Сценарий занятия «Вареники для казаков»
методическая разработка (подготовительная группа)
Развивать в ребенке нравственные задатки, на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных в предметном мире культуры Кубани, в духовном наследии православия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия «Вареники для казаков»
Программное содержание: развивать познавательную активность;
повторить пословицы и поговорки; продолжать формировать умение
работать с тестом (лепка вареников); воспитывать уважение к труду и
казачьим традициям (хлебосольство); готовность к взаимопомощи, к
сотрудничеству; обогащение словаря: хлебосольство.
Предварительная работа: подбор иллюстраций, посвященных хлебу;
чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова, «Голубь и
пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.
Материал: доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;
продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);
фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы; карта картинка с
изображением казаков; колосок.Картинка с изображением колобка
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.
- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.
- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? ( Россия)
- А место, где мы с Вами родились, называется малой Родиной. В каком
городе мы с Вами живем?
- Правильно.
- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного
края»
Жура-Жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края.
- Ребята, как называется наш край? (Краснодарский)
- Верно, называют его Краснодарский край или Кубанский, по названию
реки Кубани.
- Дети, многонационален наш край, наша Кубань. И живут здесь люди
разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев,
армян, греков, татар.
- А как называли наших дальних-дальних предков
- Правильно, казаки. (показ картинки)
Послушайте стихотворение о казаках:
Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.
Память предков охраняют, веру в Бога почитают,
Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – удивит любой народ
Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный род казачий очень гордый.
И недаром на Руси всем знакомы казаки.
- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе
- казаках, наших предках, вы сейчас услышали.
-Дети, богат наш Краснодарский край хлебом, овощами, фруктами,подсолнечником.
- И я думаю, вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что
нашу Кубань называют «хлебосольной». Почему ее так называют, как вы
думаете? (Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)
- Верно. Ведь хозяева гостей на Кубани встречают хлебом с солью -поэтому и называют хлебосольной.
А сейчас послушайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит он ходуном на столбе золотом
Воспитатель: Что это?
- Правильно, колосок (показ колоска)
-А в колоске находятся зернышки. А какой продукт можно получить из зерна? (Муку)
- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.
- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)
- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.
-А пекли их из ржаной муки.
Под музыку появляется колобок (кукольный театр за ширмой)
Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки. Ой, а куда это я попал?
Воспитатель. Здравствуй колобок! Ребята, куда попал Колобок? И что тебе, непоседа, дома не сидится?
Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и неохота мне.
Воспитатель. Ты, оказывается лодырь! Ребята, давайте Колобку напомним, что народ говорит про бездельников и лентяев:
- «У ленивого хозяина сапоги с ног стянули».
- «Труд кормит, а лень портит».
- «Спящему коту мышь в рот не прибежит»
- «Где лодырь ходит, там земля не родит».
Колобок. Ой, Ой, Ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!
Воспитатель. Да они у нас казачата и поэтому вместе с мамами и
бабушками пробуют всегда лепить вареники. И сейчас тебя научат. Правда, ребята? ( Да)
Колобок. А что для этого надо? У меня ничего нет.
Воспитатель: Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? (Помыть руки).
Ребята, подскажите колобку, зачем надо мыть руки. ( Чтобы они были
чистыми. Чтобы тесто не испачкать)
-Но мы с вами руки уже помыли, поэтому сейчас надеваем фартуки,косыночки.
-А помогать лепить нам будет помощник воспитателя- Лена. Уважаемые
мамы, мы вас тоже приглашаем, вместе с нами лепить вареники.
-Ребята, мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку- сказку
про вареники. Встаньте вокруг стола.
«В одной кубанской станице жила-была казачка. Решила она как-то
вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет.
Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:
-«Мельник, мельник, дай мне муки – вареников налепить да казачат
накормить». Мельник дал ей муки.
Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников
налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в
крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке: «Курочка - хохлатушка,
дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.
Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито муки,
просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто.
Показать тесто готовое.
Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь (дети вместе с
воспитателем, мамами и помощником воспитателя начинают лепить вареники)
Воспитатель: Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы
вареники одинаковые были. Начинку положили, и краешки крепко-крепко
залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали ее там
- Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо сделать?
( правильно, отнести на кухню и сварить) (уносят варить вареники)
-А мы снимем фартуки и помоем руки.
-Ну, вот мы руки и помыли, а пока вареники варятся, мы с вами поиграем:
Физкультминутка:
Пришли трактористы (ходьба на месте)
Землю вспахали (веревочка)
Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)
Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)
В снопы ее собрали (1,2- руки в сторону; 3,4 – обхватить себя)
Обмолотили (рубят топором)
На мельницу отвезли (рулят)
Муку смололи (круговые движения руками)
Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать).
- Дети, а вы знаете, с чем едят вареники с творогом (сметана)
- А с картошкой (с пассированным на растительном масле луком)
- А с фруктами и ягодами (их посыпают сахаром)
- Воспитатель. Ребята назовите сказки, в которых встречаются различные
хлебобулочные изделия («Колобок», «Машенька и Медведь», «Гуси-лебеди»,
«Красная шапочка», «Царевна лягушка»)
-Ребята, вареники уже сварились! Будем накрывать столы. И ты, Колобок,
к нам присоединяйся.
Колобок. Спасибо, ребята. Я и так уже у вас задержался. Дедушка с
бабушкой волнуются. И пока не знают, что я теперь и сам смогу налепить
вареников. Вы меня много научили. Мне стыдно за то, что был ленивым и
убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я
побежал! До свидания, ребята!
Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали
про нашу малую Родину, про наш родной край!
Хороши кубанские просторы,
Плодородная щедрая земля,
нивы необъятные, как море,
Край казачий - Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации .
Музыкально –тематическое занятие : «Кто такие казаки?»с показом презентации . Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знаком...

Музыкально-тематическое занятие "Песни Воронежских казаков"
Тема: «Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края»Конспект тематического занятия «Песни Воронежских казаков»Цель: Воспита...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий праздника. Казачьи посиделки «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает».в подготовительной группе
Цель:Формирование у воспитанников чувства любви к малой Родине.Задачи:- Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества, с историческим прошлым родног...

Сценарий развлечения «Встреча с казаками.»
Дорогим гостям на Руси всегда были рады. Казак – это защитник, воин. Казаки люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые....

Сценарий спортивного развлечения "Донские казаки"
Сценарий спортивного развлечения "Донские казаки" (для разновозрастой группы с ОВЗ)...

