Тайны чувашских узоров
материал (младшая группа)

Ходорик Анна Геннадьевна

вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др. Учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой) создавать образ чувашского рисунка на круглой форме (тарелочке) , выделяя середину. Уточнить и закрепить знание цветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chuvashskiy_uzor_2_ml.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

- вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др. Учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой) создавать образ чувашского рисунка на круглой форме (тарелочке) , выделяя середину. Уточнить и закрепить знание цветов

Развивающие задачи:

- развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании , исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства

Воспитательные задачи: 

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.

Материал: деревянный сундук, тарелка с чувашской росписью.

Гуашь красного, желтого цвета, кисти, салфетки, белая терелка, трафарет  в форме ромба, бумажные тарелочки.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие , «художественно-музыкальная деятельность»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке. «Художественное творчество»: развивать способность эстетически оценивать предметы искусства, выражать свое отношение к ним.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций чувашской национальной одежды

Д/и «На что похож узор».

Ход занятия:

Звучит чувашская музыка: песня «Илемле».

Воспитатель. Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Откуда она доносится? (Подходят к сундуку). Как вы думаете, похож этот предмет на музыкальную шкатулку?

Дети. Нет.

Воспитатель. Что же это такое, ребята?

Дети. Это - Сундук

Воспитатель. Правильно! Молодцы! Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке. Давайте посмотрим!

Воспитатель открывает сундук. Достает чувашскую национальную одежду с вышивкой.

Дети вместе с воспитателем рассматривают чувашскую одежду:

Воспитатель. Молодцы ребята, посмотрите сколько тут одежды! Что это за одежда?

Дети: Это чувашская одежда.

Воспитатель. Правильно. Это чувашская национальная одежда. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Ребята, а как вы думаете как чуваши делали вещи красивыми?

Дети. Они украшали одежду вышивкой.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Эти узоры имели определенное значение. Важное значение имели знаки огня, светил, земли, горы и небосвода. Каждый народ по-разному изображал узор. Вот у чувашей в вышивке главным элементом был узор солнца. Солнце изображалось в виде круга, крестика, квадратика, восмиугольника. Чуваши считали, что сила солнца в его лучах и от его сияния зависит жизнь на земле. Солнце греет землю, а земля дает хороший урожай.

Физкультминутка :»Тух-ха, Ванюк, урама»

Воспитатель. Ребята, здесь на дне сундука есть еще что-то. Это тарелочка. Посмотрите она совсем не такая яркая. Давайте поможем ей стать такой же яркой? Мы с вами украсим эти тарелочки солнцем! Что нам для этого понадобится?

Дети. Краски, кисточка.

Воспитатель. Правильно. А еще у нас есть необычный тычек, на его конце красивый узор. Посмотрите на него внимательно. Я предлагаю вам обмакнуть тычек в краску и приложить его к тарелочке. И у нашей тарелочки будет такой же красивый узор. Так же у нас с вами есть трафарет, с помощью которого у нас тоже получатся замечательные узоры.

Воспитатель. Какие красивые и яркие тарелочки у нас получились! Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские узоры в оформлении

Оформление центральной стены музыкального зала к национальным чувашским праздникам...

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с чувашскими узорами

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения через чувашские дидактические игры и упражнения....

Конспект ООД"Оформление новогодних игрушек чувашским узором"

Разукрашивание новогодних игрушек элементами чувашского узора....

Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве.

Разработанный мною мастер-класс для молодых педагогов поможет им в организации изобразительной деятельности по направлению "декоративное творчество национальной (чувашской)культуре. ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»

. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, недаром Чувашию называют краем ста т...

«Тайна чувашских узоров». (Познавательный час в подготовительной группе)

Приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям....