ПРОЕКТ МИНИ – МУЗЕЙ «КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ» для детей старшей логопедической группы № 4 «ВЕСНУШКИ» на 2022 – 2023 учебный год
проект (старшая группа)

Бубнова Людмила Михайловна

"Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут" Э.К. Суслова

Существует какая-то притягательная сила в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на лолгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью. Это выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое и родное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»

структурное подразделение дошкольное отделение

ПРОЕКТ

МИНИ – МУЗЕЙ «КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ»

для детей старшей логопедической группы № 4 «ВЕСНУШКИ»

на 2022 – 2023 учебный год

Авторы разработчики

Воспитатель:

Бубнова Людмила Михайловна

(I квалификационная категория)

Каменногорск

2022 – 2023 год

Содержание:

1.  Паспорт проекта

2.  Пояснительная записка

3.  Этапы реализации проекта

1 ЭТАП. Подготовительно – организационный

2 ЭТАП. Практический

3 ЭТАП. Заключительный

4. Ожидаемые результаты и социальный эффект

5. Источники информации

6. Приложения

1. Паспорт проекта:

Цель проекта

Организовать мини-музей в группе.

Задачи проекта

- создать условия для нравственно-патриотического воспитания и освоения культуры своей Родины – России;

- изготовить кукол в национальных одеждах народов проживающих на территории России;

- способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;

- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

- расширять представления родителей о культуре края, приобщать родителей к совместному изготовлению мини - музея;

- повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации проектной деятельности;

Вид проекта

комплексный, творческий, долгосрочный

Сроки реализации

6 месяцев (декабрь, январь,  февраль, март, апрель, май)

Возраст детей

5 – 6 лет

Участники проекта

Воспитатели группы, дети, родители

Разработчик

Бубнова Людмила Михайловна

2. Пояснительная записка

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Существует, какая то притягательная сила в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью. Это выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое и родное.

Свою любовь к родным местам, знания о том, чем они знамениты, какова природа края, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств детей.

Чувство любви к родине должно стать стержнем всего воспитания. Именно любовь к своему краю, своему прошлому и настоящему, уважение традиций, и понимание того, что ты являешься частичкой этого огромного и прекрасного мира, является условием успешного развития, как личности ребенка, так и нашей страны в целом. От нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, и понимают свою ответственность за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. И от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитатель сам должен, прежде всего, знать особенности своей страны, края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного края со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным он не был, в нем непременно находит отражение, что-то характерное для всей страны:

- соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;

- проявляют заботу о детях;

- в родной стране проживают люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;

- берегут и охраняют природу.

Решая задачи проекта, необходимо основываться на следующих принципах.

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  1. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств.

Цель данного проекта: воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой через создание мини – музея кукол в национальных костюмах. Кукол для данного проекта планируется изготовить силами педагогов группы и родителей.

Мы будем делать кукол в костюмах представителей национальностей проживающих в России.

Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но оберегом, украшением.

Всю одежду испокон веков простые люди делали сами. Чем дольше смотришь на национальные костюмы тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.

Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – отгонять нечистую силу. Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.

Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором – кокошником.

Чуваши. При изготовлении рубах и других деталей костюма чуваши использовали белый холст, бисер. Обязательной деталью костюма был передник. Головной убор – хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства.

Татары. К нижней одежде относилась туникообразная рубаха – кулмэк их темно-красной или синей ткани. Эта рубаха носилась со специальными украшениями - изу. Верхняя одежда татарок – камзол, сшитый из бархата, парчи, шелка, с короткими до локтя рукавами или без них. Головной убор – чэчкап – шапочка.

3. Этапы и продолжительность проекта:

1 Этап (подготовительный)

Первый этап - подготовительный  (месяц). Цель - анализ проблемы и накопление информации.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной теме.

декабрь

воспитатель

2.

  • Разработка содержания проекта включающего работу с родителями.
  • Определение места размещения мини-музея.

декабрь

воспитатель

3.

Подбор материалов для реализации проекта

декабрь

воспитатель

4.

Опрос родителей на тему «Знание особенностей национального костюма у детей»

декабрь

воспитатель

2 Этап (практический)

Второй этап – основной (3 месяца). Цель - реализация проекта.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Включить педагогов и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

Проведение консультации для родителей на тему «Кукла в национальных одеждах в играх современных детей».

январь

воспитатель

2.

Разработка эскизов изготовления кукол;

январь

воспитатель

3.

Привлечение родителей к изготовлению кукол. Подбор материалов, техник, инструментов.

февраль

воспитатель

4.

Создание экспонатов мини-музея

февраль -  март

воспитатели и родители

5.

Расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений в процессе создания интерьера выставки.

февраль - март

воспитатели и родители

3 Этап (заключительный)

Третий этап – итоговый (2 месяца). Функционирование мини-музея, подведение итогов, обобщение материалов проекта.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Познакомить детей с историей возникновения куклы.

Участие в мастер-классе по изготовлению кукол из ниток по принципу кукол-«стригушек» из соломы.

апрель

Воспитатели, родители, дети

2.

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами

апрель

воспитатели

3.

Презентация проекта. Представить отчёт  о проделанной работе на педагогическом совете

апрель

воспитатели

4.

Оформить методические рекомендации «Создание Мини – музея в группе»

май

воспитатели

4. Ожидаемые результаты и социальный эффект:

- создать условия для нравственно-патриотического воспитания и освоения культуры своей Родины – России;

- изготовить кукол в национальных одеждах народов проживающих на территории России;

- способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;

- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

- расширять представления родителей о культуре края, приобщать родителей к совместному изготовлению мини - музея;

- повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации проектной деятельности;

Перспектива:

Проект рассчитан на дальнейшее развитие и разработку. Мы планируем создание второго проекта «Куклы в костюмах народов мира» и пополнение мини-музея по теме.

Марийцы. Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток. Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет. Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами.

Мордва. Основу женского костюма составляет рубаха панар, передник покрышка, украшенный бронзовыми пронизками, набедренник – пулакш. Последний представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шелка. Обязательной частью женского костюма был пояс – паро каркс. Старинным головным убором является чепец – сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, цепочек.

Создание картотеки игр и традиций разных народов: игры, художественные произведения, праздники, традиции. Организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

2. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для куклы».

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия» «Влияние народной сказки на развитие ребенка».

Проведение занятий - посиделок, экскурсий для детей:

1. «Как жили наши предки»

2. Народные промыслы и ремесла.

5. Источники информации:

1. Дошкольное образование и традиционная народная культура: опыт, проблемы, пути развития. - Барнаул, 2004

2. От родного порога – Барнаул, 2004

3. Затеева в мире искусства родного края. – Барнаул, 2006

4. Поздняева педагога по осуществлению гражданско – патриотического образования детей. – Барнаул, 2010

Мини-музей в группе позволил воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи. К нам приходят ребята из других групп и с интересом рассматривают наши экспонаты.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи, общались с родственниками и родными для расширения знаний и пополнения музея. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.

6. Приложение:

https://pandia.ru/text/80/256/images/image010_13.jpgФотографии из личного архива авторов

Так выглядит наш уголок (приложить фото)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"...

Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Паспорт мини-музея и презентация...

Экскурсия в мини – музей «Куклы в национальных костюмах» вторая младшая группа

Кукла стимулирует развитие ребёнка, те его качества и навыки, которые будут в дальнейшем необходимы в жизни, в процессе взаимодействия с обществом. Кукла является особенной формой развития мироощущени...

Конспект итогового открытого занятия для детей старшей дошкольной группы «Пчелки» за 2022-2023 учебный год

Конспект итогового открытого занятия для детей старшей дошкольной  группы «Пчелки» за 2022-2023 учебный год...

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...