«Казачьи традиции как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
статья

Ожегова Ирина Владимировна

Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_traditsii_kak_sredstvo_duhovno.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Казачьи традиции как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

В свете последних событий, когда происходят глубочайшие изменения в жизни страны, духовно-нравственное и патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы с подрастающим поколением.

В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники воспитания детей, что актуально теперь. Обращаясь к истории своей станицы, страны, ребёнок знакомится с величием своей страны в целом.

Перед нами стоит основная нашей работы   это - формирование духовно-нравственной и патриотической личности ребенка на основе историко-культурных традиций казачества, через приобщение воспитанников к казачьему укладу жизни, желание служить Отечеству.

Задачи:

  1. Сформировать у дошкольников познавательный интерес к истории и традициям казачества, культуре родного края.
  1. Совершенствовать физическое и психологическое здоровье детей на основе традиций казачества
  1. Повысить значимость семьи, родного дома, Амурской земли, где проживают воспитанники, на основе приобщения к родной природе, культуре Амурского казачества.
  1. Повысить        педагогическую        компетентность        родителей

воспитанников в данном аспекте.

В нашем детском саду продолжается работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Педагоги решают нелегкую задачу - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества, погибшим героям.

История казачества, жизнь казака посвящена служению Отечеству, пропитана любовью к Родине, семье, родным местам, красной нитью протянута через весь их быт, фольклор: песни, стихи, пословицы и поговорки.

Нами собран материал по данной теме и адаптирован для понимания дошкольников.

Знакомство детей с казачьими традициями проходит через беседы, организованную образовательную деятельность, игры, развлечения и праздники, направленные на приобщение старших дошкольников к культуре и традициям казачества. Педагогическая деятельность по данному вопросу проводится на основе рабочей программы «Казачата», которая разработана в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. В программе представлен перспективно-тематический план, включающий в себя:

  • Игры-занятия,
  • игры-развлечения,
  • праздники,
  • викторины,
  • чтение художественной литературы,
  • ООД с использованием электронных презентаций,
  • экскурсии в краеведческий музей, мини-музей ДОУ и в библиотеку с. Константиновка.

Проведение бесед и организованной образовательной деятельности с использованием презентаций не только способствует формированию у юных казачат представления о жизни, традициях и обычаях  казаков, но и развивает неподдельный интерес и чувство гордости, своей причастности к казачеству.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников носит характер системного-деятельностного целенаправленного воздействия. Такой подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью, осуществляющее изменения в структурах личности.

Смысл данного воспитания с точки зрения системно-деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Воспитанники  с удовольствием принимают  участие в оформлении мини-музея «Казачок»: изготавливали из ниток куклы-обереги, лепили «Посуду» , украшали «Доски» и «Ложки» как резчики по дереву.   Педагогами детского сада создан лепбук  «Хата казака» и др., содержащий в себе иллюстрации, пословицы, поговорки. В свободном доступе для ребят разнообразные дидактические игры по казачьей тематике.

С целью приобщения дошкольников к народной культуре и традициям казаков проводим развлечения: «Казачьи посиделки», «Казачата - задорные ребята», «Казачьи забавы», в которых знакомим ребят с казачьими играми.

Также по желанию детей на прогулке часто проводятся казачьи подвижные игры, направленные на формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  

Проведение викторин «Люби и знай казачий край», «Знатоки казачьих традиций», «Мы казачата - традиции чтим свято» способствуют развитию интереса дошкольников к истории и культуре  казачества; закреплению их представлений о жизни, быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков.

Проводимые нами встречи с представителями казачества всегда были для ребят важными и интересными. Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при посвящении их в Казачата,  а так же когда наш детский сад посетил атаман Уссурийского казачьего войска Агибалов Александр Александрович.

Особую значимость при решении задач духовно-нравственного и патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

С целью информирования и просвещения родителей мы провели:

  1. Индивидуальные и групповые беседы - консультации в течение года, которые способствовали информированию родителей в данном вопросе.
  1. Выставки детских работ: рисунки, поделки.
  1. Совместные соревнования.
  1. Совместное разучивание казачьих песен и стихотворений. Рассматривание иллюстраций и фотографий о казачестве.

Несомненно, совместная работа помогает формировать духовно-нравственное и патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, селу, стране, к культурному наследию своего народа.

Таким образом, казачьи традиции тесно связаны с установками на духовное единство. Самобытность казачьей культуры основывается на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиций казачества - выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки воспитательной работы на основе ознакомления дошкольников с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах.

Список литературы

  1. Кубанские народные колыбе'льные' песни. Краснодар, 2002.
  1. Кубанские народные' сказки и лете'нды / Сост. В. В. Воронин. Краснодар, 2001.
  1. Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л.Б. Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и лете'нды, былички, сказки).
  1. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л.Б. Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар, 2000.
  1. Региональная образовательная программа «Все про то, как мы живем»/Авторы: Н.В. Романычева, Л.В. Головач, Ю.В. Илюхина, Г.С. Тулупова, Т.В. Пришляк, Т.А. Новомлынская, Л.Г. Самоходкина, М.Г. Солодова Краснодар 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...