Проект 1 недели ноября " Дикие животные нашего края"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

 Колесникова Светлана Владимировна

Проект «Дикие животные нашего края»

Цель:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:

  1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
  2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
  3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
  4. Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Актуальность:

дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных; о том, как они готовятся к зиме в лесу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Дикие животные нашего края»

Цель:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:

  1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
  2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
  3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
  4. Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Актуальность:

дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных; о том, как они готовятся к зиме в лесу.

Вид проекта: творческо - информационный

Продолжительность проекта: 1 неделя ноября

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей/подготовительной группы, родители.

Образовательные области: речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

План реализации:

Подготовительный этап:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Основной этап:

  • Мультимедийная презентация «Дикие животные».
  • Загадки о животных.
  • Мультфильмы о животных «Мешок яблок», «Разные колеса», «Таежная история», по сказкам В.Сутеева и другие.
  • Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
  • Дидактическая игра «Чей хвост?».
  • НОД с применением нетрадиционной техники обрывной аппликации «Белочка».

Мультимедийная презентация «Дикие животные»

ВОЛКИ

Волк является самым крупным представителем семейства собачьих.

Волки ходят, бегают трусцой и вприпрыжку или галопом. Их скорость во время ходьбы около 6,4 километра в час.

Раз в год волки меняют шкуру. Длинная зимняя шерсть лезет клочьями до поздней весны. Сразу же отрастает молодая шерсть, и постепенно формируется новая зимняя шкура.

Стая представляет собой семейную группу, состоящую из разновозрастных животных, сообща использующих территорию.

МЕДВЕДИ

Бурый медведь - самый известный и разнообразный по внешнему облику вид. Сплошные и высокие леса стали для него непременным условием обитания, так как там можно спрятаться от человека. Также там есть в изобилии разные плоды и ягоды. Имеет привычку прятаться в горных пещерах или в дуплах деревьев, под корнями или в логовищах.

Как только наступают морозы, они забираются в берлогу и погружаются в зимнюю спячку. Если медведица залегает в спичку уже в ноябре, то следы медведя можно обнаружить еще и в декабре, хотя уже снег и мороз.

ЛИСЫ

Лисица обыкновенная по внешнему виду отличается от волков и собак удлиненным туловищем, а также удлиненной и острой мордой с глазами, расположенными вкось. Ноги у лисицы короткие, а хвост пушистый и длинный. Длина тела лисицы составляет от 60 до 90 см, а хвоста – от 40 до 60 см. Весят лисицы от 6 до 10 кг. Лисья семья занимает участок, где имеются условия для кормежки и устройства укрытий.

Лисица относится к хищным зверям, однако, рацион её питания необычайно разнообразен.

БЕЛКИ

Белка это мелкий зверек, имеющий вытянутое, стройное тело длиной 19,5 – 28 см. На округлой голове большие черные глаза и длинные стоячие уши с кисточками на закругленных кончиках. Кисточки особо выражены в зимний период.

Белка является типичным жителем леса. В зависимости от урожая кормов места ее обитания в лесу могут меняться как по годам, так и по сезонам одного года. Пища белки разнообразна. Основной рацион составляют семена и орехи хвойных деревьев, таких как: кедр, ель, пихта, лиственница, сосна. Ими белка питается в течение всего года. Летом и осенью добавляются ягоды и грибы. При хорошем урожае в дуплах или среди корней деревьев устраивает запасы шишек и орехов.

ЗАЙЦЫ

Для зайца-беляка характерна смена окраски по сезонам: зимой заяц-беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Заяц-беляк - это крупный заяц ! Заяц-беляк - растительноядное животное.

РЫСИ

Мех животного может быть окрашен от рыжевато-бурого до палево-дымчатого с пятнистостью на спине, на боках и лапах. Рысь является самым северным видом кошачьих.

Рацион рыси состоит в основном из зайцев. Также рысь постоянно охотится на тетеревов и мелких грызунов. Основными врагами рыси являются другие большие кошки – пумы, ягуары и др.

ЛОСИ

Лось относится к наиболее крупному виду современных оленей. Лось – животное малоподвижное. Лоси поднимаются с лежки только для кормежки, а после этого снова укладываются до следующего приема пищи. В состав рациона питания лосей входят травы, листва кустарников и деревьев, мхи и грибы. Летом корм лосей гораздо разнообразнее, чем зимой. Из кустарников и деревьев любимой пищей лосей являются: листья рябины, осины, ивы, березы, черемухи, крушины, ясеня и клена.

ЕЖИ

Обыкновенный ёж — животное небольших размеров. Нос у животного острый и постоянно влажный. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями. Задние конечности более длинные, чем передние. Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях.

Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Ежи питаются разнообразной пищей.

 Загадки о животных

У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. 
(Лиса)

  

Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. 
(Волк)

  

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. 
(Белка)

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(Волк)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? …(Зайка)

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

(Заяц)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! 
(Лось)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала. 
(Еж)

«Хитрая лиса»

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие двигательной активности, внимания.

Описание игры: Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться.

Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

НОД с применением нетрадиционной техники обрывной аппликации «Белочка».

Задачи:

  1. Учить детей в поделках из бумаги передавать образ белки, её характерные особенности способом обрывной аппликации.
  2. Развивать полученные знания и умения при работе с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение и фантазию при изготовлении поделки.
  3. Воспитывать аккуратность, желание создавать красивую, оригинальную поделку.

Оборудование: листы с изображением белки, цветные карандаши, цветная бумага, клей кисточки.

Ход деятельности:

Отгадывание загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Рассказ воспитателя.

Воспитатель предлагает вспомнить название рассказов, сказок и мультфильмов, где главным героем была белочка и другие животные наших лесов.

Воспитатель дополняет ответы детей.

Мотивация к действию. Воспитатель обращает внимание детей на картинку которую показывает детям: «Посмотрите на мою белочку, какая она? Ответы детей. А у вас на столах белочка какая? (силуэт белки) Ответы детей? Я предлагаю вам сделать такую же белочку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/25/s_5e2c80be48a68/1329851_11.jpeg

Физкультминутка «Белочка»

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)

Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)

На сучок она присела (присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

Технология выполнения работы.

Объяснение этапов работы. Воспитатель объясняет последовательность этапов работы.

Выполнение работ детьми, индивидуальная помощь.

Дети выполняют работы. Воспитатель помогает детям.

Обсуждение работ. Выставка

По окончании НОД дети выкладывают своих белочек. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями.

Литература

  • Сайт маам. ру https://www.maam.ru/detskijsad/aplikacija-belka.html
  • Мультики для детей - Верное средство советские мультфильмы для детей https://vk.com/video-97298376_456239909
  • Загадки про диких животных http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dikix-zhivotnyx-s-otvetami.html
  • Рассказ В. Бианки «Как звери к зиме готовятся» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/22/chtenie-rasskaza-bianki-kak-zveri-k-zime-gotovyatsya
  • Скоролупова «Дикие животные средней полосы России»
  • Т.И.Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение»
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе»



Предварительный просмотр:

Тема недели: «Животные наших лесов».

Цель:   Дать детям представление о жизни диких животных. Обогащать представления детей о диких животных.
Учить выделять характерные признаки представителей диких животных,
правильно называть их детенышей. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей .Воспитывать заботливое отношение к животным

Итоговое мероприятие:  викторина «В мире животных», выставка поделок и рисунков, выполненных нетрадиционным способом.

Режим

Интеграция

образователь ных

областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  

Утро

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Безопасность,

Худ.творчество

Физ. культура

Рассматривание картинок с изображением диких животных и их детенышей; Загадки о животных -  дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Предложить детям нарисовать животное с помощью трафарета.

Беседа «Сравнение диких и домашних животных»

Цель: уточнить с детьми признаки дом.животных. Показать, что они отличаются о диких. Упражнять умственные способности детей.

Утренняя гимнастика.

«Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 5, сравнение диких животных по высоте -   учить сравнивать предметы по свойствам, развивать внимание (с детьми ст.подгруппы)

Беседа «Будь осторожен»,

внесение  модели: «Правила обращения с животными» -  закрепить правила поведения при встрече с животным.

Пополнить книжный уголок новыми книгами о животных. В уголке изобразительной деятельности разместить новые раскраски.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии  с темой.

Нод

Ознакомление с окружающим миром         

Старшая группа О.Н.Каушкаль с.31, (Николаева с.33)     «Кто живет в лесу?»

Задачи: расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Расширить обобщенные представления детей о диких животных и их детенышах; уточнить , где они живут, чем питаются, как передвигаются. Установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.Развивать воображение. Воспитывать любознательность.

Материал: картины «Дикие животные»; цветные изображения лисы и волка, кукла, игрушечные животные небольшого размера или плоскостные фигурки; изображения деревьев и кустарников

 

Подготовительная группа Скоролупова с. 56. «Для чего зайцам нужны волки?»

Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней «лишних» или «вредных животных, птиц, насекомых, представителей живой или неживой природы; развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового; развивать логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Лепка

Старшая группа  И.А.Лыкова с.72 «Пернатые, мохнатые колючие» (лепка-экспериментирование с художественными материалами) Задачи: Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки, развивать воображение.

Подготовительная группа И.А.Лыкова с.62 «Кто в лесу живет?» Задачи: вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, олень, еж).Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения(бродит, бегает, прыгает, летает). Учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщенной формы: из цилиндра, конуса, овоида передавать несложное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать интерес к сотрудничеству.

Формирование основ безопасности

Н.Н.Авдеева, О.Князева с.83 «Как нужно вести себя с дикими животными в лесу» Цель: Объяснить детям, что контакты с дикими животными могут быть опасными, обяснить как нужно вести себя в лесу.

Прогулка

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Труд,

Физ. культура,

Здоровье

Т.Г.Кобзева с.28 Наблюдение за долготой дня

Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Дети приходят в детский сад, когда еще темно. Сравнить с началом осени, когда ребенок просыпался и было уже светло, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня сильно уменьшилась.

Загадки:

Бродит одиноко огненное око.

                         Всюду, где бывает, взглядом согревает.    (Солнце.)

                 

                     Доброе, хорошее на людей глядит,

                     А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.

Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.

Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…

Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Вечер

Физ. культура,

Здоровье,

Познание,

Коммуникация,

Социализация,

Худ.творчество

Гимнастика после сна.

Рассматривание мягких игрушек диких животных  -  обратить внимание на форму, на части тела.

Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям.

Конструирование «Теремок для всех зверей».

Знакомить детей с дикими животными (лисой, ежом,зайцем, медведем)

Цель: развивать словарный запас детей.(использовать картинки-схемы).

C:\Users\Админ\Desktop\ПОЧЕМУЧКИ\Ноябрь\1 неделя ноября дикие животные Урала\5_ehzipizppkg.jpg

C:\Users\Админ\Desktop\ПОЧЕМУЧКИ\Ноябрь\1 неделя ноября дикие животные Урала\01.jpg

С подгруппой  подг. гр. детей Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

Ситуативный разговор об игрушках, о пользе и о том, как их беречь -  воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 Чтение рассказа И.Соколова –Микитова «Листопадничек» с.114 Скоролупова.

Создать условия для с – ролевой  игры: «Магазин животных» - закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Вторник  

Утро

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Худ.творчество

Физ. культура

Беседа «Для чего зайцам нужны волки и лисы?» -

 учить  детей рассуждать, поддерживать беседу о волках, и зайцах, высказывать свою точку зрения.

П/игра «Лиса и зайцы» -  активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками во время игры.

Утренняя гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Составление образов животных из геометрических фигур

Словесная игра «Один - много».

Разучивание считалки «Белки зайцев угощали».

 Разместить в уголке изобразительной деятельности иллюстрации и трафареты с изображением зверей. Разместить разрезные картинки, кубики

«Домино - животные », д/и «Чьи детки», «Составь целое из частей».

Совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нем.

Нод

ФЭМП

Старшая группа Л.В. Минкевич с.45

Тема: «Порядковый счет и цифры»

Задачи: 1.Закрепить: -порядковый счет предметов в пределах первого десятка; знания о цифрах.

2.Совершенствовать умения: определять свое местонахождение среди объектов окружения; классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классифиации.3.Формировать представления об объеме, глубине.

Подготовительная группа Скоролупова с.77 «Заюшкина избушка» Цели: Образовательные: закреплять навыки счета в пределах 20. Упражнять в выполнении арифметических действий сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Развивающие: развивать пространственное воображение, умение мысленно и на практике изменять взаимное расположение геометрических фигур. Развивать навыки решения арифметических задач. Развивать навыки ориентирования в пространстве группы и на листе бумаги.

Физическая культура

По плану руководителя

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя

Прогулка

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Труд,

Физ. культура,

Здоровье

Т.Г.Кобзева с.81 «Наблюдение за связью явлений в природе» Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота состояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.)

Приметы: во время дождя на воде образуются и долго лопаются пузыри – дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

Стихотворения: Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле. И.Манзин

Загадки про осень.

Дидактическая игра «Вспомни разные слова», «Стоп! Палочка, остановись».

Подвижная игра: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «У медведя во бору».

Цель: развивать быстроту, увертливость, ловкость.

Вечер

Физ. культура,

Здоровье,

Чтение х/л,

Худ.творчество

Познание,

Коммуникация

Гимнастика после сна.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Чтение художественной литературы:  «Сказка про храброго зайца» Д. Мамин – сибиряк.

Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски и трафареты животных.

Предложить нарисовать любимое  животное  детям старшей группы.

С детьми подг.гр. провести игру
 «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

Д/и «Мишка и мяч» -  закреплять умение классифицировать предметы по величине на большие и малые.

Предложить подгруппе детей природный материал-  развивать умение из природного материала конструировать различных животных.

                                                                                   Среда

Утро

Коммуникация,

Познание,

Социализация,

Физ. культура

Беседа с детьми  о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

Д/ игра «Назови жилище» -  обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора).

Утренняя гимнастика.

Точечный массаж.

С подгруппой детей закрепить знания домашнего адреса и телефона, имена отчества их родителей . Дидакт. речевые игры по карточкам.

C:\Users\Админ\Desktop\ПОЧЕМУЧКИ\Ноябрь\1 неделя ноября дикие животные Урала\6_6_-21nvjmxi.jpg

Обратить внимание на поведение детей за столом -  продолжать воспитывать культурно- гигиенические навыки.
Д/и «Четвертый лишний» -  закрепить знания о временах года.

Внести картины  из серии «Дикие животные».

Настольная игра «Собери сказку» -  развивать внимание, усидчивость.

Разучивание с детьми стихотворений о диких животных.

Нод

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя

Рисование

Старшая группа «Рисуем диких животных»  Скоролупова  с.87

Задачи: Образовательные: закреплять навыки рисования животных методом составления изображения из отдельных частей – кругов, овалов, треугольников. Учить делать карандашный набросок задуманного рисунка. Учить подбирать цвет изображения путем смешивания красок для получения нужного оттенка. Учить использовать разные изобразительные средства для получения выразительного образа. Учить детей продумывать  замысел и пути его реализации, самостоятельно выбирать изобразительные средства для воплощения замысла.

Развивающие: Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги. Развивать умение составлять несложный сюжет, используя отработанные приемы рисования.

Подготовительная группа «В мире животных» О.В.Недорезова с.64 Цель: используя знакомее приемы рисования, упражнять в изображении диких животных нашего края. Воспитывать любовь к животным, систематизировать знания детей о том, о том как животные переносят зиму , с какими трудностями сталкиваются, чем люди могут помочь. Развивать творческое воображение..

Родной край

Животные нашего края, которые занесены в «Красную книгу» (занятие в сельской библиотеке)

Цель: познакомить детей с животными нашего края , которые занесены в «Красную книгу».

Прогулка

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Труд,

Безопасность,

Физ. культура,

Здоровье

Т.Г.Кобзева с.83 «Наблюдение за распространением семян деревьев»

Приметы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь на пегой кобыле едет; то снег, то грязь.

Дидактическая игра: «Лесник», «Кто где живет»

Мордовская игра «Круговой»

Цель: развивать меткость, быстроту реакции.

Загадки. Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут, на землю упадут. (Семена)

Игра народов Севера «Перетяни»

Цель: развивать силу, быстроту реакции.

Подвижная игра «Бездомный зайц»

Вечер

Физ. культура,

Здоровье,

Безопасность,

Худ.творчество

Труд,

Познание,

Коммуникация

Гимнастика после сна, дорожки здоровья.    

Рассматривание сюжетных картинок - уметь выделять характерные отличия диких и домашних животных.

Чтение рассказа И.Соколова –Микитова «В берлоге» с.117 Скоролупова.

ОБЖ «Как вести себя в лесу» (беседа по иллюстрациям).  

Просмотр мультфильма «Разные колеса» поговорить детей с детьми о дружбе. Детей  подг.гр. познакомить с техникой рисования «изонить» И.А.Лыкова с.90.

Организовать конкурс рисунков «В мире животных» -  формирование устойчивого интереса к ИЗО.

Познакомить детей с интересными фактами о животных из книги «И учеба , и игра: природоведение» Т.И.Тарабариной.

Подобрать иллюстрации, стихи, загадки о диких и домашних животных.

Дежурство в уголке природы - учить самостоятельно, ухаживать за растениями, рыбками.

Четверг

Утро

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Социализация,

Физ. культура

Поиграть в игру «Лесной детский сад» - в лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детёнышей на лесную поляну (слон - слоненка, лев - львенка, тигр - тигренка и т. д.)

Дидактическая игра «Назови ласково» -  воспитывать желание использовать в речи ласковые слова.

Утренняя гимнастика.

Беседы об окружающем мире: что видел ребёнок по дороге, природные, сезонные и погодные изменения.

Рассматривание мягких игрушек -  продолжать учить составлять сказочные истории о них.

Настольно-печатные игры: «Кто где?», «Кто спрятался?», «Кто что ест?», «Назови жилище».

Сюжетно- ролевая игра «Магазин животных» - закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Показ родителям, что ребята сделали за день, чем занимались и с кем познакомились.

ФЭМП

Старшая группа Л.В.Минкевич с.47 «Временные отношения, ориентировка в пространстве» Задачи: 1.Закрепить: знания о временных отношениях: сутки, неделя; порядковый счет предметов первого десятка.

2.Дать представление о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания.

3.Совершенствовать умение оределять свое местонахождение среди объектов окружения.

Подготовительная группа Л.В.Минкевич с.44 «Решение логических задач, определение места числа» Задачи: 1.Учить: устанавливать закономерность при решении логической задачи; определять место числа среди других чисел ряда.

2.Закрепить: составление числа 6 из двух меньших чисел; знания о количественных отношениях в натуральном ряде чисел; умение рисовать в тетрадях наклонные линии в чередовании с точками.

Физическая культура на улице.

По плану.

Обучение грамоте

Занятие 10. Тема: Звук т и буква Т.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов и слов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов;

анализ звукового ряда из трех звуков, анализ предложений.

Прогулка

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Труд,

Физ. культура,

Здоровье

Т.Г.Кобзева с. 89 Наблюдение за одеждой взрослых и детей.

Цели: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть, появление снега приводит к изменениям окраски зверей для защиты о врагов: человек тоже готовится к холодной зиме (одежда, пища, жилище); закрепить знания о классификации одежды по сезонам.

Отгадай загадку. Кто мы?                        Я как зонт – не промокаю,

В ясный день сидим мы дома.                 От дождя вас защищаю,

Если дождь, у нас работа:                        И от ветра вас укрою,

Топать-шлепать по болотам                    Ну, так что же я такое?

(Резиновые сапоги.)                                                         (Плащ.)

     Воспитатель обращает внимание детей на одежду людей. Просит назвать части одежды, сравнить ее с летней, рассказать, почему она изменилась.

Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по-разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы), запасать в жилища корм (белка), появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов (заяц). У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище, запасает овощи и фрукты.

Приметы: какова погода в ноябре, таков и май; в ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Поговорки и пословицы: «Ноябрь – сумерки года»; «Ноябрь осень замыкает».

Стихотворение:                          ЗОНТ

                Погода начала сердиться –

                Весь день льет дождик за окном.

                И, чтобы мне не простудиться,

                Гулять я буду под зонтом.

Дидактическая игра «Какая? Какой? Какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

Вечер

Физ. культура,

Здоровье,

Коммуникация,

Познание,

Труд,

Социализация

Гимнастика после сна, ходьба по дорожкам здоровья.

Чтение любимых сказок Сутеева В.Г.(Скоролупова)

«Как по-другому можно назвать сказку?» - развитие детского речетворчества и аналитического мышления.

 Плоскостная игра-драматизация  – развитие  диалогической  речи.

П/ и «Зайцы и волк» - развитие двигательной активности.

Составление описательного рассказа о диком  животном с опорой на модель Дид.игра «Отвечай быстро» Скоролупова с.101 Цель: воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнение в классификации предметов.

Труд: мытье игрушек, протирание пыли, поливка комнатных растений - учить трудиться подгруппами.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» -  воспитывать культуру взаимоотношения между детьми.

Свободные игры детей в центрах тактивности.

Пятница

.

Утро

Коммуникация,

Познание,

Труд,

Чтение х/л,

Физ. культура

 Беседы «Кто как к зиме готовится» -  развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных. Обогатить словарь за счет глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

Игра на  ориентировку в пространстве «Спрячь зайку».

Утренняя гимнастика.

Точечный массаж.

Дежурным предложить приготовить пособия к Нод

Дид.игра «Похож –не похож» Цель: воспитание логического мышления, умение сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства, так и различия. (Скоролупова)

Разучить пальчиковую игру «Сидит белка на тележке…»

В театральный уголок внести шапочки-ушки разных зверят, драматизация  «Зающкина избушка».

Свободные игры детей -  воспитывать дружелюбие,
культуру общения.

Индивидуальная работа: беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

Нод

Развитие речи

Старшая /подготовительная Скоролупова с.65. «Звери в лесу» Цели: Образовательные: Развитие словаря: активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.

Воспитание звуковой культуры речи: Развивать у детей выразительность речи: умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса. Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Развитие связной речи: развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Воспитательные: Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности. Формирование навыка выражения своего мнения культурным способом. Развитие  способности к коллективному творчеству.

Конструктивно-исследовательская деятельность

Старшая группа Скоролупова с.84 «Грибной ежик» Цели: Образовательные: учить видеть в сосновой или еловой шишке фигурки различных животных (например, ежа), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образа. Учить украшать поделку дополнительными деталями: листочками из цветной бумаги, грибочками из пластилина. Учить гармонично вводить свою поделку в общую композицию – на грибную полянку. Развивающие: развивать мелкую моторику руки. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, формировать культуру труда.

Подготовительная группа И.А. Лыкова с.64 «Кто в лесу живет?» Задачи: Учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения – размещать силуэты животных на панораме осеннего леса. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать личностное творческое начало.

Физическая культура

По плану.

Прогулка

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Труд,

Физ. культура,

Здоровье

Наблюдение за цветом неба, за облаками. С.91 Т.Г.Кобзева

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Найти в стихотворении А.С.Пушкина приметы осени:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора…Стоял ноябрь уж у двора…

Загадка:    Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.                (Облака.)        

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(Солнце и небо.)     

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.) 

Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Все чаще небо серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Вспомнить причину быстрого движения туч.

Поговорки и пословицы: «Осень идет и дождь за собой ведет»; «Осень велика – зима долга».

Дидактическая игра  «Какая, какое, какие?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

«Чей хвост, чей детеныш» , «Кому что нужно?»

Вечер

Физ. культура,

Здоровье,

Коммуникация,

Познание,

Чтение х/л,

Физ. культура

Гимнастика после сна.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Драматизация сказки «Лиса и кувшин» - учить говорить за героев разными голосами; при драматизации передавать особенности движения, голоса, эмоциональные состояния.

П/и «У медведя во бору» -  повысить физическую способность ребенка.

Чтение рассказа «Сушеные камни» Н.Сладкова.Скоролупова с.113

«Волшебный мешочек»- отгадывание предметов по описанию .

«Будь внимателен» , «Только на эту букву» Скоролупова с.102 Цель: развитие, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы, активизация словаря.

Загадки на тему «Дикие животные» -  развить логическое мышление детей.

Разучить считалку «Сидит белка на тележке…»

Внести плоскостной театр по сказке «Лиса и кувшин».

Предложить детям настольные игры -  учить детей играть, соблюдая правила игр.

Итоговое мероприятие:  Викторина «В мире животных». Участие в конкурсах поделок и рисунков по теме «Дикие животные»



Предварительный просмотр:

                     

                                                                                                     

   

 Картотека дидактических игр                                                                   по ознакомлению детей                                                                                       с дикими   животными                                                                              

http://kidsclever.ru/sites/default/files/raskraska_dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.gif

Название

игры

Цель

игры

Содержание игры

«Расскажи о диких животных и их детенышах»

(картинки животных и детенышей)

- гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними;

- учить детей различать диких зверей и домашних животных;

- распознавать детенышей и взрослых животных;

 

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки (на рисунках изображены взрослые животные, например, лев, тигр, слон,  и отдельно их детеныши — львенок, тигренок, слоненок) и назвать животных и их детенышей. Как можно назвать этих животных? (дикие) Каких еще диких животных вы знаете?                                            Педагог предлагает детям рассказать, как человек заботится о диких животных, а затем сам рассказывает о каком-либо животном и его детеныше (по выбору) по плану: названий, внешний вид, где живет, какую приносит пользу.

«Звери»

Закреплять умение, классифицировать животных.

Дети  в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот животное Что за птица?»                  Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название животного).             Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

«Сложи животное».

(разрезанное животное)

Закрепить  представления детей о диких животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках

Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«Угадай – ка»

(картинки-отгадки  5-6 шт, загадки для взрослого)

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить  представления детей о  диких животных.

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

«Четвертый лишний»

(по 4 животных)

Закреплять  представления детей о  диких животных

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:   1) заяц, еж, лиса, шмель,                                   2) тигр, лев, слон, собака;  и т. д.      

«Чудесный мешочек» или «Кто что любит»

(карточки с изображением : кто что любит: мед, орехи, яблоко, морковь, капуста,… )

Закрепить  представления у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

В мешочке находятся карточки с изображением : мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети  называют, для какого животного пища.

«Кто где живет»

(изображение мест обитания)

Закреплять  представления о животных и местах их обитания.

У воспитателя - картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

« Кто, как разговаривает»

(круг со стрелкой : корова, собака, волк, медведь, утка, петух, тигр, змея, кукушка)

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции

Вариант 1: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит, тигр рычит, змея шипит,   собака лает, волк воет, утка крякает  и т. д.

Вариант 2:  педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Чего не стало?»

(карточки с изображением  животных)

Развитие внимания и наблюдательности.

Педагог на столе выкладывает 4  картинки с изображением диких животных: «Дети, посмотрите, какие карточки лежат на столе.   Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает  одну картинку. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют  животное.

«Чья голова?»

 (Части тел животных)

Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.

«Подбери признаки»

(картинки с изображением действий)

Активизация глагольного словаря.

Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют  грызть орехи.

«Назови животное  ласково»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

 Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое  животное  (например,    лиса), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово ( лисёнок). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.  Волк - волчонок, белка-белочка, лиса- лисонька,  и т. д.

«Весёлый счет»

(пять животных в ряд)

Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными

Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один   волк – пять   волков.   Одна белка – пять белок.

«Найди ошибку»

(неправильные действия животных)

Способствовать  умению отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает  картинку с изображением диких животных  и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: « Волк читает. Может  волк  читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать  волк? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Загадай, мы отгадаем»

Закрепить  представления о диких животных; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Дети описывают любое  дикое животное в следующем порядке  форма, окраска,  где живет, чем питается. Водящий по описанию должен узнать  животное.

«Назови животное»

Формировать умение детей отчетливо  и громко произносить слова, развивать слуховое внимание

Воспитатель произносит названия диких   животных  и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен  произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать..

Второй вариант: воспитатель называет звук и предлагает детям назвать   дикое  животное , которое начинается на этот звук.

«Брать — не брать»

Дифференциация домашних и диких животных; увеличение словарного запаса по теме «Животные",  развивать слуховое внимание .

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия  домашних и диких животных. Если дети услышат названия  диких животных , они должны присесть, сгруппироваться, как бы спрятаться от них,  а если услышат названия  домашних животных,  подняться, протянув руки вперед

«Кто скорее соберет?»

(картинки с изображением лесника и фермера и набор картинок)

Способствовать умению  детей группировать дикие и домашние животные;  

Дети делятся на две бригады: «Лесники» и «Фермеры».   По команде воспитателя бригады начинают собирать  животных  каждый на своё место (в лес или ферму).   Кто собрал первым всех животных,   считается победителем

Дидактические игры по теме «Дикие животные»

Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).


Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы  - … (лисенок, лисята).
У белки  - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы  - … (волчонок, волчата).
У ежихи  - … (ежонок, ежата).
У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

 

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

 

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).


Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

Белка – белочка
Лиса – лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

 

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.


Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).


Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).


Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь


Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)


Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.



Предварительный просмотр:

«Сердитая тучка»

Праздник осени для средней группы.

Ведущая:        Ребята, посмотрите, как красиво у нас в зале!

        Вот художник, так художник!

                Все леса позолотил,

                Даже самый сильный дождик

                Эту краску не отмыл.

                Отгадать загадку просим,

                Кто художник этот?

Дети:                 Осень!

РЕБЕНОК 1.  Ходит осень по дорожкам,

                        Ходит, улыбается,

                        Точно в сказке, тут и там

                        Все цвета меняются!

                       

 РЕБЕНОК 2. Ходит осень по дорожкам,

                        Дождик сыплется горошком,
                       Листья падают, шурша,
                       Как же осень хороша!

РЕБЕНОК 3.  Журавли на юг летят,

                        Здравствуй, здравствуй, Осень!

                        Приходи на праздник к нам,

                        Очень, очень просим!

Ведущая:        Мы сейчас листком махнем

                В гости Осень позовем.

Все:                Осень, Осень, в гости просим!

                Под музыку заходит осень.

Осень:        Я – Осень золотая,

                К вам пришла опять,

                Багряной, желтой краской

                Я буду рисовать.

                Хожу я по тропинкам,

                Хожу не торопясь.

                А листья золотые

                Летят, летят, кружась.

1-й ребенок: Значит, наша песенка

                Будет не простая.

                Значит наша песенка

                Будет золотая.

                Песня «Золотая  осень».

Дети:        1.        Осень ждали целый год,

                Вот она уже идет!

2.        У нее полны корзинки,

        Фрукты, овощи – не счесть.

        А для всех, для всех деревьев

        У нее подарки есть.

3.        Для березоньки – платочки,

        Те, что золотом блестят.

        А рябинке, словно дочке,

        Сшила праздничный наряд.

4.        Дуб кафтан надел зеленый,

        Не спешит его снимать.

        И в рубашках ярких клены.

        Любит Осень наряжать!

5.        Только что это такое?

        Отчего листочки вдруг

        Закружились над землею,

        Все засыпали вокруг?

Все:        Если листики летят,

        Это значит листопад.

        Песня: «Листопад».

Ведущая:        А теперь давайте потанцуем с листочками.

Танец с листочками.

Ведущая:        Про осенние деньки

                Почитаем мы стихи.

                

                Стихи про осень.

Осень:         Я пришла сегодня дети

Праздник вместе с вами встретить.

А по лесу вслед за мной

        Мчался дождик озорной,

Проводил меня немножко

И намокли все дорожки.

Ведущая:        Осень, а мы про дождик песню знаем

        Я очень рада, ребята, что снова встретилась с вами. Я так скучала целый год без вас. Мне очень хочется пригласить всех в осенний лес и рассказать, как живут мои лесные друзья.

Ведущая:         Кто же это так весело смеется, вы не видите, ребята?

Осень:                Да это же мой знакомый старичок Лесовичок. Ох, и веселый он, никогда не унывает. Просыпайся, Лесовичок, к нам гости пришли!

Лесовичок:        Здравствуйте, мои дорогие ребята!

                Я – помощник Осени в лесу,

                Знаю в нем я каждую тропинку,

        У пенька свой домик сторожу,

                Он чудесный, как картинка.

        Вас к себе я приглашу.

                Вы в гости к Осени пришли,

        Так, знать, вы с Осенью дружны!

                Звучит тревожная музыка.

Осень:                 Что случилось? Что случилось?

                Все в лесу переменилось!

                Туча дождливая к нам прилетела,

        Праздник испортить нам захотела.

        Туча пробегает по залу «змейкой» и останавливается в центре.

Туча:        Я туча злая, грозовая,

                Веселиться не люблю,

                Дождем холодным всех залью.

                Что вы с Осенью играете?

                Или правил моих не знаете?

        Всем скучать! Меня бояться!

        И не петь, и не смеяться!

                Осень золотую от вас я забираю,

        А дождик осенний вам оставляю!

        Туча хватает Осень за руку, та отбивается от нее.

Осень:         Нет! Нет!

        Не хотим ни дождь, ни тучу.

                Лучше ты меня не мучай,

        А к ребятам отпусти,

        Зачем на празднике дожди?

Туча:         (тянет за собой Осень)

                Ничего я слышать не желаю

                И Осень золотую с собою забираю.

        Туча уводит Осень, та горько плачет.

Лесовичок:        Эх! Ребятки, не тужите, не печальтесь.

От этой беды я легко вас избавлю

        Мы по лесу вместе сегодня пойдем,

        Красавицу- Осень, конечно, найдем.

        У меня есть дудочка, дудочка-погудочка.

        Как только в нее ты играть начинаешь,

        То на полянку легко попадаешь.

        А может, мы встретим там добрых зверей.

        Пошли по тропинке, не бойтесь, смелей!

        Лесовичок вынимает дудочку, играет.

 Выбегают мальчики – грибы.

1й гриб:         Эй, вставай, грибной народ,

        Слышишь, музыка зовет.

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Стройся, мой грибной отряд,

        Время не теряйте, танец начинайте!

        Танец Грибов.

Лесовичок:        Грибочки мои славные,

        Красивые, нарядные,

        Я вас в корзинку соберу

        И домой всех отнесу.

2-й гриб:        Ты сначала нас поймай,

                А потом и собирай.

                Лесовичок догоняет грибы.

Лесовичок: Нет, таких ловких грибов не поймаешь.

Постойте, постойте, не уходите.

        Скажите нам, грибы, вначале,

        Вы нашу Осень не встречали?

Грибы:         (хором)

                Нет, нет, нет, нет –

        От лесных грибов ответ.

        Грибы убегают.

Лесовичок:        Ну что ж, давайте дальше искать Осень. Ну-ка, дудочка играй, кто придет к нам, угадай?

        Выходят девочки-рябинки.

Ведущая:         На лесной опушке,

        Словно на картинке,

                Собрались подружки –

                Яркие рябинки.

        Это наши девочки

                Нарядились тоже,

        Стали на рябинок

        Все они похожи.

        Танец   Рябинок.

Лесовичок:        Вы красивые рябинки,

        Дайте нам скорей ответ,

        Где искать нам нашу Осень,

        Знаете вы или нет?

Рябинки:        (хором)

        Нет. Про Осень мы не знаем

                И от вас мы убегаем.

Лесовичок:        Снова дудочка играет

        И зверюшек созывает.

        Кто по лесу быстро скачет

        И в дупле орешки прячет?

        Поиграй-ка веселей,

Подскажи нам поскорей.

Лесовичок играет на дудочке, выбегают белочки, держа в руках корзиночки с шишками и орешками.

Белки:        Мы белочки-резвушки,

                Веселые подружки.

                Трудиться нам не лень,

                Мы скачем целый день.

1-я белочка:        Покажи, сколько ты собрала грибочков?

2-я белочка:        А ты сколько орешков?

1-я белочка:        Нет, сначала ты покажи!

2-я белочка:        Нет, ты!

Лесовичок:        Хватит ссориться что зря,

                Сейчас помогут вам друзья.

                И шишки и орешки вы нам на зиму собрали,

                А Осень золотую случайно не видали?

Белки:        (хором)

                Нет, нет, нет, нет –

                Вам от белочек ответ.

Лесовичок:        А из-за чего спорите-то? Все перепутали в своих корзинках. Высыпайте содержимое на стол, сейчас дети вам быстро разберут шишки и орешки.

                Аттракцион «Разбери шишки и орешки»

                В центре на столе стоит корзинка с пятью шишками и пятью орешками. На небольшом расстоянии от стола находятся два стульчика, на каждом – хохломская миска ( или небольшая корзиночка). Нужно брать по одной шишке или по орешку из большой корзинки и раскладывать в две маленькие. Выбирают двоих участников. Кто быстрее из них разложит шишки и орешки, тот и выиграет.

Лесовичок:        Вот какие молодцы ребятки, все вам разобрали, ничего не перепутали.Ради дружбы нашей давайте все попляшем.

        Танец«Полька».

        

        Ну, дудочка, играй и не ленись,

        Осень нам найти поторопись.

        Лесовичок играет на дудочке.

        

        По дорожке кто спешит

        И листочками шуршит,

        Вышел из-под  елки

        Весь в иголках колких.

        Еж бежит по кругу, в руках у него пластмассовое (или из папье-маше) бутафорское яблоко. В нем небольшие бумажные яблочки, на обратной стороне которых написаны загадки.

Еж:        А, это вы, мои друзья,

        Из дома прибежал к вам я.

        Принес вот яблоко,

        Оно соку спелого полно,

        Такое вкусное, такое сладкое,

        Внутри немало и загадок.

        Если все их отгадаете,

        Где Осень вам искать,

        Может быть, узнаете.

Лесовичок:        Спасибо милый Ежик.

                Ты от нас не уходи,

        Разгадать твои загадки,

        Всем ребятам помоги.

        Ежик держит большое яблоко, ведущая берет из него по одному бумажному яблочку и читает загадки.

        Без окон, без дверей

        Полна горница людей. (Огурец.)

        Круглый бок, желтый бок.

        Сидит на грядке колобок,

        Врос он в землю крепко

        Что же это?.. (Репка.)

        Сидит дед, в шубу одет,

        Кто его раздевает,

        Тот слезы проливает. (Лук.)

        Сидит красная девица в темнице,

        А коса на улице. (Морковь.)

        Круглое, румяное,

        Я расту на ветке.

        Любят меня взрослые

        И маленькие детки. (Яблоко.)

        Нет, не помогли нам загадки Ежика узнать, где наша Осень. Что же делать?

        Ну-ка, дудочка, выручай,

                Нам еще раз поиграй.

Пока Лесовичок играет на дудочке, в центре зала ставят стул, и на него садится Зайка; рядом со стулом ставят корзинку с деревянными ложками.

Посмотрите, на опушке

        Вижу я большие ушки,

        Это Заинька сидит,

        На пенечке тихо спит.

        Он с дороги отдыхает,

        Может, что про Осень знает.

Дети берутся за руки и встают вокруг Зайки в кружок.

Водят хоровод «Мы на луг ходили».

Лесовичок:        Зайка, милый, дай ответ:

                Ты не видел Осень? Нет?

Зайка:        Я на ярмарке был,

                Ложки разные купил:

                Деревянные, резные,

                Яркие и расписные,

                Только в руки их возьмешь,

                С ними спляшешь и споешь.

                Танец с ложками (оркестр).

Ведущая:        Что же делать, Лесовичок? Никто про Осень ничего не знает, неужели мы так и не найдем ее?

Лесовичок:        А на что у меня дудочка-погудочка, сколько она нам зверушек лесных созвала.

        Играй-ка, дудочка, да повеселее! Туча сама к нам и придет.

        Лесовичок играет на дудочке. Вбегает Туча, начинает кружиться на месте и не может остановиться.

Туча:        Ой, ой, ой!

        Не могу остановиться,

        Так и хочется кружиться.

        Перестань играть, прошу,

        А не то дождем залью.

Лесовичок:        Как бы не так!

        Куда спрятала Осень?

        Расскажи, тебя мы просим.

        А не хочешь рассказать,

        Так и будешь танцевать.

        Лесовичок играет на дудочке, туча в изнеможении садится на пол.

Туча:         Ой, устала, не могу,

        Сейчас вам Осень приведу.

        Как хорошо иметь таких друзей,

        Выходи к нам, Осень, поскорей.

        Туча выводит Осень за руку.

Осень:        Спасибо, милые и добрые друзья,

        От всего сердца благодарна я.

        Ты, Туча, больше нас не мучай,

        А, хочешь, с нами поиграй,

        Закрой глаза и догоняй.

        И может дождик брызнет сразу,

        Хоть совсем не злой – шутливый, добрый, озорной.

        Вот такой хотим мы дождик,

        Вот такой!

        Танец: «Пляска с зонтиками».

Туча:        А про этот зонтик вы забыли?

                С ним не танцевали и даже не раскрыли.

        Я с вами, ребята, теперь подружилась,

        Сначала сердилась, потом веселилась.

        Пусть дождик прольется и вкусный и сладкий,

        А капли дождя превратятся в подарки.

        Ты, Осень, зонтик подними,

        И ребят всех угости.

        Осень поднимает зонтик, внутри которого висят конфетки. Она дает по одной каждому ребенку.

Ведущая:        Спасибо, Туча дождевая,

        Как хорошо, что подружилась с нами.

        А теперь пойдемте в группу детки,

        Кушать вкусные конфетки.

Осень и Туча уходят, затем уходят дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Дикие животные нашего края"

Не секрет, что современные дети с раннего возраста окружены техническими игрушками и различными гаджетами, родители все меньше времени находят для общения с детьми, мало гуляют, мало читают, представл...

Проект “Дикие животные нашего края”

Знакомство детей с дикими животными нашего края....

Проект "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ"

Проект "Дикие животные нашего края" для детей средней группы разработан и внедрён с целью обобщения и расширения знаний детей о диких животных нашего края....

Проект Тема:"Дикие животные нашего края " 1 младшая группа "А"

Данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного от...

Проект " Дикие животные нашего края!"

Знакомстводетей в образовательной деятельности с дикими животными и их детёнышами. Приблизить детей к природе родного края, её обитателями....

Паспорт проекта На тему "Дикие животные нашего края"

Паспорт проекта с детьми подготовительной группы на тему "Дикие животные нашего края".Вид проекта: Груповой. По характеру контактов: Дети, родители, воспитатель.Продолжительность проект...