НОД Познавательное развитие "Экскурсия по музею"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соколова Татьяна Федоровна

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, экспонатах музея история села Лучистого, закрепить знание о крымских горах, упражнять детей в классификации предметов, формировать умение составлять рассказы с использованием  техники  сторителлинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx498.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ

КОНСПЕКТ НОД ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (с элементами музейной педагогики) В ПОДГТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СВЕТЛЯЧОК»

Тема: «Экскурсия по музею»

Дата проведения: 16.11.2023 год

                     Подготовила: Соколова Т.Ф.,

воспитатель

Алушта, 2023 год

Тема: «Экскурсия по музею»

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, экспонатах музея история села Лучистого, закрепить знание о крымских горах, упражнять детей в классификации предметов, формировать умение составлять рассказы с использованием  техники  сторителлинг,

 Задачи:

  • закрепить понятия о профессиях людей: экскурсовод, почтальон, реставратор, археолог;
  • расширить представления детей об экспонентах музея «Истории села Лучистого».
  • воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре,  языку, национальной одежде и традициям;
  • развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
  • развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
  • воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе. 
  • приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в музее.

Оборудование и материалы:   интерактивная доска, Лучистовкий музей, экспонаты музея, фотоаппарат, изба, мешочек, картинки д/и «Назови одним словом», изображение крымских гор, кубики сторителлинг

Методические приёмы:

1. Беседа, вопросы к детям, ответы на вопросы.

2. Рассматривание коллекций экспонатов.

3. Проблемная ситуация.

4. Сюрпризный момент.

5. Информационно-коммуникативные технологии.

6. Прием сравнения, обобщения.

7. Дидактическая игра «Составь слово из первых букв», «Назови три предмета», «Горы Крыма», «Составление рассказа с использованием технологии сторителлинг»

8. Подведение итогов занятия.

Ход НОД

Организационный момент «Экскурсия по музею»

-Добрый день, ребята. Посмотрите, куда мы с вами попали? (ответы детей) Правильно, сегодня у нас пройдет экскурсия в нашем дошкольном музее, который посвящен истории нашего села Лучистого. Но прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что же такое музей?

Актуализация знаний. Беседа «Что такое музей»

Цель: подготовить детей к посещению музея, закрепить знания о культуре поведения в общественных местах, в том числе музее.

Для чего нужны музеи, зачем люди их создают? Как называются предметы, которые хранятся в музее?  Как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию? (ответы детей) Давайте с вами заглянем в наш музей истории села Лучистого.

Но прежде вспомним правила поведения в музее!

Какие правила поведения в музее вам известны? Вспомнить вам помогут знаки.

C:\Users\Маша\Desktop\123.png

Рассказ воспитателя и детей о музеи села Лучистого

Посмотрите, наш музей поделен на несколько частей, в первой части находятся фотографии,  сделанные еще в 1908 году.  В этой части музея так же собраны книги, исторические данные о крепости Фуна, изображения до землетрясения и после, предметы старины, отражающие создание села Лучистого,  фотографии окрестностей и людей, проживавших в селе Лучистое..  

В противоположной части музея представлена экспозиция Боевая слава нашего народа. В ней собраны предметы Великой отечественной войны, медали ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в селе Лучистом.

В третьей части музея представлены экспонаты быта нашего народа. Собраны предметы быта наших односельчан, которые уже не используются, но в прошлом были значимы и дороги для них: самовар, печатная машинка, утюг, сумка для Корана, кофеварка и т.д. Так же подобраны фотоматериалы быта и развития села Лучистое, что позволяет отразить многонациональность нашего народа.

Давайте с вами прослушаем об экспонатах данной экспозии от наших экскурсоводов:

1 ребенок: САМОВАР

Всем известно , что самовар – это устройство для приготовления кипятка . «Сам варит» - отсюда и слово произошло « самовар ». Самовар имеет длинную и весьма занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России и русского быта. За короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей.   У самовара собираются взрослые и дети , пьют чаи и доверяют свои тайны.  Он стал символом добра и домашнего уюта.

2 ребенок: ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Печатная или пишущая машинка была незаменимой вещью  ученых, писателей, журналистов.

Первая печатная машинка появилась в 1714 году в Англии.

В нашем музее представлена печатная машинка  Москва 1940 – 1958 года. Данная машинка имеет 42 клавиши и предназначена для индивидуального пользования.

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера?

3 ребенок: ЛАМПА КЕРАСИНОВАЯ

Керосин заодно с керосиновой лампой были изобретены в 1853 г.  Использовали их для освещения дома, ведь раньше не было электричества, а керосин лучше подходил в качестве горючего материла, был менее взрывоопасен и ярко горел.

Наиболее важными  деталями лампы была емкость для керосина и головка с фитилём и регулятором яркости горения. Сверху на головку надевалось стекло для безопасного горения и освещения.

С момента появления электричества в каждом доме лампы перестали использоваться и теперь их можно увидеть в музее.

- Ребята, а сейчас вы можете подойти поближе и хорошенько рассмотреть экспонаты, о которых нам с вами рассказали, только не забудьте, что ни в коем случае нельзя трогать предметы руками!

(Один ребенок дотрагивается до фотоаппарата, слышен треск, звучит мелодия и  дети  переходят в музыкальный зал – «переносятся в прошлое села Лучистого»)

Проблемная ситуация «Путешествие в прошлое»

-Что произошло? Где мы с вами очутились? Это что за изба такая?

Выходит Аленушка

Аленушка: -Здравствуйте дети, вот что бывает, когда забываешь про правила поведения в музеи. Разве вам не говорил экскурсовод, что трогать экспонаты руками запрещено? Из-за того, что вы нарушили правило, один из предметов сломался,  и вы попали в прошлое села Лучистого.

Ребята, какой же предмет мы испортили? И что же нам делать? Как же вернуться в наше время и наш детский сад?  

Аленушка:  Я вам помогу, если вы выполните все задания, тогда сможете вернуться обратно в детский сад. Вы готовы? (Ответы детей)

Тогда вы получаете свое первое задание. Подходите поближе

(дети подходят к печке для выполнения первого задания, находят мешочек)

Д/и: Ребус «Составь слово из первых звуков.»

Цель: обучать детей звукобуквенному анализу слова, формировать навык чтения

Ход игры. Детям выдаются карточки с изображением нескольких предметов и набор букв. Воспитатель предлагает детям назвать каждый изображенный предмет. Затем ребенок снова называет предметы, выделяя после этого первый звук каждого слова, вставляя нужную букву в окошко под этим предметом. Так, называя каждый предмет, и вставляя в поле необходимые буквы, у ребенка в карточке получается новое слово.  (ЛОЖКА, ЧАШКА,МИСКА)

Аленушка: Молодцы, вы справились с моим ребусом, но давайте пройдемте дальше и посмотрим, справитесь ли вы так же ловко с кубиком-рубиком. (дети передвигаются по залу и находят большой кубик- рубик с картинками)

Д/и: «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д. «Посуда» – произносит педагог и после небольшой паузы дает кубик ребенку. Тот отвечает: «Ложка, тарелка, самовар» и т.д.

Аленушка: с этим заданием справились, но чтобы вернуться назад вам необходимо вспомнить, куда же надо возвращаться, где вы живете? Какие горы есть в Крыму? Давайте отправимся на поиски обратной дороги.

Физминутка «Путешественники»

По дорожке ты шагай,     шаг с высоким подъемом колена

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи,         боковой галоп

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,             ходьба на носках, руки в стороны

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах

Хороши пружинки – ножки.    с продвижением вперед

Дальше веселей шагай     шаг марша

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке              поскоки с продвижением вперед

Быстрые ребяток ножки.

Остановились (на экране появляются горы) посмотрите,  что перед нами.

- Посмотрите на экран назовите, что изображено? У подножья какой горы находится наше село Лучистое?

Д/и «Горы Крыма»

Цель: закрепить знание детей о крымских горах.

1.

Гора Ай-Петри (Крым) - высота, фото, карта, как добраться из Ялты

2.

Чатыр-Даг (Шатер-Гора) — путеводитель по отдыху в Крыму

3.

Картинка 16 из 25965

4. Гора Демерджи в Крыму - Aviaseller.com - Дешевые авиабилеты от пингвина

  1. Гора Ай-Петри
  2. Гора Чатырдаг
  3. Гора Медведь
  4. Гора Демерджи

Аленушка: - Молодцы, вы справились с моими  заданиями и рассказали мне о посуде, о крымских горах.  Теперь, я думаю, у вас получится вернуться обратно в настоящее время, но для этого давайте с вами сделаем снимок с видом на гору Демерджи, заодно и посмотрим какой гора была в1908 Году.

Дети делают фото на фоне горы Демерджи и снова слышен треск, дети оказываются в будущем. Детей встречает робот

Робот: -Здравствуйте дети, вот вы и попали в будущее, в далекий 3000 год. Неужели вы и вправду дотронулись до экспоната в музеи? (ответы детей) В следующий раз помните, что экспонаты руками трогать запрещено, иначе неизвестно, куда вас может отправить. Но так уж и быть, я вам помогу вернуться обратно в детский сад, но прежде вы расскажете, что же может случится в будущем? (ответы детей) Составьте рассказ о моем времени с помощью кубиков, а я тем временем починю ваш фотоаппарат.

-Посмотрите внимательно все на стол, у меня здесь есть кубики с предметами из моего времени, ваша задача составить рассказ.

Д/и  «Наше будущее» составление рассказа, с использованием технологии «сторителлинг»

Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, учить составлять целостные рассказы в технике сторителлинг.
Дети составляют рассказ по кубикам .

Робот: Молодцы. Какие хорошие рассказы вы составили, теперь я смогу отремонтировать ваш фотоаппарат  и вернуть вас домой.

Звучит музыка ремонт деталей

Робот: ваш фотоаппарат отремонтирован, можете возвращаться обратно в детский сад села Лучистого, чтобы очутиться в своем времени, давайте сделаем фото на память.

Дети становятся к экрану и фотографируются с роботом.

Рефлексия «Возвращение»

Дети делают фото и оказываются в музеи детского сада.

-Вот мы с вами наконец и вернулись обратно в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

Итог:

  • На какой экскурсии мы сегодня с вами были?  
  • С какими экспонатами познакомились? Что увидели в музее?  
  • Для чего люди посещают музей?
  • Какое главное правило посещения музея вы нарушили? Что произошло?
  • Почему нельзя трогать музейные экспонаты?
  • Кто нам помог вернуться в детский сад?
  • Какие задания выполняли,  чтобы  починить фотоаппарат?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми "Путешествие в музей"

Программное содержание: Формировать интерес к малой Родине.Закрепить название родного города, домашний адрес, правила дорожного движения.Дать детям представление о музее,  как о месте хране...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Музей орудий труда".

Материал поможет в игровой форме изучить профессии и орудия труда к ним. Развить речь; согласовывать существительные с местоимениями; отгадывать загадки и вписывать отгадки....

познавательный проект "Мини -музей "Байкал"

 В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцие...

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее....

Конспект познавательного проекта мини - музей "Как много разных кукол"

Как можно органиховать мини- музей кукол в группе. Применения музея....

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53    Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...