Выступление на семинаре-практикуме «Смоленские украсы» – часть национальной культуры Российского народа
материал
С 1 сентября 2024 года наш детский сад присоединился к инновационной площадке, которая носит название «Воспитательный потенциал искусства и художественного творчества для приобщения детей к традиционным ценностям». Научный руководитель данной площадки Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Смоленские украсы» – часть национальной культуры Российского народа
Казакова Л.И.
Слайд 1 титульный
С 1 сентября 2024 года наш детский сад присоединился к инновационной площадке, которая носит название «Воспитательный потенциал искусства и художественного творчества для приобщения детей к традиционным ценностям».
Научный руководитель данной площадки Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук.
Слайд 2
Тема на сегодняшний день крайне актуальная. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314 гласит: «Основой государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения является «сохранение традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создание условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям».
Слайд 3 (не читаем)
Задачи инновационной площадки
Развитие творческого потенциала детей. Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка через искусство и художественное творчество.
Формирование ценностных ориентиров. Помощь детям в осознании и принятии традиционных ценностей через художественные образы и сюжеты.
Воспитание эстетического вкуса. Развитие способности детей к восприятию и пониманию красоты в искусстве и повседневной жизни.
Социализация детей. Использование искусства и художественного творчества как средства общения и взаимодействия между детьми.
Поддержка талантливых детей. Выявление и поддержка одарённых детей в области искусства и художественного творчества.
Воспитание любви к культуре и истории. Приобщение детей к культурному наследию и истории через искусство.
Формирование навыков критического мышления. Развитие у детей способности анализировать художественные произведения и выражать своё мнение.
Наша работа началась с того, что мы составили Дорожную карту по изучению традиционных занятий жителей Смоленской области на один учебный год для детей подготовительных групп.
Одним из ключевых условий его реализации стало тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем нашего города.
Слайд 4
Уже третий год дети посещают музей нашего детского сада, где они осваивают дополнительную образовательную программу «Светлица». Поэтому дошкольники уже имеют базовые знания о традициях русского народа, его укладе и быте.
В этом году главной целью нашей работы стало более углубленное изучение Смоленской вышивки, известной как «смоленские украсы».
Слайд 5
Путешествие в мир смоленских украсов началось, конечно же, с увлекательной беседы о национальном костюме. Ведь национальная одежда – это настоящая книга, которая может рассказать нам много интересного о традициях, обычаях и истории нашего народа.
Продолжением этой темы стало интерактивное занятие «Алёнушкин сарафан» в историко-краеведческом музее. Дети с большим интересом познакомились с этнографической выставкой, где они смогли глубже понять особенности смоленского народного костюма: изучить украшения рубах и сарафанов, увидеть различия между девичьим и женским головным убором, отличия мужского и женского костюмов.
Слайд 6
Особое внимание было уделено льну – главной культуре, используемой для производства тканей нашей области. Об этом детям поведала кукла Лина, одетая в народный костюм Смоленской земли. Ее имя произошло от слова «лён», что подчеркивает особую роль этого растения в жизни нашего региона.
Слайд 7
Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Это подтверждает геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземельческие представления об устройстве мира. Основным элементом смоленских украсов является ромб - символ жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки – древний символ засеянного поля. Об этом детям также поведала кукла Лина. Она же пригласила детей в творческую мастерскую. И началась активная работа:
Слайд 10
- мы изучили форму «Смоленского украса» и рисовали узоры в полосе. Затем мы перенесли эти узоры на сарафаны и рубахи. Кроме того, смоленским украсом мы расписали деревянные досочки.
Слайд 11
- пробовали вышивать. Здесь стоит отметить, что процесс вышивания не следует навязывать детям. Мы можем организовать его следующим образом: воспитатель садится и начинает вышивать, а дети подходят и смотрят. Некоторые девочки так заинтересовались этим занятием, что сами захотели попробовать. И у них это замечательно получилось.
Слайд 12
В процессе работы мы не ограничились исследованием только смоленского костюма и его украшений. Мы углубились в изучение «Волшебного мира глины», создав тарелочки с красочными орнаментами. Также мы познакомились с изделиями из бересты и деревянной посудой.
Слайд 13
Кроме работы с детьми в музее детского сада мы в этом году все праздничные мероприятия стараемся связать с русской культурой и традиционными героями русских сказок, что также является элементом воспитательного потенциала искусства.
4 ноября в гости к ребятам приходила Василиса Премудрая, Новый год мы встречали с героями сказок Александра Сергеевича Пушкина, 23 февраля Баба Яга провожала Лешего в армию. А смоленская сказка «Красненький петушок» в исполнении педагогов нашего детского сада вызвала у детей бурю эмоций.
Слайд 14
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст уже не маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».
Конспект занятия по региональному компоненту...

Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям....

Сценарий фестиваля национальных культур "Дружба народов"
Фестиваль проводится с детьми 4-7 лет в рамках празднования Дня народного единства (4 ноября)....

Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.
в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...

Выступление на семинаре - практикуме "Формирование экологической культуры дошкольников" по теме "Экологическая сказка".
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр с объектами и явлениями окружающей действит...

