«Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»
материал

На протяжении всей истории человечества главным и опреде­ляющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия об­щества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяже­нии веков и воспитание в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sahkmch_-_23_plotnikova_i.a.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»

И. А. Плотникова

педагог - психолог Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8», магистр,

г. Корсаков, РФ

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам»

— В.А.Сухомлинский

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяжении веков и воспитание в России [10].

Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника.

В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе и дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного здоровья.

Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным телесным болезням детей.

Еще более неблагополучно наше время для психического и духовного развития ребенка. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника. Его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.

В последующем лишенная традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским.

Неполноценное, а то и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной деформаций его социального развития [1, с. 21].

И эта опасность усиливается тяжелейшим духовно-нравственным кризисом, который переживает современное российское общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, преступления становятся обыденным явлением, следует рассматривать, как проявление первородного греха в социальной жизни, что многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.

Решение этой проблемы затруднено целым рядом обстоятельств – от экономического неблагополучия до растлевающего действия средств массовой информации. Нельзя не видеть, сколь много прилагается усилий для разрушения традиционной духовности. К тому же действующие в наши дни тоталитарные секты, пропаганда всевозможных магов, «предсказателей» и «целителей» - это тоже духовность, приносящая людям весьма горькие плоды.

Дети не защищены от всех этих вредных воздействий. Не способствует успеху воспитания и то, что получили распространение научно малообоснованные программы.

Все это, а также мировоззренческая дезориентация педагогов наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей и дискредитирует саму идею и практику духовно-нравственного воспитания. Поэтому нередко в образовательных учреждениях полностью отказываются от духовно-нравственного воспитания, что имеет не меньшие отрицательные последствия для нормального духовно-нравственного развития ребенка.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, психически и духовно здорового человека.

Теоретическое осмысление духовно-нравственного воспитания требует точного определения его основных категорий или понятий.

Исходное понятие, категория духовно-нравственного воспитания – понятие человек.

Человек принципиально отличается от всего живого в этом мире не тем или иным отдельным качеством, но сущностно, субстанционально. Человек это образ Божий.

Тема, конечно, очень интересная, и интересна она тем, что в комплексном плане этот вопрос еще не рассматривался, особенно в гражданском обществе. Вопрос очень широкий, ведь существует много объективных и субъективных факторов духовно-нравственного развития личности в обществе. Поэтому при поддержке Президента, с помощью Общественной палаты нам надо общими усилиями, на всех уровнях общества, согласованно решать проблему «духовно-нравственного воспитания», начинать работу по составлению комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию личности, формированию у нее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

        Список использованной литературы

  1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71.
  2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И.С. Артюхова// Педагогика, 1999 - №4.- С.78-80.
  3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  4. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.
  6. Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности [Текст] /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.
  7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
  8. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
  9. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст]/ Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  10. Зазнобина, Л. С: Как же выжить в мире СМИ. [Текст] / Л.С.Зазнобина //Медиаобразование в школе - 1999 - №3 - С.23- 26.
  11. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

План проведения онлайн консультаций психолого-педагогической работы с родителями по воспитанию детей в семье 1-й младшей группы

МесяцТема консультацииОветственный Сентябрь1. Индивидуальные беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации, совместные игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель»....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - актуальная тема в современном обществе. Завтрашний день страны напрямую зависит от того, согласно каким ценностям подрастающее по...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...