"Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа" (сообщение)
материал

Прасолова Светлана Юрьевна

Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_doshkolnikov_k_kulture_mordovskogo_naroda.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Приобщение дошкольников к культуре

 мордовского народа»

 Важность приобщения детей к культуре своего народа не вызывает никакого сомнения, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Знания традиций, культуры предков способствуют всестороннему развитию личности, решают задачи нравственного, трудового, эстетического, умственного, физического и семейного воспитания. Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, пословицы, сказки, игры-забавы, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит глубокий след в душе ребёнка, вызовет устойчивый интерес к культуре своего народа.

Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом.  Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Для приобщения дошкольников к культуре мордовского народа были выбраны следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора, так как устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место должны занимать народные праздники и традиции.
  4. Очень важно ознакомить детей с народным декоративно-прикладным  искусством.

Наш детский сад работает по региональному модулю «Мы в Мордовии живём», прекрасным дополнением  к этой программе является «Хрестоматия» к программе «Валдоня», где широко представлены мордовские сказки, потешки, загадки, заклички, игры. Хорошим подспорьем служит книга М. В. Антоновой «Путешествие по Мордовии». Но по сей день сохраняется недостаточное количество наглядного материала. Оценив уровень материально- технического оснащения нашей группы, я  пришла к выводу о необходимости создания в групповой комнате уголка национальной культуры. Воспитываясь в этнокультурной среде, дети приобщаются к красоте, добру, учатся видеть неповторимость родной культуры.

Работа по приобщению детей к национальным традициям более эффективна, если установлена тесная связь с родителями  детей.  Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

В рамках инновационной деятельности «», реализуемой в нашей дошкольной организации, мной был разработан педагогический проект «Саранск - мой город» Цель проекта: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Был разработан ещё один проект «Традиции мордовского народа».  Цель данного проекта: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к  традициям мордовского народа.

Вместе с родителями провела большую работу по созданию предметно-развивающей среды: организовала  мини-музей национального быта, где разместили некоторые предметы домашней утвари, рисунки и фотографии достопримечательных мест родного края, столицы, государственную и республиканскую символику, национальный костюм, мордовскую вышивку. Разработала конспекты занятий: «Путешествие в историю мордовского народа», «Мордовия – мой край любимый», «Знакомство с мордовским национальным костюмом», «Животные Мордовии», «Крестьянская изба», «Занятия детей в старину». Организовала кружок по мордовскому – эрзя языку «Килейне». Задачи  кружка  направлены на развитие элементарных представлений об истории и культуре мордовского народа. Подобрала наглядные и методические пособия, произведения художественной литературы, образцы народного искусства, дидактические игры.

В связи с тем, что игра выступает ведущим видом деятельности дошкольников, разработала дидактические игры: «Найди отличия» (сравнение особенностей старого и современного Саранска по фотографиям), «Что лишнее?», «Собери мордовский орнамент», «Фрукты-овощи».

В работе с детьми на прогулках  и в свободной деятельности использую мордовские подвижные игры «Раю-раю», «В  платочки», « В курочек», «Ворон», «Родничок», «В горшочки» и т.д., которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники.  При проведении праздников «Святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у Алдуни»,  «Мордовские посиделки»  дошкольники смогли окунуться в культуру своего народа.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас детей.

Систематическое приобщение дошкольников к культуре мордовского народа способствовало достижению следующих результатов.

1.Обогащение и расширение знаний дошкольников  о культуре и традициях мордовского народа, о языке.

2.Развитие внимания и интереса детей к жанрам фольклора (загадкам, сказкам, пословицам, поговоркам и т.д.)

3.Организация предметно-пространственной среды предоставляет возможность  всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

4. В ходе данной работы обогащается активный и пассивный словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи. Дошкольники научились вступать в диалог, вести монолог.

5. Обогащается эмоциональная сфера дошкольников. Ребята учатся  выступать на публике, получают удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми.

6. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.

7. Повысился уровень родительской компетентности в ходе этой работы.

      Главным результатом моей работы является то, что благодаря тесному общению ребёнка с народными песнями, танцами, обрядами, фольклором, у него формируется уважение и любовь к родному краю, национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжья

В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.Главная г...

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.

Конспект НОД Этапы НОД;Деятельность воспитателя:Деятельность детей:Организационный момент (игровая мотивация) Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме....

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОИХ ПРЕДКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

В статье рассматриваются особенности организации работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожесвенного подхода. Автор пишет о развитии тв...

Презентация "Приобщение дошкольников к культуре своего народа".

Небольшая презентация с целями и планом по данной теме....

Методические разработки коррекционно-развивающего комплекса мордовских подвижных игр, направленного на ознакомление дошкольников с культурой мордовского края.

Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых  видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.    Подвижная игра относится к тем видам игровой...