Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

В процессе занятия дети знакомятся с  историей создания колоколов, с  видами колоколов, читают стихи о колоколах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.odt19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Колокольная история»

для детей подготовительной группы

(формирование предпосылок духовно-нравственного сознания)

«

Воспитатель МДОУ ЦРР

д/с №48 г. Истра

Родина Л.Н.

«Колокольная история»

(формирование предпосылок духовно-нравственного сознания)

Програмное содержание. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории, культуре. Расширять духовный мир детей, приобщать к опыту православной культуры. Дать детям знания о том, как появился колокол. Закрепить знания о русских колокольчиках, колоколах, о Царь-колоколе, о строении колокола. Познакомить с основными колокольными звонами, читать стихи С.Есенина и Ф. Тютчева о колокольном звоне.

Подбор определений к слову колокол.

Активизация словаря:  звонушка, болтало, рында, бубенцы, куранты, Царь-колокол.

Обогащение словаря: «била», благовест.

Интеграция образовательных областей: музыка, художественная литература, коммуникация.

Предварительная работа:  Заучивание стихотворений С. Есенина и Ф. Тютчева о колокольном звоне, чтение рассказа Леонида Яхнина «Колокола». Разучивание упражнения «Колокольчик» для развития мелкой моторики. Рассматривание колокольчиков и иллюстраций о колоколах. Подвижные игры: «Танцы с колокольчиком», «Жмурки с колокольчиком». Рисование колокола, лепка колокольчиков. Консультации родителей.

Оборудование: Колокольчики разной величины, рында; изображения и рисунки;  магнитофон и аудиозапись колокольных звонов.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам сегодня одну историю. А о чем будет эта история, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

  1. .
  2. Он в России знаменит,

                               В тройке над дугой висит. (Колокольчик)

  1. В церковь других зазывает,

                              А сам в ней не бывает. (Колокол)

Воспитатель: Вы догадались, о чем сегодня я хочу поговорить с вами?

Дети: О колоколах, колокольчиках.

Воспитатель: Да, мы с вами сейчас поговорим о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в церкви, в храме. Как вы думаете, для чего нужны колокола в церкви?

Ответы детей.

Воспитатель: А как в церки называется место, где живут колокола?

Дети: Колокольня, звонница.

Воспитатель: Правильно. А как называют людей, которые звонят в колокола?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, церкви в России строили высоко на холме, а рядом колокольня. Колокольный звон до недавнего времени был неотъемлемой частью жизни каждого человека в нашей стране. Утро, день и вечер с давних пор встречали колокольным звоном. Самые известные звоны: благовест, перезвон и трезвон. Сейчас мы прочтем стихи Ф. Тютчева и С. Есенина о колокольном звоне.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева.

«Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон.

Как шум от стали журавлиной -

И в звучных листьях замер он...»

Чтение стихотворения С. Есенина «Пасхальный благовест».

Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть выставку колокольчиков. Рассмотрите их внимательно и скажите, какие слова, признаки вы можете подобрать к слову «колокольчик»?

Дети: Большой, маленький, красивый, звоонкий, тихий, громкий, глиняный, стеклянный, металлический, фарфоровый.

Воспитатель (звонит в колокольчик): Колокольчика раздался звук живой — поиграть он нас зовет с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик».

(упражнения для развития мелкой моторики)

-Дон-дон-дон, - колокольчик звенит (пошевелить пальчиками обеих рук).

-Ля-ля-ля, - что-то он говорит (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту).

-Динь-динь-динь, - наклоняет головку (опустить ладошку вниз).

-Бом-бом-бом, - растрепал всю прическу (провести ладошками по волосам).

-Дзинь-дзинь-дзинь, - солнцу он улыбнулся (улыбнуться и похоплать в ладоши).

Наконец-то проснулся (постучать пальцамиу одной руки о пальцы другой).

Воспитатель: Теперь я предлагаю сесть вам за столы. (Дети садятся за столы)

Воспитатель:  В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Где еще, кроме храма, можно увидеть маленькие колокольчики и большие колокола? (Беседа сопровождается показом иллюстраций.)

Ответы детей: У коров и коз, погремушки у детей, у лошадей под дугой, Царь-колокол, часы — куранты, рында на корабле.

Воспитатель: Как называется колокольчик на шее у животных? (Болтало) Для чего он  им нужен?

Ответы детей:Чтобы не потерялись.

Воспитатель: Что вы знаете о царь-колоколе?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называется колокольчик под дугой у лошади?

Ответы детей: Бубенцы, колокольцы.

Воспитатель: Для чего вешают колокольчик под дугой?

Ответы детей.

Воспитатель: А если соединить колокола с часами, то они будут отбивать каждый час. Такие колокольные часы называют курантами.

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам, что колокола появились не сразу. Садитесь поудобнее, я вам расскажу колокольную историю.

В древние врмена на Руси не было ни радио, ни, тем более, телевидения. Но случались разные беды, несчастья  (приближались враги или возникал пожар), и нужно было срочно созвать народ. Чтобы люди собрались использовали доски, сперва деревянные, а потом металлические. Их называли била. Слово «било» произошло от слова «бить». Давайте все вместе скажем: «Било». И били в них молоточками.

Кто же придумал колокол? Существует такая легенда «Давным -давно шел зеленой долиной некий человек по имени Павлин, и послышался ему в легком шелесте полевых колокольчиков переливчатый перезвон. И подумал он: а что, если сделать большой колокол с сильным и красивым звоном, чтобы каждый человек его услышал?

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме.

Я предлагаю послушать «Праздничные звоны колоколов Троицко-Сергиевой Лавры» и колокола Ростовского Кремля: Праздничный звон, Свадебный звон, Красный звон.

В праздники звон очень торжественный, производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется он так потому, что этим звоном возвещается благая, добрая весть о богослужении. А, когда случается свадьба, звонят во все колокола, и называется такой звон красным (слушают аудиозапись).

Если где-то случился пожар, то колокола звонят тревожно, совершаются частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Послушайте (слушают аудиозапись).

Воспитатель: Как же рождается колокол? Издавана его творили колокольные мастера-литейщики. Колокола отливают из меди, а чтобы лучше звучали, добавляют олово, свинец и даже серебро.

А сейчас мы с вами рассмотрим строение колокола. Из каких частей состоит колокол?

Ответы детей: У колокола есть ухо, серьга, язык, яблоко, сковорода и др.

Воспитатель: Исполнение музыки на колоколах — большое  искусство и  тяжелый труд. Звонарей всегда уважали.

Говорят, колокольный звон очень полезен для здоровья. Он убивает инфекцию гриппа, поэтому звонари живут очень долго. Сегодня в нашей стране все чаще слышится звон колоколов -  может быть они помогут и нам жить долго.

 Итог.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо сегодня работали, и я хочу  подарить вам маленькие колокольчики. Позвоните в них.

Литература

  1. Журнал «Дошкольная педагогика», март 2012.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012.
  3. Леонид Яхнин «Колокола».
  4. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Прощальный бал насекомых».

План -  конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей подготовительной группы  «Прощальный бал насекомых». Тема недели: «Как животные готовятся к зиме». ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Академия здоровья»

конспект для организации работы с детьми в образовательной области "Здоровье"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...