«Тайна чувашских узоров». (Познавательный час в подготовительной группе)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_chuvashskih_uzorov.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

«Тайна чувашских узоров»

(Познавательный час

в подготовительной группе)

                                                                                            Разработал:

                                                                                    воспитатель  Тувалева Л.В.

                 

Ядрин – 2023

Познавательный час «Тайна чувашских узоров».

Цель. Приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям;

Образовательные задачи.  Формировать умение составлять чувашский узор на полосе; продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека; закреплять знания детей об элементах чувашского женского костюма («масмак» - налобная повязка);

Развивающие задачи. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров, творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, аккуратность.

Материал. Женская головная повязка «масмак» с узорами. Образец с нарисованными на полосе бумаги узорами солнц. Полоса бумаги красного цвета размером 5x20 см, желтая и белая цветная бумага, клей, кисточка, салфетка, чувашская национальная одежда с вышивкой, кукла в чувашском наряде и с головной повязкой «масмак».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит спокойная чувашская музыка «Илемлĕ».

Воспитптель. Знаете ли вы такой народ,

               У которого сто тысяч слов,

               У которого сто тысяч песен,

               И сто тысяч вышивок цветет? (П.Хузангай)

- Ребята, о каком  народе говорится в стихотворении? (ответы детей).

- Правильно, о чувашском народе.

- Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику, в Чебоксары удивляются, восхищаются красотой чувашских  вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой  на память.

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

- Ребята, какие вы знаете вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).

- Молодцы, правильно! Вышивкой украшены   многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, полотенца. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм -  мужской, женский, детский.

- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир чувашских узоров.

- Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивки. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья, и рубашки. Есть рисунки с чувашскими узорами, аппликации. Какие они яркие!  Как будто солнышко заглянуло в дом!

- А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).

- Правильно, вышивальщицы, мастера - вышивальщицы.

- Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.  

- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).

- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.

Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.

Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.

Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.        Желтый цвет означает цвет солнца, радости и счастья.

Синий цвет – цвет волшебства, неба.

Еще в старину чуваши считали, что  вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев  и даже пищу от бед.

3. Игра «Угадай цвет» (цвета называем на чувашском языке).

Красный – хĕрлĕ

Желтый – сарă

Зеленый – симĕс

Синий – кăвак

Белый – шурă

Черный – хура.

 Молодцы, ребята. Все правильно.

4. Рассматривание головной повязки «масмак».

- Сегодня познакомимся с чувашским головным убором.

Масмак - чувашское головное украшение замужних женщин в виде ленты с вышитым узором. Масмак - яркая, разноцветная и по форме как радуга - дуга, своеобразное головное украшение в виде ободка, повязки.

- Ребята, есть чувашская легенда о «масмак». Послушайте её. Согласно чувашской легенде маленькая девочка Масмак и мама спустились за водой к речке. После грозы над рекой они увидели красивейшую радугу. Её яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка попросила кусочек белого холста и стала вышивать красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. Девочка подарила эту повязку с чудесной вышивкой маме и мама с огромным удовольствием сразу же одела ее. Прохожие останавливались и с удивлением спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька Масмак», — гордо отвечала мать. С этого дня головную вышитую повязку в народе стали называть масмак.

- Ребята, а кто носил головную повязку масмак? (ответы детей – чувашские женщины).

- Для чего носили масмак? (ответы детей – для красоты, как оберег).

5. Игра «Иголочка и ниточка».

Сейчас я вам предлагаю немного вышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Поиграем в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Выбраем иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку спомощью считалки на чувашском языке.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза).

- Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

6.  «Творческая мастерская».

Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем настоящими мастерами и умельцами,   изготовим «масмак» . Для этого мы возьмем красную полоску бумаги, по готовому трафарету наносим на белую желтую бумагу орнамент и вырезаем (объяснение педагогом). Орнамент, которым мы будем украшать масмак, означает дружбу, сплоченность семьи. Располагаем орнамент вдоль всей красной полосы бумаги. Теперь приклеим белые кружочки (монетки) по низу изделия, чтобы своим звоном они отгоняли злых духов.

7.     Самостоятельная деятельность детей (под спокойную чувашскую мелодию выполняется практическая часть), индивидуальная  помощь.

Вот такой красивый и яркий «масмак» у нас получился.

8.    Совместный анализ детских работ.

Заканчиваем клеить, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).

9. Составление выставки чувашских узоров.

Ребята вы настоящие мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских узоров получилась.

Литература:

1. . Васильева Л.Г. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.

2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.

3. Васильева Л. Г. Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 1994 г.

4. Васильева Л. Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Чебоксары, 2001г.

5. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимняя тайна»

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения зна...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»

. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, недаром Чувашию называют краем ста т...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема :"Зимушка-Зима" (кубики Никитина "Сложи узор")

Конспект совместной деятельности создает условия для формирования связной речи посредством интеграции речевой и логико - конструктивной деятельности детей....

Тайны чувашских узоров

вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометричес...

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : «Тайны вулкана».Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .Задачи:•Обучающие:рас...