности, логического мышления, внимания и наблюдательности.

        Дидактическое пособие является универсальным и подходит для работы, с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

Пособие устроено следующим образом. Это макет дерева высотой 1м.20см., изготовлено дерево из пенопласта, покрашено акриловыми красками. Дерево установлено на подставке около стены и укреплено к стене в нескольких опорных точках, что обеспечивает неподвижность, безопасность и долговечность конструкции. Из такого же материала  изготовлены  зеленые, жёлтые, оранжевые листья, снежинки. Подобраны картинки с изображением оседлых и перелетных птиц нашего региона.

Сделаны и подобраны, картинки  макеты гнёзд, кормушки.

Подобраны модели: насекомые (бабочки, муравьи, осы, стрекозы, пчёлы, шмели), пауки, лягушка, ящерка, змейка, ёж, белка, заяц.

Собран природный материал: сосновые, еловые, кедровые шишки, сушеные ягоды рябины, шиповника, сушёные грибы, семена сирени, клёна. Подготовлена коллекция спилов деревьев разного размера.

Способы работы с дидактическим пособием

«Чудо-дерево»

Вторая младшая группа

         В зависимости от времени года менять на ветках дерева зеленые, желтые, красные листья, снежинки,  помещать на дерево макет кормушки. На кормушку «усаживать» синицу, воробья, голубя, подсыпать корм для птиц. Воспитатель, обращая внимание детей на изменения, происходящие на дереве, побуждает их отмечать эти перемены, тем самым способствует формированию у детей младшего возраста первичных представлений о сезонных изменениях в растительном и животном мире.

Средняя группа

        Кроме листьев, цветов, почек, снежинок, помещать изображения птиц. Зимой – оседлых (сорока, ворона, воробей, синица, дятел, сова), из кочующих – снегиря. А так же макет кормушки, сушеные ягоды, грибы, шишки. С наступлением весны постепенно добавлять изображения перелетных птиц (скворца, утки, ласточки), повесить макет скворечника и гнезда. По мере появления насекомых и пауков (середина апреля - май) помещать на ветках их модели (муравьи, бабочки, пчелы, кузнечики, жуки). В гнезда подкладывать сделанные яички (начало мая). С наступлением лета показывать как пустеют гнезда, появляются ягоды, плоды, грибы. Осенью постепенно убирать перелетных птиц, сначала ласточку, потом скворца, утку, менять листья, убирать насекомых, пауков.

        Очень важно постоянно обращать внимание детей на происходящие изменения, обращаясь с вопросом: «Что увидели?», «Что изменилось?», тем самым побуждать детей делать выводы и умозаключения о причинах изменений, происходящих в природе.

Старшая группа

        Уже к знакомым детям оседлым птицам добавить ястреба, лесных птиц (глухаря, тетерева, сойку, клеста), познакомить с кочующими птицами (снегирём, свиристелью). Развесить природный материал, служащий кормом птицам: разные шишки, ягоды, семена (клёна, сирени). Постоянно проводить с детьми беседы о том, чем можно угостить птиц зимой.  Весной обогатить мир перелётных птиц, добавив трясогузку, жаворонка, перепёлку, певчего дрозда. К животным добавить макеты змеи, жабы, ящерицы, осы, шмеля, стрекозы.

        С детьми организовывать дидактические игры: «Путешествие по лесу», «Опиши, а мы угадаем», «Расскажи, кого видишь» и др.

Знакомить детей с многообразием деревьев, используя стенды с гербариями листьев и образцами коры.

Подготовительная к школе группа

        В подготовительной к школе группе все манипуляции с деревом по сезонам производят сами дети, основываясь на своих знаниях и наблюдениях. Педагогу необходимо с помощью, поощрения, создания проблемных ситуаций, наводящих вопросов побуждать детей к этой деятельности.

         Также в подготовительной к школе группе нужно познакомить детей с годичными кольцами, используя коллекцию спилов и предложить посчитать возраст деревьев из коллекции. Широко  использовать дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Определи на ощупь», «Определи по запаху», «Что это такое?» и др.

Литература.

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, Л.А. Васильевой. Издательство Мозаика-синтез, Москва, 2014
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей и подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168.
  3. Школьник Ю.К. Птицы. Растения. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник. – М.: Эксмо, 2014 – 256с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие “ Чудо-дерево ” Группа № 37 “ Пчёлки ” Воспитатели : Е.Г. Кутергина И.А. Нурдавлетова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Медвежонок»»

Слайд 2

Цель : Формирование экологических и краеведческих компетенций у детей дошкольного возраста Задачи : 1) формировать знания и углублять представления о окружающей действительности 2) развивать интерес к познанию, формировать умение анализировать и обобщать информацию 3) способствовать воспитанию у детей элементов экологического сознания и следованию экологическим правилам в доступных для ребенка формам

Слайд 3

Модель “ Чудо-дерево ”

Слайд 4

Пособия прилагаемые к “ Чудо-дереву ”

Слайд 6

Изменение “ Чудо - дерева ” по временам года

Слайд 8

Красная книга Красноярского края

Слайд 10

Презентация своей книги

Слайд 11

Дидактическое пособие “ Карта Красноярского края ”

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....