"Каменск-Уральский – колокольная столица!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бобина Ольга Вадимовна

Форма организации занятия «Путешествие по реке времени»

Цель: дать понятие о литейном искусстве на Руси, о колокольной столице России.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания о колоколах – как неотъемлемой части русской культуры.

2. Продолжить формировать у воспитанников чувство сопричастности к национальной истории.

3. Дать знания о колокольной столице и месте проведения фестиваля колокольного звона в Каменске-Уральском. 

4. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

5. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.

6. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к малой Родине.

7. Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Каменск-Уральский – колокольная столица!»

Форма организации занятия «Путешествие по реке времени»

Цель: дать понятие о литейном искусстве на Руси, о колокольной столице России.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания о колоколах – как неотъемлемой части русской культуры.

2. Продолжить формировать у воспитанников чувство сопричастности к национальной истории.

3. Дать знания о колокольной столице и месте проведения фестиваля колокольного звона в Каменске-Уральском.  

4. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

5. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.

6. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к малой Родине.

7. Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русской культуры.

Оборудование: музыкальная колонка, презентация «История возникновения колоколов на Руси», «Уральские мастера», фотовыставка «Колокольный завод «Пятков и К», ссылки на видео ролики, музыкальные фрагменты - колокольные звоны, колокольчики для украшения, трафареты.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры, совместная работа детей и родителей - изготовление сувениров - колокольчиков из папье – маше; проведение бесед о колоколах, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, музыкальных игр; рассматривание иллюстраций, слайдов; чтение произведений художественной литературы (стихотворения А.А. Фета «Колокольчик», А.С. Пушкина «Зимняя дорога» (отрывок), Н.А. Некрасова «Тройка»; легенды о колоколах, лепка колокольчиков из пластилина.

Ход

Воспитатель: Дети, что мы называем Родиной?

- Правильно. Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живём.

Воспитатель: Каждый человек любит свою малую Родину. Место, где мы живём. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить. Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем?

- Предлагаю вам совершить экскурсию.

Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон… Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.

- Ребята, а где можно услышать колокольный звон в нашем городе?

Молодцы! А ещё колокольный звон и лучших звонарей России можно услышать в середине июля, с 2005 года, на центральной площади города у храма Александра Невского, когда проходит фестиваль колокольного звона «Каменск-Уральский – колокольная столица».

- И фестиваль, и наш город называют «колокольной столицей».  Как вы думаете, почему?

- Сколько легенд, преданий, даже сказок существует вокруг колокольных дел мастеров! Особенно на Урале. Достаточно вспомнить сказы Павла Бажова, Данилу-мастера…

 - А что бы это узнать, я предлагаю вам отправиться в «Путешествие по реке времени». Какая первая остановка у нас будет, конечно, это «Древность». 

Очень давно, несколько тысячелетий тому назад был открыт удивительный сплав самородных металлов меди и олова. Это и был состав колокольной бронзы, который не изменился до наших дней.

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы.

Древнейшие русские колокола лились небольшими, были совершенно гладкими, не имели надписей.

- Обратите внимание на картинки и вспомните, где мы можем увидеть колокола того времени?

Подвижная игра «Колокольчик».

«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!

У воспитателя два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

Отправляемся дальше. Вторая наша остановка «Старина». 

- На Урале колокольные заводы стали строится в период разработки залежей медной руды. Уральские умельцы разработали свои технологические приемы, внешний вид колоколов, благодаря которым был усовершенствован своеобразный «русский стиль» в литье, отличающийся высокой степенью сложности отливки и художественностью оформления. Новые требования покупателей заставляли мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Колокола стали украшать орнаментом (растительным или геометрическим), с хитроумным сплетением узоров, символическими изображениями святых и текстами.

Первым колокололитейным центром на Урале считается Невьянск. Затем заводы появились в Нижнем Тагиле, Каменске – Уральском, Екатеринбурге и других уральских городах.

Сохранился первый – колокол Каменского завода с надписью «ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ИЗ ПРОСТОГО ЧУГУНА АПРЕЛЯ 27 1702 Г. НА КАМЕНКЕ».

Творческая мастерская.

На этой остановке мы попробуем себя в роли мастеров того времени - украсим колокола орнаментом. Мастера работали индивидуально, изображения не повторялись. Прошу вас пройти в мастерскую и изготовить эскизы орнамента.

Прежде, чем мы с вами отправимся в современный мир, давайте еще раз посмотрим, какие получились у наших мастеров изделия старины.

- И вот мы добрались до третьей остановки «Современность».   После революции колокола замолчали. Огромное их количество было уничтожено. Только в 80-е годы началось возрождение колокольного дела.

Рассказ воспитателя и демонстрацией фотографий с фотовыставки  (Приложение 2).

В настоящее время единственный на Урале колокольный завод находится в нашем городе Каменске-Уральском. Колокольный завод был запущен в 1991 году. Основатель – каменский металлург Николай Пятков. Колокольный завод льет колоколов больше, чем вся Европа вместе взятая. Колокола отливаются по старинной рецептуре. Самые маленькие колокола весят 6 килограммов, а большие достигают 18 тонн – они очень тяжёлые. Уральские мастера-металлурги продолжают дело своих предков. 

Есть у нас производство,

Какого не сыщешь нигде:

Колокольная фирма «Пятков и К».

Поют колокола по всей России,

В их звоне чистота и благость,

И светлая российская душа.

- Давайте отправимся в виртуальную экскурсию, где познакомимся с производством колоколов в нашем городе.

Виртуальная экскурсия на завод «Пятков и К»

https://youtu.be/AV7A_zYI0NI

- Завод «Пятков и К» отливает колокола, которые звучат по всей стране и даже за границей.  Можно сказать, что уральские колокола поют по всему миру.

Фестиваль колокольный звона ежегодно собирает лучших звонарей со всей России и тысячи зрителей.  Участники один за другим исполняют церковный звон своего храма. Рассказывают о святых местах своего региона. Искусство звонаря передается от учителя к ученику, школ в России единицы.  Каждый год фестиваль дополняется и расширяется.

- Предлагаю вам прослушать небольшой фрагмент колокольного звона, который звучал на фестивале.

https://youtu.be/5Q1TwFIWTw0

Воспитатель: Вот мы и вернулись из «Путешествия по реке времени».

Задание. Разложить картинки с изображением производства колоколов древних времен, старины, современного мира. 

-  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Прикрепим картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Какая река времени у нас получились! 

- Как вы думаете, в каком времени колокола были лучше, красивее, интереснее? Почему?

- Посмотрите, ребята, а на «реке времени» ещё есть место.  Думаю, что это остановка нашего будущего.

- Как вы думаете, в будущем наш город изменится? Каким он будет? 

Наш город - это наша малая Родина, самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем.

- Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

- Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

- Сегодня вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины на фестивале колокольного звона «Каменск-Уральский – колокольная столица».

- Предлагаю вам поучаствовать в детской познавательной конференции «Мир почемучек» рассказать о «Русских колоколах и колокольчиках»  и представить нашу выставку «Колокольчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста "Русь колокольная"

Цель:                   Дать представление о колокольных звонах, колоколах Программное  содержание: ...

Колокольные звоны России

Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы

В процессе занятия дети знакомятся с  историей создания колоколов, с  видами колоколов, читают стихи о колоколах....

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследова...

Познавательное занятие "История Каменска Уральского" по технологии "Река времени"

Конструкторганизации непосредственно-образовательной деятельностипо технологии «река времени»Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского»Группа: подготови...

Дидактическая игра-бродилка "Путешествие по г.Каменску-Уральскому"

Работа по патриотическому воспитанию  – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и э...

Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...