Сценарий занятия «Вареники для казаков»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кириллова Наталья Леонидовна

Развивать в ребенке нравственные задатки, на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных в предметном мире культуры Кубани, в духовном наследии православия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kaz.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия «Вареники для казаков»

Программное содержание: развивать познавательную активность;

повторить пословицы и поговорки; продолжать формировать умение

работать с тестом (лепка вареников); воспитывать уважение к труду и

казачьим традициям (хлебосольство); готовность к взаимопомощи, к

сотрудничеству; обогащение словаря: хлебосольство.

Предварительная работа: подбор иллюстраций, посвященных хлебу;

чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова, «Голубь и

пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.

Материал: доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;

продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);

фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы; карта картинка с

изображением казаков; колосок.Картинка с изображением колобка

Ход занятия:

Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.

- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.

- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? ( Россия)

- А место, где мы с Вами родились, называется малой Родиной. В каком

городе мы с Вами живем?

- Правильно.

- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного

края»

Жура-Жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля? -

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

- Ребята, как называется наш край? (Краснодарский)

- Верно, называют его Краснодарский край или Кубанский, по названию

реки Кубани.

- Дети, многонационален наш край, наша Кубань. И живут здесь люди

разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев,

армян, греков, татар.

- А как называли наших дальних-дальних предков

- Правильно, казаки. (показ картинки)

Послушайте стихотворение о казаках:

Гордый и лихой народ заслужил себе почет:

Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.

Память предков охраняют, веру в Бога почитают,

Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,

И готов любой казак за Россию постоять.

Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет – удивит любой народ

Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И недаром на Руси всем знакомы казаки.

- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе

- казаках, наших предках, вы сейчас услышали.

-Дети, богат наш Краснодарский край хлебом, овощами, фруктами,подсолнечником.

- И я думаю, вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что

нашу Кубань называют «хлебосольной». Почему ее так называют, как вы

думаете? (Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)

- Верно. Ведь хозяева гостей на Кубани встречают хлебом с солью -поэтому и называют хлебосольной.

А сейчас послушайте загадку:

 Вырос в поле дом, полон дом зерном.

 Стены позолочены, ставни заколочены.

 Ходит он ходуном на столбе золотом

Воспитатель: Что это?

- Правильно, колосок (показ колоска)

-А в колоске находятся зернышки. А какой продукт можно получить из зерна? (Муку)

- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.

- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)

- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.

-А пекли их из ржаной муки.

Под музыку появляется колобок (кукольный театр за ширмой)

Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй колобок! Ребята, куда попал Колобок? И что тебе, непоседа, дома не сидится?

Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и неохота мне.

Воспитатель. Ты, оказывается лодырь! Ребята, давайте Колобку напомним, что народ говорит про бездельников и лентяев:

- «У ленивого хозяина сапоги с ног стянули».

- «Труд кормит, а лень портит».

- «Спящему коту мышь в рот не прибежит»

- «Где лодырь ходит, там земля не родит».

Колобок. Ой, Ой, Ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!

Воспитатель. Да они у нас казачата и поэтому вместе с мамами и

бабушками пробуют всегда лепить вареники. И сейчас тебя научат. Правда, ребята? ( Да)

Колобок. А что для этого надо? У меня ничего нет.

Воспитатель: Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? (Помыть руки).

Ребята, подскажите колобку, зачем надо мыть руки. ( Чтобы они были

чистыми. Чтобы тесто не испачкать)

-Но мы с вами руки уже помыли, поэтому сейчас надеваем фартуки,косыночки.

-А помогать лепить нам будет помощник воспитателя- Лена. Уважаемые

мамы, мы вас тоже приглашаем, вместе с нами лепить вареники.

-Ребята, мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку- сказку

про вареники. Встаньте вокруг стола.

«В одной кубанской станице жила-была казачка. Решила она как-то

вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет.

Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:

-«Мельник, мельник, дай мне муки – вареников налепить да казачат

накормить». Мельник дал ей муки.

Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников

налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в

крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке: «Курочка - хохлатушка,

дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.

Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито муки,

просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто.

Показать тесто готовое.

Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь (дети вместе с

воспитателем, мамами и помощником воспитателя начинают лепить вареники)

Воспитатель: Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы

вареники одинаковые были. Начинку положили, и краешки крепко-крепко

залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали ее там

- Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо сделать?

( правильно, отнести на кухню и сварить) (уносят варить вареники)

-А мы снимем фартуки и помоем руки.

-Ну, вот мы руки и помыли, а пока вареники варятся, мы с вами поиграем:

Физкультминутка:

Пришли трактористы (ходьба на месте)

Землю вспахали (веревочка)

Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)

Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)

В снопы ее собрали (1,2- руки в сторону; 3,4 – обхватить себя)

Обмолотили (рубят топором)

На мельницу отвезли (рулят)

Муку смололи (круговые движения руками)

Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать).

- Дети, а вы знаете, с чем едят вареники с творогом (сметана)

- А с картошкой (с пассированным на растительном масле луком)

- А с фруктами и ягодами (их посыпают сахаром)

- Воспитатель. Ребята назовите сказки, в которых встречаются различные

хлебобулочные изделия («Колобок», «Машенька и Медведь», «Гуси-лебеди»,

«Красная шапочка», «Царевна лягушка»)

-Ребята, вареники уже сварились! Будем накрывать столы. И ты, Колобок,

к нам присоединяйся.

Колобок. Спасибо, ребята. Я и так уже у вас задержался. Дедушка с

бабушкой волнуются. И пока не знают, что я теперь и сам смогу налепить

вареников. Вы меня много научили. Мне стыдно за то, что был ленивым и

убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я

побежал! До свидания, ребята!

Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали

про нашу малую Родину, про наш родной край!

Хороши кубанские просторы,

Плодородная щедрая земля,

нивы необъятные, как море,

Край казачий - Родина моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации .

Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации . Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знаком...

Музыкально-тематическое занятие "Песни Воронежских казаков"

Тема: «Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края»Конспект  тематического занятия «Песни Воронежских казаков»Цель: Воспита...

Сценарий День вареника

Сценарий развлечения...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий праздника. Казачьи посиделки «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает».в подготовительной группе

Цель:Формирование у воспитанников чувства любви к малой Родине.Задачи:- Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества, с историческим прошлым родног...

Сценарий развлечения «Встреча с казаками.»

Дорогим гостям на Руси всегда были рады. Казак – это защитник, воин. Казаки люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые....

Сценарий спортивного развлечения "Донские казаки"

Сценарий спортивного развлечения "Донские казаки" (для разновозрастой группы с ОВЗ)...