Калмыцкие народные сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
статья
В прошлом калмыки были кочевым народом. Хозяйственные заботы заполняли всё время калмыка. Но случались и счастливые минуты отдыха которые они проводили за слушанием сказок. Их рассказывали повсеместно люди всех возрастов, от мала до велика, мужчины, женщины, дети. Они передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Калмыцкие сказки как жанр были открыты и в некоторой степени описаны, благодаря научным устремлениям русских и немецких учёных. Первые публикации калмыцких сказок связаны с именем Б.Бергманом, Г Рамстедт финский учёный, профессор В. Л. Котвич, и его учеником гордостью нации, первым калмыцким учёным Номто Очировым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalmytskie_narodnye_skazki_v_vospitanii_i_obuchenii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ергенинский детский сад «Герл»
«Калмыцкие народные сказки в воспитании
и обучении детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Овкаджиева Д.Т.,
высшая квалификационная категория
п.Ергенинский, 2021 год
«Калмыцкие народные сказки в воспитании
и обучении детей дошкольного возраста»
- Калмыцкие народные сказки
- Методика работы с калмыцкой сказкой
- Основные методические приемы
- Использование калмыцкой сказки в работе с родителями
Ты спрашиваешь, как родится сказка,
Где начинается, в краях каких? ..
Что ж, помолчи!.. Закрой глаза на миг
И облака их форму, их окраску –
В уме своем отчетливо представь,
Приблизь к твоей мечте неугомонной…
Теперь открой глаза! И удивленный,
Мечту увидишь пред собою въявь.
Д. Н. Кугультинов.
В прошлом калмыки были кочевым народом. Хозяйственные заботы заполняли всё время калмыка. Но случались и счастливые минуты отдыха которые они проводили за слушанием сказок. Их рассказывали повсеместно люди всех возрастов, от мала до велика, мужчины, женщины, дети. Они передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Калмыцкие сказки как жанр были открыты и в некоторой степени описаны, благодаря научным устремлениям русских и немецких учёных. Первые публикации калмыцких сказок связаны с именем Б.Бергманом, Г Рамстедт финский учёный, профессор В. Л. Котвич, и его учеником гордостью нации, первым калмыцким учёным Номто Очировым.
Хотя у калмыков имеется весьма много сказок, они не были опубликованы лишь по тому, что им не придавали никакого значения. Русскому человеку крайне затруднительно собирать и записывать калмыцкие сказки. И только по тому, что я искренне и от всего сердца люблю калмыцкий народ, я не жалея своих сил, взялся за изучение калмыцкого языка и собрал калмыцкие народные сказки с тем, чтобы все люди, населяющие земной шар, знали об этих сказках донской казак, калмыковед И. И. Попов. Многие сказочные сюжеты переведены И. И. Поповым на русский язык.
Калмыки не смотря на свою сложную историю, сохранили национальную культурную традицию.
Своё высокое мнение о воспитательном и образовательном значении народных сказок выражали передовые педагоги прошлого и современные их исследователи. Сказка со всем своим многообразием является источником личностного развития ребенка.
Знакомясь с исследования Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова, Г.В.Роговой, выделяется важная роль сказки в передаче культурного наследия.
Живой и естественный язык сказки соответствует целям формирования языковой и речевой компетенции дошкольников. Сказочная лексика вызывает у детей яркие и образные представления, способствует пониманию сказки, запоминанию слов и выражений, даёт богатый материал для развития устной речи дошкольников.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества, данная тема очень актуальна.
Новизной данного проекта можно считать наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке мы нашли тему, в которой достаточно маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований. Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.
Калмыцкая сказка как один из жанров фольклора способствует приобщению дошкольников истории калмыцкого народа.
Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, народная сказка воспитывает нравственные качества маленького патриота, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
Цель – Обобщить опыт использования калмыцкой народной сказки в воспитательной – образовательной работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающий развитие личности ребенка его нравственных качеств и творческих способностей.
- Взять за основу сказку как средству обучение калмыцкому языку и овладения общения в устной форме.
- Основные задачи обучения дошкольников калмыцкому языку в процессе использования калмыцких сказок :
- Коммуникативные : формирование речевых навыков ( лексическое, грамматическое произношение), речевая культура, речевые умения (аудирование, говорение).
- Развивающие: ( психические функции ребёнка внимания, памяти, мышления, воображения), фонематический слух, способность к имитации.
- Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопонимания, уважительного отношения к людям, чувства товарищества, гуманизма, собственного достоинства.
2.Методика работы с калмыцкой сказкой
Психологическая природа сказки такова, что она позволяет создать на занятиях уникальную развивающую среду, которая вводит ребёнка в мир культуры народа, создаёт мотивацию к изучению родного языка.
Существуют различные методы работы со сказкой, я использую в своей работе нетрадиционные методы. Это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольников. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.
1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если… верблюд оказался бы первым? (сказка «Как звери попали в название калмыцкого календаря») А что было бы если… комар не встретил бы ласточку? (сказка «Почему комар так жалобно пищит»)
2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера) .
3. Метод разрешения противоречий – учит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)
4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как прогнать чудище не прыгая в колодец в сказке «Храбрый лев») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются выбирается наиболее оригинальный и практичный.
5. С помощью метода эмпатии дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ героя, персонажа. Это театрализованная деятельность.
3.Основными методическими приёмами, обеспечивающими эффективность работы с калмыцкими сказками являются:
- сорассказывание,
- моделирование,
- драматизация,
- игровые упражнения.
В качестве основного средства обучения калмыцкому языку использованы пособия сделанные мною когда я начала работу в национальной группе, и методические пособия « Герин болн зерлг ангуд» (домашние и дикие животные), «Шовуд» (птицы), мнемотаблицы сказок.
Использование пиктографических изображений позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий;
- развивает логику, мышление, умение оперировать символами, знаками;
- обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Ребёнок сначала с педагогом выбирает количество картинок, которые соответствуют содержанию сказки, затем с помощью мнемотаблицы рассказывает их. Н-р « Лягушка и муравей», «Павлин и Петух».
Овладение дошкольниками калмыцким языком осуществляется в учебно – воспитательном процессе на фронтальных занятиях, и в индивидуальной работе с детьми.
Формами организации обучения являются:
- игры – путешествия;
- занятия по сказочным сюжетам с приёмами рассказывания, со – рассказывания, моделирования, драматизации;
- словесно- дидактические игры, игровые упражнения для усвоения языкового материала;
- театрально – игровая ( инсценирование, театрализация сказок);
- изобразительная деятельность дошкольников ( рисование, лепка, аппликация) по содержанию калмыцких сказок.
Прежде всего из года в год сказки не повторяются, а усложняются. Фольклорный материал изучается в определённой последовательности с учётом раннее усвоенного и доступного для дошкольника способностям.
Например, персонаж калмыцкой сказки « Көк һалзн хуцта Кеедә өвгн» (дедушка Кеедя на рыже – лысом кочкаре) Кеедя в младшей группе дедушка- сказитель, он рассказывает им сказки, играет сказки доступные их возрасту; « Арат, чон хойр»(лиса и волк), «Эр така болн тоһстн» ( «Петух и Павлин») и др. В средней группе Кеедә сам персонаж сказок « Кеедә и баранья лопатка», «Хитрости Кееды». В старшей группе Кеедә удивляет ребят смекалкой, находчивостью, им хочется узнать развязку сказки , и тут я задаю вопрос прерывая чтение « Как по-вашему поступит Кеедә?» и по придуманным сюжетам определяется сформировано ли у дошкольников речевые умение, имитация образа сказочного героя.
4.Использование калмыцкой сказки в работе с родителями
Следует отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности калмыцкой сказки в развитии и обучении детей калмыцкой разговорной речи. Развитии личности ребёнка его творческой, эмоциональной сферы чувств.
Виды работы с родителями:
- Тематическое родительское собрание на калмыцком языке « Тууҗас уха авдг, тууляс мерг авдг» («Из истории извлекают уроки из сказки набираются мудрости») на калмыцком языке.
- Дни открытых дверей.
- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям «Бичкн бәәшӊ» и «Как мышь попала в калмыцкий календарь»
- Творческие домашние задания для родителей и детей, нарисуй картинку к сказке, « Семейная книга сказок».
- Оформление выставки « Мы рисуем сказку», « Сказки дедушки Кеедэ».
Используемые литература и интернет-ресурсы:
1 Басангова. Т. Г – Сандаловый ларец Элиста -2002.
2 Бичкдудин садт хальмг кел даслгна котлвр. Э – 2010.
3 Верещагин. Е. М – Психологическая и методическая характеристика двуязычия М- 1969.
4 Волков. Г. Н. – Педагогика национального спасения Э -2003.
5 Дошкольное воспитание Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ – 1994 № 1, 1995 № 10.
6 Емельяненко. В.Г, Аюшова.Ц. Н – О Родном крае Э – 2000.
7 Зимняя. И. А. – Психология обучения народному языку М- 1989.
8 Кугультинов. Д. Н. Сказки М – 1986.
9 Мукаева. О.Д. –Этнопедагогика калмыков: история, современность. Э – 2003.
10 Калмыцкие народные сказки. Э – 1997.
11 Калмыцкие сказки Э – 1983.
13 Туульс – сказки Э -2014.
14 Калмыцкие сказки. Колкурова М.Е., https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/17/kalmytskie-skazki, 2016 г.
15 Эрдниев. У. Э. Калмыки. Э—1985.
16 Эрендженов. К. Б. Золотой родник. Э – 1985.
- Хальмг туульс. Э – 1986.
- Калмыцкое устное народное творчество : [сборник] / [сост., авт. предисл., вступит. ст. и коммент. Н. Ц. Биткеев]. - Элиста : Джангар, 2007.
- Образовательный ресурс «Калмыцкие народные сказки»
https://урок.рф/library/obrazovatelnij_resurs_kalmitckie_narodnie_skazki_220256.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...
«Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания....
Использование марийской народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
В статье предлагается классификация марийских народных сказок по темам, используемых в познавательном и художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста....
Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о русских народных сказках для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...
Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Правила игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...
Народные игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста
С развитием человеческого общества игра занимает всё больше места в жизни человека.Народная игра - инструмент приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям. Через народную игру у ребёнка восп...