Проект "Русская изба"
проект (старшая группа)

Быковская Инна Тадеушовна

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»                                     Структурное подразделение «Детский сад»

Проект

            «Русская изба»

Старшая (разновозрастная) группа

Разработала воспитатель:

                                                                                   Быковская Инна                                                    

Тадеушовна

Дальнереченский район с. Соловьёвка

2022г.

 

Проблема проекта.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», я предложила детям посетить наш музей «Русская изба», который совсем недавно открыли в нашем селе. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так  давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Аннотация.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

        Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

 Первые годы жизни ребёнка- важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей странной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях то природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;

  ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;

  ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;

  ценность слова, как возможность общаться;

  ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

  ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;

  ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

  ценность познания мира;

  ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  Художественно- эстетическое развитие

  Коммуникативно – личностное развитие

  Познавательное развитие

  Речевое развитие

  Физическое развитие

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

*Экскурсия в музей.

*Беседы с детьми.

*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

*Чтение художественной литературы.

*Продуктивная деятельность (изготовление оберега)

*Театрализованные игры.

*Рассматривание быта и посуды.

*Заучивание потешек, прибауток, закличек.

*Использование русских песен и танцев.

*Проведение русских народных игр.

*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

        *Рассказ о народных обычаях и традициях.

Организатор проекта: Быковская И.Т.

Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители.

Родители воспитанников детского сада МОБУ «ООШ с. Соловьёвка» заинтересованы в духовно-нравственном развитии своих детей, привитии интереса к истории и культуре своей Родины. Учитывая возрастные особенности детей, эта программа может быть успешно реализована во всех возрастных группах детского сада.

Сроки реализации: долгосрочный (2021-2022гг).

Цель проекта:

Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта:

  Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.

  Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.

  Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.

  Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.

  Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.

  Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

  Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

В работе используются различные методы и приемы:

Наглядный метод используется во время

  чтения педагогом рассказов;

  наблюдений;

  показа сказок (педагогом, детьми);

  рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  проведения дидактических игр;

  экскурсий по селу , целевых прогулок;

  моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  чтения литературных произведений воспитателем;

  чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  ответов на вопросы педагога, детей;

  проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  сообщения дополнительного материала воспитателем;

  загадывания загадок;

  рассматривания наглядного материала;

  рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  разбора житейских ситуаций;

  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  организовывать продуктивную деятельность;

  провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

  оформить коллекцию семян для занятия;

  сшить кукол к сказкам;

  организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  провести экскурсии различной направленности;

  организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)  

Реализация проекта:

Подготовительный этап.

Цель: разработать проект.

*Изучение литературы по данной теме;

*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;

*Составления графика посещения музея детьми;

*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.

Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.

Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей  «Народные праздники», «Широкая масленица» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в музей;  участие в выставках.

Формы работы с родителями.

  родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  вечера вопросов и ответов;

  проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

  факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  индивидуальные консультации специалистов;

  наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  совместные экскурсии;

  благотворительные ярмарки;

  совместные с родителями праздники.

Заключительный.

*Торжественное открытие музея «Русская изба».

*Экскурсии.

*Проведение образовательной деятельности в музее «Ходит сон близ окон» (для детей),  

*Создание презентации музея.

Ожидаемый результат:

У детей:

  Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;

  Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;

  Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;

  Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;

  Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;

  Обогащение словарного запаса детей;

  Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:

доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

У родителей:

  Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;

  Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ

  Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

У педагогов:

  Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Организационно-методическое обеспечение:

        - А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».

Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...