ООД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию Тема: «Семь чудес Башкортостана» (РМО)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вахитова Лилия Григорьевна

ООД в подготовительной к школе группе

по познавательному развитию

Тема: «Семь чудес Башкортостана»

(РМО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_chudesa_rb_2023.docx89.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

ООД в подготовительной к школе группе

по познавательному развитию

Тема: «Семь чудес Башкортостана»

(РМО)

Подготовила: воспитатель

Вахитова Л.Г.

Калтасы 2023 г.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю

Программные задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о родном крае, об истории и культуре Башкортостана;

- обобщить знания детей о Чудесах Республики Башкортостан;

- закрепить знания о региональной символике;

Развивающие:

- развивать интерес к изучению истории Башкортостана, стремление к сохранению его красоты, памятных и исторических мест;

-продолжать развивать связанную речь воспитанников;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за родной Башкортостан.

Предварительная работа: знакомство с государственными символами Республики Башкортостан, с её достопримечательностями, народными музыкальными инструментами,  костюмами, национальной кухней, башкирским национальным героем  Салаватом Юлаевым, с достопримечательностями Башкирии, разучивание стихов, песен, рассматривание иллюстраций и видео роликов.

Образовательная область – познавательное развитие

Интеграция образовательных областей – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

СЛАЙД 1

Дети зашли – СЛАЙД 2

Музыка «Башкортостан» - дети заходят в зал.

Песня «Самая любимая Родина моя»

сл. и муз. Т.В. Бокач

- Л.Г. - Великую землю, любимую землю   

 Где мы родились и живём.                                                   

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.   

Мы Родиной нашей зовём. 

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о нашей любимой республике, в которой мы с вами живет , о родном Башкортостане.  

Л.А.- Ребята, сегодня мы с вами не одни в музыкальном зале, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им наши улыбки. На самом деле, гостей мы пригласили не просто так. Мы хотим, чтобы они вместе с нами совершили увлекательное путешествие по нашей республике. А вы любите путешествовать? Хотите отправиться в путешествие?

Л.Г. - Сегодня мы с вами узнаем, чем славится Башкортостан и познакомимся с некоторыми чудесами Башкортостана.

Л.А. -  Ребята, а что такое чудеса (что-то необычное. Красивое. То чего у других нет).

1 -А начнем мы наше путешествие с главных символов нашей республики. В каждой стране, в каждой республики есть свои государственные символы. Какие (гимн, герб и флаг) Давайте подойдем и обратим внимание на герб республики Башкортостан. Посмотрите, кто изображен на нем? (Салават Юлаев) СЛАЙД 3 Это памятник Салавату Юлаеву.

- Кто такой Салават Юлаев, что он важного сделал, чем прославился?  (Салават Юлаев это башкирский национальный герой, бесстрашный батыр; он сражался за свободу башкирского народа; он сочинял стихи)

- Правильно, Салават Юлаев – башкирский батыр. Батыр означает герой.  Его именем названы улицы, есть город Салават. В его честь названа хоккейная команда.

- В каком городе стоит памятник Салавату Юлаеву?  (в столице Башкортостана городе Уфа). (повернемся и посмотрим)

 Памятник установлен на высоком холме с видом на реку Белая. Этот памятник изготавливали очень долго, целых 30 лет.

Это самый большой конный памятник в России и даже в Европе. Этот памятник является чудом Башкортостана.

- Каким изображен Салават Юлаев на памятнике? СЛАЙД 4 Уставшим или грустным? (храбрым, смелым, привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе остановил разгоряченного коня. СЛАЙД 5 Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой, Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом сражаться за свою свободу).

-  Вот мы и  познакомились с первым чудом Башкортостана – памятником Салавату Юлаеву. Вам понравилось это чудо? Тогда мы отправляемся дальше.

2. Л.Г. -А теперь давайте присядем на стулья и познакомимся со вторым чудом Башкортостана - это необычная гора, гора Янган – Тау. СЛАЙД 6 - ВИДЕО ЯНГАНТАУ.

 В переводе с башкирского «горящая гора». Ее назвали так потому, что из трещин на вершине горы всегда идёт горячий пар. Этот теплый пар обнаружил много веков назад местный пастух. В один из холодных осенних дней, он сильно промок, и решил укрыться от дождя, на склоне этой горы. У корня большого дерева он выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а, проснувшись, обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться. А через некоторое время пастух заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они тоже начали пользоваться теплом горы для лечения своих недугов. С этого времени гору стали называть Янган – Тау, т. е. “горящая гора. А позже на вершине горы построили курорт «Янган –Тау», где можно поправить свое здоровье.  Вот такая удивительная гора есть в нашей родной республике, а называется она …

3.Л.А.СЛАЙД 7- Чтобы узнать о следующем чуде вам нужно отгадать загадку. (звук ручья) Что вы услышали? (…. )  Это журчание воды. Сейчас я вас приглашаю отправиться в удивительно место к источнику с лечебной водой.(Дети идут к роднику) На что похоже? На родник.У нас в Башкирии в Гафурийском в селе Красноусольском есть удивительное место, в котором из земли бьют множество родников с минеральной водой. Эта вода, которая обладает лечебными свойствами. Она лечит болезни, придает силы. Когда узнали о лечебных свойствах Красноусольской воды, то на этом месте построили большой санаторий. Туда приезжают много людей, для того чтобы  с помощью этой воды поправить своё здоровье. .СЛАЙД 7 Сейчас Красноусольскую воду можно купить в магазине.  Давайте мы тоже попьем эту воду, чтобы у нас появилось больше сил для нашего дальнейшего путешествия. Музыка журчание ручья (пьют воду)

Какую воду мы с вами пили? (Красноусольскую) Красноусольские минеральные источники – это памятник природы, он находится под охраной государства. И конечно же – это еще одно чудо, которое есть в нашей республике.

- Ну, что мы с вами попили минеральной Красноусольской воды, у нас прибавилось сил и мы можем отправляться дальше. Куда же мы пойдем?

4. Л.Г.СЛАЙД 8–А сейчас мы с вами отправимся в другой район Башкортостана - Бурзянский район. Только в  этом районе Башкирии живут дикие пчелы, которые добывают уникальный мед. (Идут их встречает Пчеловод)

Пчеловод  «Здравствуйте ребята. Я пчеловод. Я добываю мед, а в этом мне помогают пчелки.

- Кто знает, как называется пчелиный дом? /улей/. Правильно, обычные пчелы живут в ульях. А есть еще дикие пчелы, которые живут только в Бурзянском районе Башкирии, этих пчел еще ласково называют бурзяночка.Башкирская пчела занесена в Красную книгу. Дикие пчелы не живут в ульях, они селятся в дупле дерева. Что такое дупло?  (….)  Но дупло ведь есть не у каждого дерева. Поэтому, чтобы диким пчелкам хватило места, чтобы было больше дикого меда мы изготавливаем для них домик похожий на дупло дерева. Этот домик называетсяБОРТЬ.А мед диких пчел называют бортевой мёд. Башкиры очень давно научились добывать мед диких пчел, такое ремесло называется бортничество. Башкирский мед ценится во всем мире, он очень вкусны и полезный.

Только летом каждый год в улья пчелы носят мёд.

В нем лекарства, витамины от простуды и ангины.

Сильными хотите быть?..Значит мёд должны любить.

А еще скажу вам, дети, если вызван интерес.

Много есть чудес на свете!

Башкирский мёд же – чудо из чудес!

Примите от меня в подарок, бочонок с башкирским мёдом.

- Спасибо вам, уважаемый пчеловод, за такой интересный рассказ. Теперь мы знаем, что Башкирский бортевой мед – это еще одно чудо Башкортостана, потому, что такого меда больше нигде нет.  (Пчеловод уходит)

5. Л.А. – чтобы узнать о следующем чуде нам снова нужно отгадать музыкальную загадку. (Садятся на стулья ) Звучит музыка курая СЛАЙД 9

- Какой музыкальный инструмент звучит? /курай/Правильно, это звучит курай. Курай — это башкирский народный музыкальный инструмент. (продолжают слушать)

- Из чего делают курай? СЛАЙД 10 (из растения курай) Растения, которое распространено на территории Башкортостана. (показать курай) На каком государственном символе Башкортостана изображен цветоккурая? СЛАЙД 11 (на флаге Башкирии) Цветок курая (золотое соцветие курая) – символ Башкортостана, эмблема, визитная карточка нашей республики.

   Я знаю, что кто-то из вас выучил стихи о курае. /дети рассказывают стихи о курае/

1 ребенок Когда я слушаю курай,   то радость льется через край. Даша Ш

Неприхотлив и не великкурая песенный родник.

2 ребенок Тростинку срежу я в лесу,домой с собою унесу. Вова

                   И только дуну в свежий срез, - как зашумит уральский лес.

3 ребенок И зажурчит наверняка,в ней мелодичная река.      Алина М

                   Держу курай, в родном краю я  песню звонкую пою.        

Я думаю, что курай ещё много раз будет радовать нас своей удивительно красивой мелодией. И каждый раз, слушая её, мы будем представлять наш родной край; его бескрайние поля, леса и реки.

Ира «Веселый кураист»

6. Л.Г. Шульган Таш

-А чтобы узнать следующее чудо Башкортостана, я предлагаю посмотреть на экран СЛАЙД 13

-Каповая пещера или по другому Шульганташ – одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Которая находится рядом с рекой Белой, в заповеднике Шульганташ. СЛАЙД 14

Через пещеру протекает подземная р. Шульган, эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро. СЛАЙД 15В этой пещере много наскальных рисунков, которые делали древние люди.

И сейчас я вам предлагаю разделиться на 4 команды и собрать пазлы, тогда мы увидим какие же наскальные рисунки изображены в Каповой пещере.(дети собирают наскальный рисунок и называют кто у них получился).

Эта пещера действительно чудо из чудес, так, как только в этой пещере до сих пор есть и сохранились наскальные рисунки

7. Л.А. А теперь пришло время узнать о седьмом чуде Башкортостана. СДАЙД 16Это чудо самое важное – это дружба между всеми народами, которые живут в нашей республике. Башкортостан – многонациональная республика. Какие национальности живут у нас в Башкирии? (…….) Вот сколько много разных народов живут в Башкирии.  И очень важно, чтобы все народы жили в мире и согласии, помогали и уважали друг друга.

Нужно дружно жить на свете? (Нужно)

Это знать большим и детям нужно? (нужно)

А потом?

Все дети: а потом, когда мы старше станем,

                  Подрастём и дружба вместе с нами!

Песня о дружбе

-Молодцы. Ребята, вам понравилось наше путешествие?А теперь давайте подойдем к эмблеме цветка курая и вспомним все чудеса, с которыми сегодня познакомились…

Мы очень рады что вам все понравилось и на память дарим всем раскраски с чудесами Башкортостана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему: «Знакомимся с числом пять»

Задачи: Образовательные:-- упражнять в количественном и порядковом счете, продолжать развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам;- учить ориентироваться на листе бумаги;-  ...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений). Тема: «Поможем Элли вернуться домой». (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений "Поможем Элли  вернуться домой"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию. «Семена и зерна»

Программное содержание:- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;- Выявить, какие растения, их плоды и семена человек может употреблять в пищу,...