ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Культура и традиции русского народа»
проект (старшая группа)

Харитошкина Наталья Викторовна

 Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Алексей Тихонов).  Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_doshkolnikov.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Культура и традиции русского народа»

Культура русская богата, животворна,

Духовностью пропитана насквозь,

     Как русская душа она бездонна,

Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,

Славянской веры, ценностей её,

Она как воздух нам необходима,

Как благодатное целебное питьё.

Леонид Зеленский

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческо-исследовательский

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный

Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет)

Образовательная область: познание.

  Разработала:

                                                          Харитошкина Наталья Викторовна

                                                         Воспитатель МАДОУ детского сада №1

               г. Западная Двина

 Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. (Алексей Тихонов).  Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка…

    Выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

ЦЕЛЬ:

  • Формирование умения любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики

ЗАДАЧИ:

  • Формирование умения любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики

Направления в развитии:

  • Социально-коммуникативное;
  • Речевое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое.

Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Потешный промысел наших предков»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты»;
  • «Из прошлого театра»;

Моделирование ситуаций:

  • «Госпожа честная Масленица»;
  • Инсценированное чтение потешек;
  • Придумывание своих мелодий к частушкам.
  • Коммуникативное развитие (развитие речи):
  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
  • Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям.
  • Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучимся в теремок», «Мастерская городецких художников».
  • Викторина по русским народным сказкам.,

Разучивание:

  • Закличек:

«Приходи, весна!», «Жаворонки».

  • Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Словесные игры:

  • «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы,- «Путаница», «Радость» К.Чуковского); «Шутка» В.Александровой.
  • «Подбери слово».
  • «Скажи по-другому».
  • «Наоборот».
  • «Назови ласково».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Магазин-лавка народных игрушек»;
  • «Игра-экскурсия в «Город мастеров»»;
  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

  • «Кто где работает?» (город, село);
  • «Расставь жилище»;
  • «Угадай, на чём играю» (муз.инструмент);
  • «Кому что нужно для работы»;
  • «Отгадай загадки»;
  • «Придумай загадку»;
  • «Повтори скороговорку»;
  • «Придумай колыбельную для куклы».

Игры-ситуации:

  • «У бабушки в деревне»;
  • «Мы встречаем гостей»- угощение блинами;
  • «Чему должны были научиться люди»;
  • Игры-путешествия в прошлое предметов.

Настольно-печатные игры:

  • «Наш дом - Россия»;
  • «Народы России»;
  • «Мой дом».

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

  • «Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Гуси-лебеди», «Надень шапку», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог». Хоровод «Гори-гори ясно».

Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;
  • Малые фольклорные формы;
  • Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки;
  • Народные праздники - Масленица и Пасха;
  • Русские народные музыкальные инструменты;
  • Культурные традиции родного города;
  • Чем славилась русская изба.

Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Рассказ воспитателя с обсуждением:

  • Как  жили люди на Руси;
  • Как раньше в гости ходили;
  • Из прошлого ложки;
  • Русская изба, чем ты красна;
  • Русская национальная одежда;
  • Русские национальные обрядовые праздники- Масленица и Пасха;
  • Народные игрушки.

Конструирование из бумаги:

  • Скамья (лавка);
  • Стол;
  • Печка;
  • Изба;
  • Театральная афиша.

Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  • Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
  • Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

  • А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина», А.М.Васнецов «Родина», «Стрелецкая слобода», «Старая Москва», «Медведчики (развлечения)».

Книги энциклопедического характера:

  • Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
  • А.М.Васнецов «Родина», Альбом «Народная игрушка».
  • Альбом «Русский самовар».
  • Альбом «Ремёсла наших предков».
  • Альбом «Одежда крестьян».
  • Альбом «Играй, гармонь».
  • Альбом «Письменность на Руси».
  • Альбом «Деревянное зодчество».
  • Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Строительство избы;
  • Иллюстрации глиняных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к пастешкам.

Музыка:

  • Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки»,  «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

  • Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

  • Пляски и игры:

«Заинька», обр. С.Кондратьева;

«Кострома» и  «Казачок», обр. М.Иорданского;

  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными  ложками;

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.
  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность:

  • Рисование:

Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски-франтихи» или «Дымковский конь».

Декоративное по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках».

  • Лепка:

Знакомство с искусством - керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов».

  • Аппликация:

«Укрась Дане сарафан»;

«Театральная афиша».

Самостоятельное художественное творчество:

  • Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  • Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  • Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  • Пение русских народных песенок и попевок.
  • Придумывание пословиц и поговорок.
  • Инсценированное чтение потешек.
  • Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

  1. Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

Методы работы над проектом:

  • Теоретический (анкетирование, беседы, консультации, и пр.)
  • Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
  • Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии)

Реализация проекта:

 Реализация проекта направлена на сохранение народных традиций,

способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.

Первый этап.  Сбор банка данных.

  • Проведение анкетирования среди родителей с   целью выявления                   представлений о традициях и обычаях родного края.
  • С детьми (наблюдения, беседы)

Второй этап.   Разработка проекта. Определение конкретной темы проекта.

  • Обсуждение проблемы с педагогами.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
  • Составление плана реализации проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Наши традиции»
  • Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
  • Проведения консультативных бесед, родительских собраний.
  • Информация в родительских уголках.
  • Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок.

Третий этап.    Работа над реализацией проекта.

  • Взаимодействие ДОУ с краеведческим музеем СОШ №1
  • Взаимодействие ДОУ с библиотекой

Четвёртый этап.     Подведение итогов реализации проекта.

  • НОД «В гостях у хозяюшки» (беседы о предметах старины, о русском быте)
  • Презентация проекта  
  • Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.
  • Опубликование проекта в периодических изданиях.

Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

  • В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,

Мини-музей народной старины «Русская горница»

  • Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам  русской народной культуры, по народным  подвижным играм.
  • Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
  • В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
  • Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России.
  • Основной формой работы  остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и  подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
  • Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
  • В детском саду  регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
  • При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.  

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Тема занятия

ООД

Содержание

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

«Милый край»

Слайдовая презентация достопримечательностей родного края.

        «Наш дом - Россия»

Настольно-печатная игра

А.М.Васнецов «Родина»,

Рассматривание репродукции картины художника

«Русская песня-душа народа»

Концерт : прослушивание и исполнение осенних мотивов

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

«Мои года-мое богатство»

Праздник ко Дню пожилого человека. Воспитание  уважительного отношения к пожилым людям.

«Устное народное творчество в России»;

 «Зайчишка-трусишка»

Ситуативные разговоры, свободное общение: Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики» . Словесная игра  «Скажи по-другому».

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

        Альбом «Письменность на Руси».

Знакомство с  книгами  энциклопедического характера.

«Балалайка, ну-ка заиграй»

Создание условий для творческого общения детей.

Ноябрь

Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки.

Слайдовая презентация. Рассказ с элементами обсуждения на тему «Мастера своего дела»

 «Гончарные мастеровые»

 Просмотр по видео «Гончар». Дидактическая игра «Что как называется?»  Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Ваза для фруктов».

Знакомство с искусством . Керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом.

«Магазин-лавка народных игрушек»;

Сюжетно-ролевая игра.

«Что нам осень принесла?»

 Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

«Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

 «Город мастеров»

Конструирование из строительного материала на тему: «Город мастеров»

П.И.Чайковский «Русская песня»,

Слушание музыкального произведения.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

«Я поведу тебя в музей»

        

Экскурсия в краеведческий музей СОШ №1.Беседа о русских обычаях,традициях.

«Предметы старины»

Организация выставки рисунков.

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

«С новым годом со всем родом»

Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

«Праздник русского валенка»

Организация фотовыставки .Сплочение детского коллектива ,коллектива педагогов, родителей в совместной деятельности.

 «Мастерская городецких художников».

Рассматривание альбомов «Предметы городецкой росписи». Декоративное рисование  по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках».

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок

«Русский самовар».

Обмен опытом, рецептами оздоровления с помощью народных средств.

Февраль

«В гостях у хозяюшки»

Беседы о предметах старины,о русском быте.

Народная вышивка

Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию крестиком.

Русская национальная одежда

Пробуждение интереса к истории и культуре России ,способствовать развитию познавательной активности.

«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

 «Орнамент на фартуке»

Рисование, обводка шаблонов, работа с трафаретом, дорисовывание.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

Загорские и Семёновские матрёшки.

Знакомство спредметам  художественных промыслов. Украшение плоскостного изображения матрёшек,

«Матрешки»

Импровизирование  танца с платками

 «Приходи, весна!», «Жаворонки».

Разучивание закличек.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

  Рассказ воспитателя о прялке.  . Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.

Б.М.Кустодиев «Масленица»;

Рассматривание репродукции

«Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

«В гости к русским мастерам»

Рассматривание посуды Гжельских мастеров. Альбомов декоративно прикладного искусства.

«Сине голубая Гжель» посуда

Художественная деятельность. Выставка детских работ и поделок:

Май

«Гори-гори ясно».

Разучивание русской народной игры.

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

  Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

«А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

«Знахарь»

Беседа о полезных ягодах и травах .Сбор лекарственных трав и ягод.

        Заключение:

В результате проведенной работы  предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.

Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры.  Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики. У них развиты коммуникативные качества, развивается  творчески развитая личность ребенка.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей

вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.

Приложение №3

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

Арина

Бабка Ёжка

Баба Яга

В углы Башмачник

Жмурки

Рождественский сочельник

Два Мороза

Скакалка

Масло

Орешек

С города долой!

Зимние святки

Бабка

Гуськи

Дедушка-рожок

Краской

Прялица

Слепая курица и чулок

Слепой козел

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Масленица

В каравай

Взятие снежной крепости

Водить козла

Горелки

Гори, гори ясно

Горшки

Крута гора

Лапти

Летят- не летят

Пирог

Салки

Салки- догонялки

Салки-мартышки

Салки с мячом

Пятнашки с мячом

Благовещенье

«Ай да птица, что за птица!»

Бабочки и ласточки

В птицы

Воробей

Ворон

Голуби

Жаворонок

Коршун

 Ласточки

Огородник и воробей

Птички

Пчелы

Пчелы и ласточка

Филин и пташки

Вербная неделя

Верба-вербочка

Дед

Захарка

Мосток

Пасха

Игры с яйцами

Чье яйцо дольше покрутится?

Катание яиц с горки

Бой яйцами

Солнышко-ведрышко

Береза

Медом или сахаром

Красная горка

      В круги

      Отгадывание

Лялин день

      Ляля

Егорьев день

    Лошадки

    Пастух и стадо

Троица (Семик)

В кресты

Венок

Водяной

Горячее место

Ерыкальце

Никита-гусятник

В утку

Волк и гуси

Гуси-гуси

Утка и селезень

Заинька

Утица

Уточка

Давид – земляничник

У медведя во бору

Волкв лесу

Медведь

Николай Кочанский

        Капуста

        Плетень

Успение

    Кто с нами?

    Огородник

     Пахари и жнецы

Семенов день

Муха

Охотники и собаки

          Черный жук

Покров

Заря-зарница

Кружева

Молчанка

Пятнашки

У дядюшки Трифона

Кузьма и Демьян

Ворон и куры

Золотые ворота

Кузнецы

Курочки

Царевна

Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

С кочки на кочку

Медведь и пчелы

Солнышко и дождик

Самолеты

Малоподвижные

Море волнуется

Хороводные

Хороводная – огородная

Народные

Олени и пастух

Капуста

Октябрь

Подвижные

Ловишки

Уголки

Лохматый пес

Наседка и цыплята

Малоподвижные

Летает – не летает

Хороводные

Урожайная

Народные

Муха

 Охотники и собаки

Ноябрь

Подвижные

Перелет птиц

Караси и щука

Мышеловка

Зайцы и волк

Малоподвижные

Найди  свой цвет

Хороводные

Найди себе пару

Народные

Гуси летят

Море волнуется

Декабрь

Подвижные

Бездомный заяц

Перебежки

Хитрая лиса

Мыши в кладовой

Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Новогодний хоровод

Народные

Обыкновенные жмурки

 Иголка, нитка, узелок.

Январь

Подвижные

Охотник и зайцы

Кто сделает меньше прыжков

У медведя во бору

Наседка и цыплята  

Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Зимний хоровод

Народные

Пустое место

Два мороза

Февраль

Подвижные

Сделай фигуру

Мы веселые ребята

Лиса в курятнике

Кто скорее добежит до флажка

Малоподвижные

Подбрось - поймай

Хороводные

Мы военные

Народные

Горелки

Пятнашки

Март

Подвижные

Перелет птиц

Затейники

Лохматый пес

Садовник и цветы

Малоподвижные

У кого мяч

Хороводные

Веснянка

Народные

Пастух и стадо

 Салки

Апрель

Подвижные

Не оставайся на полу

Удочка

Ловишки

Пятнашки

Малоподвижные

Мяч через сетку

Хороводные

Пошла Млада за водой

Народные

Гуси-лебеди

 Птички

Май

Подвижные

Классы

Мяч водящему

Серсо

Перебежки

Малоподвижные

Сбей кеглю

Хороводные

Во поле береза стояла  

Народные

Перетягивание каната

 Ручеек

        

        Заключение:

В результате проведенной работы  предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.

Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры.  Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием  музейной педагогики. У них развиты коммуникативные качества, развивается  творчески развитая личность ребенка.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей

вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.

Литература:

1. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством  /Т.А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.

2. Ботякова, О.А. Солнечный круг/О.А.Ботякова. – Санкт-Петербург :     Детство-Пресс», 2003.-192с.

3. Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем -Белгород., 1998.-96с.

4. Забелин, М.И. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия.-Москва, 1993.-268с.

5  Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. Творческий  центр Сфера,Москва 2009.

6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры:  Программа Учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.

7. Кичигин, В.П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.

8. Тихонова, М.В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова – Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.

9. Усова, А.П. Знакомство с народным творчеством. – Москва,1998.

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"

Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...