Государственная социальная политика в сфере поддержки семьи, приоритетные направления развития дошкольного образования
статья
В данной статье рассмотрим направления реализации социальной политики в сфере оказания помощи семье с детьми и системе дошкольного образования. Выделим основные задачи государственной семейной политики, рассмотрим, с помощью каких действий данные задачи решаются на территории Саратовской области. Сравним доступность дошкольного образования на федеральном и региональном уровнях, а также условия получения материнского капитала. Исследуем региональные проекты, благодаря которым обеспечивается доступность и комфортное пребывание детей в образовательных учреждениях. Выявим основные нормативные акты, регламентирующие работу дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная социальная политика в сфере поддержки семьи, приоритетные направления развития дошкольного образования
Государственная политика в сфере социальной защиты семьи предусматривает комплекс мер органов государственной власти, направленных на развитие социального института семьи. Одной из задач государственной семейной политики является содействие в реализации воспитательного и культурно – образовательного потенциала семьи. Необходимо выделить значимость следующих направлений, связанных с:
- повышением педагогической культуры родителей (законных представителей), в том числе в вопросах воспитания;
- обеспечением помощи специалистами в области социально-педагогической поддержки семьи и детей .
На региональном уровне (Саратовская область) решение данных задач осуществляется посредством реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Срок реализации проекта с года по года. Проект создан для оказания консультационных услуг родителям (законным представителям), а также повышения их компетентности в вопросах обучения и воспитания. Особое внимание уделяется родителям, имеющим детей раннего возраста.
Реализуется проект при помощи созданной целевой модели. Суть модели - создание на базе образовательных организаций центров, оказывающих консультационные услуги родителям бесплатно. Модель подразумевает три уровня поддержки. Первый уровень – центры, оказывающие консультирующие услуги. Организация мероприятий по выявлению родителей, нуждающихся в услугах центра (методическая, психолого – педагогическая помощь, консультация) а также обучение различным видам деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Второй уровень – органы управления в сфере образования на местном уровне. Обучение специалистов консультационных центров, мониторинг эффективности целевой модели. Третий уровень – министерство образования местного уровня. Решение организационных вопросов, касающихся функционирования консультационных центров, осуществление управления. Таким образом, данная программа, в том числе, помогает родителям расширить спектр своих знаний в вопросе семейного воспитания, развить социальные навыки ребенка, тем самым подготовить его к поступлению в детский сад.
Федеральный законом от – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» реализуется право на получение семьями, имеющих детей, материнского (семейного) капитала. Начиная с 1 января 2020 года, сертификат выдается в течение трех недель после рождения первого ребенка. Благодаря редакции закона от года были расширены возможности использования средств материнского капитала, предоставив право направления денежных средств на оплату образовательных услуг, оказывающих индивидуальными предпринимателями .
На территории Саратовской области, начиная с 2012 года, существует Закон «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области». Выплата денежных средств предусмотрена за третьего ребенка. Направить полученную сумму возможно на цели, не входящие в перечень подобного закона федерального уровня. Право на выплату возникает с момента достижения ребенком возраста 3 лет. Каждый год сумма выплаты индексируется, а также расширяется перечень направлений, на которые можно направить денежные средства.
На сегодняшний день в каждом регионе имеется проблема наличия очередей в детские сады. В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что потребность семей, имеющих детей раннего возраста, в местах в дошкольные образовательные организации наиболее актуальна, чем такая же потребность для детей старшего возраста. Этот факт оказывает влияние на экономическую активность семей, имеющих детей в возрастной категории до 3 лет, поэтому обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций является важной задачей государства. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» осуществляется решение этого вопроса. По состоянию на 1 января 2023 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет составила – 98,09%, от трех до семи лет – 99,66%. (URL: )
В Саратовской области в рамках проекта «Демография» в общую структуру введено 40 дошкольных организаций, благодаря чему уже сейчас на 100 процентов решена проблема доступности дошкольного образования. С 2022 года в Саратовской области инициирован проект «Развитие инфраструктуры образовательных организаций Саратовской области», в рамках которого до 2026 года будет осуществляться ремонт образовательных учреждений. Ежегодно проект распространяется на 100 детских садов. Таким образом, в рамках проекта предполагается осуществление ремонта и оснащение учреждений современным оборудованием для организации учебного процесса. (URL: ).
Образовательная программа дошкольного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании», который устанавливает правовую, организационную, экономическую основу образования и «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с Федеральным Законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные программы предназначены для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, посредством индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Данный нормативный акт также устанавливает минимальные размеры компенсации платы за посещение ребенком детского сада родителям (законным представителям). Однако порядок подачи заявления, суммы возврата, условия получения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приказом министерство просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 был утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. По данному нормативному акту ДОУ обеспечивает обучение, а также обеспечивает присмотр, уход ребенка от 2 месяцев до завершения обучения. В настоящем документе четко прописывается организация деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также чему должно соответствовать содержание образовательной программы дошкольного образования. В нем описываются виды группой возможной направленности детского сада (оздоровительная, общеразвивающая, компенсирующая и комбинированная), а также возможные варианты режима работы (начиная от 5 часов в день, заканчивая круглосуточным режимом), который каждая организация закрепляет в своем нормативном акте самостоятельно. В настоящее время большая часть дошкольных учреждений функционирует режиме 12 часового режима пребывания детей в детском саду.
Таким образом, на данный момент одной из главных задач государственной семейной политики является содействие в реализации воспитательного и культурно – образовательного потенциала семьи. На территории нашего региона решение данной задачи осуществляется через реализацию проекта «Поддержка семей, имеющих детей». В целях поддержки семей с детьми на федеральном уровне с 2007 года реализуется право на получение семьями материнского капитала. С 2020 года сертификат выдается при рождении первого ребенка. На территории Саратовской области установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде регионального материнского капитала, который выплачивается в связи с рождением третьего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...
Приоритетные направления развития дошкольного образования: актуальные тенденции, цели, проекты»
Цель ДОУ: обеспечение оптимальных организационно – педагогических условий для воспитания, обучения, развития, социализация ребенка. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрас...
Ранняя профориентация дошкольников как одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.В жизни каждого человека проф...
Мастер – класс. Тема: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования.
Тема: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования. Актуальность проблемы: Взаи...
Презентация. Тема: "Обеспечение психолого--педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования "
Взаимодействия детского сада с семьёй-это единство требований, предъявляемых к ребенку-дошкольнику как со стороны самых близких малышу людей-их родителей, так и педагогов....
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В настоящее время тема физического воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как прослеживается тенденция к ухудшению здо...
«Образовательная робототехника, как актуальное направление развития дошкольного образования»
Тема: «Образовательная робототехника, как актуальное направлениеразвития дошкольного образования»...