Конспект педагогического мероприятия с детьми на тему:"Как дети помогли Иненармунь вернуть солнце людям" ( старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Дьякова Елена Александровна

Данное педагогическое мероприятие с детьми представлено в форме квест-игры с использованием регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_meropriyayatie_selyakinoy_e.a.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №127 комбинированного вида»

г.о. Саранск

Тема: «Как дети помогли Великой птице мордовского народа, Иненармунь, вернуть Солнце людям»

(старший дошкольный возраст)

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад 127 комбинированного вида»

Дьякова Елена Александровна,

eselyakina@inbox.ru

+79510559390

Саранск, 2025

Тема: «Как дети помогли Великой птице мордовского народа, Иненармунь, вернуть Солнце людям»

Цель: знакомство дошкольников с мифологией мордовского народа посредством квест-игры на основе произведений собственного сочинения.

Задачи:

 Образовательные:

1. Формировать у дошкольников представление о мифических героях мордовского народа на основе произведений собственного сочинения.

2. Формировать навык выполнения проблемного задания на основе квест-игры.

3. Обогащать словарь детей новыми мордовскими словами: Вирява, Ведява, Норовава, Кудава, Мекшава, Иненармунь.

Развивающие:

1. Развивать интерес дошкольников к историческому прошлому мордовского народа

2. Развивать волевые качества и целеустремлённость.

3. Развивать интерес к изучению мордовского (эрзя)

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей положительное отношение к героям мордовской мифологии.
  2. Воспитывать у детей навыки коллективного сотрудничества.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Виды детской деятельности: коммуникативнаядвигательная, игровая, познавательно-исследовательская.

Активизация словаря: щумбратадо, миф, Иненармунь, Вирява, Ведява, Норовава, Мекшава, Кудава.

Оборудование: кукла- помощница, разрезные части солярного знака, магнитная доска, Кукла Ведява, голубое полотно (река), колыбель, корзина с овощами и фруктами, ёлка, печка, улей, обручи, маски для детей «Пчёлки», пустые мешочки для оберегов, крупы: пшено, гречка, фасоль, пшеница, чеснок, одноразовые тарелки и ложки.

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, видеоматериалы, музыкальное оформление.

Слайд 1                                           Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в зал под спокойную мордовскую мелодию и встают полукругом. Зал оформлен в мордовской тематике. Воспитатель в роли Иненармунь встречает детей словами:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,

                        Всех приветствую вас я!

                        Шумбратадо, эйкакшт ды инжеть!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всех по - мордовски и скажем «Шумбрачи»

Дети: Шумбрачи.

Воспитатель: Я хочу с вами познакомимся,

                        А в этом мне поможет моя помощница,

                        Знакомьтесь, это – Алдунья.

                        Вы эту куколку за ручку возьмите

                        И имя своё нам назовите.

                        Итак, меня зовут Елена Александровна.

(дети по очереди берут куклу за ручку и называют свои имена, Алдуня приветствует детей по-мордовски).

Воспитатель: Мне и Алдунье очень приятно с вами познакомиться. Она посидит у нас в сторонке и понаблюдает за нами сегодня. Вы не против?

 (дети присаживаются на стульчики)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Дети, сели все красиво. Я предлагаю поиграть в игру. Она называется «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Наша страна называется…(Россия)

Мы живем в республике…(Мордовия)

Столица России…(Москва)

Главный город Республики Мордовия…(Саранск)

В Мордовии живут национальности… (Мордва, русские, татары…)

Все народы живут …(Дружно)

Воспитатель: Все молодцы, справились хорошо. Вы, наверное,  заметили, что я сегодня в необычном наряде. А кто я, вы узнаете, если послушаете  

один интересный миф о том, как зародилась мордовская земля.

Слайд 2.

(звучит спокойная мордовская мелодия) мелодия

                                          Миф о создании Земли.

Когда –то, очень давно жила Великая птица – Ине нармунь.

 Жила это птица на Великом дереве. И вот свила эта птица гнездо, и

Первое яйцо разбилось.

Из верхней части скорлупы образовалось небо, а из нижней части –земля, из желтка – солнце, а из белка – месяц. Затем из яиц, снесённых этой птицей, появляются боги, животные, народы.

Вы догадались, кто я? (дети отвечают «птица»)

Иненармунь: Мои дорогие, сегодня к вам прилетела Великая птица мордовского народа – Иненармунь. Я хочу попросить у вас помощи. Наступила весна на мордовской земле. Но снег не спешит таять. Как вы думаете, чего не хватает, чтобы он побыстрее растаял?

Дети: Солнца и тепла.

Слайд 3.

 Иненармунь: Верно. Символом Солнца у мордовского народа является солярный знак. Это восьмиконечная звезда. Мы его можем увидеть на госудаственном флаге Республики Мордовия.

 Но случилось несчастье. Мордовские богини поссорились между собой и не смогли поделить солнце. Из- за этого оно распалось на несколько частиц и разлетелось по всей мордовской земле.

Дети, вы поможете мне собрать эти частицы, чтобы Солнце снова вернулось к людям и наступила настоящая весна?

Дети: Да.

Иненармунь: Тогда не будем задерживаться. Отправляемся в путь. А укажет его моё путеводное пёрышко.

Слайд 4 

(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)

Слайд 5.  

(На экране появляется картинка леса )

Иненармунь: Дети, посмотрите, где мы находимся сейчас?

Дети: В лесу.

Слайд 6.

(На экране появляется Вирява)

Вирява: Я -  лесная богиня Вирява!

                Жителям леса я помогаю,

                От злых людей его оберегаю.

                Сказки очень послушать люблю,

                И поэтому задание вам даю.

                Сказку чудесную мне расскажите,

                Частицу Солнца свою получите

                И по делам своим дальше спешите.

Иненармунь: Дети, Вирява просит рассказать ей сказку. Давайте это сделаем. Но сказку не простую, а без конца. Я вам её расскажу, а вы должны будете закончить её. Слушайте внимательно.

Слайд 7. (звучит спокойная мелодия)

Сказка «Два зайца»

Жили в лесу два зайца. Один заяц всего боялся, был трусливым. Услышит шорох в лесу, сразу прятался в кустах. Сломается ветка, так у зайца сердце в пятки уходило.

А другой заяц, наоборот, никого и ничего не боялся. Наоборот. вёл себя храбро.

И вот однажды бежал трусливый заяц по лесу, а навстречу ему волк. Заяц от страха весь трясётся, ну, всё, думает, наверное, конец.

Но тут откуда ни возьмись……

Иненармунь: Как вы думаете, что же произошло дальше?

(спрашиваю 2-3 детей)

Иненармунь: Молодцы, очень хороший и добрый конец вы придумали. Мне он понравился. Как вы думаете, понравилась наша сказка Виряве?

Слайд 8.

(на экране появляется Вирява)

Вирява: Вы, большие молодцы!

                Сказка мне понравилась.

                Дети, под ёлочку вы загляните,

                Частичку Солнца там найдите.

Иненармунь:… посмотри , есть под ёлочкой наша частичка?

(ребёнок достаёт из-под ёлки частичку знака) Можешь прикрепить её к магнитной доске. Ну а нам пора в путь.

Слайд 9.

(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)

Слайд 10.

На экране появляется картинка реки или озера)

Иненармунь: Посмотрите, где мы оказались?

Дети: Это река (озеро, пруд)

Иненармунь: Верно, это река. Дети, я предлагаю вам разыграть небольшой этюд «Неспокойная река Мокша», как на ней шумят волны, вода плещется о берега.

 (попросить детей взять полотно в руки и изобразить волны на реке)

Посмотрите, какая она неспокойная, нам через неё никак не перейти.

Слайд 11

(на экране появляется Ведява)

Ведява: Я – богиня воды, Ведява!

              В реках, озёрах живу я давно,

              Жителям добрым я помогаю,

              Я добрая девушка знают все, но

              Сон мой пропал и заснуть не могу я,

              Помощь мне ваша очень нужна,

              Колыбельная ваша для меня так важна!

             А в благодарность верну Солнца частицу.

             И пусть в наш край весна возвратится.

Иненармунь: Дети, поможем Ведяве? Давайте я спою ей колыбельную песню. А ……. покачает Ведяву в колыбельке.

( выбираю одну девочку, она качает куклу) Звучит спокойная мелодия.

Слайд 12.    Колыбельная Ведяве:

                                          Спи, усни Ведява,

                                         Засыпай богиня.

                                         Пусть тебе приснится

                                         Чистая водица.

                                         Инерка и Мокша,

                                         Сура и Алатырь.

                                        Спи скорее. засыпай,

                                        Водный мир свой охраняй.

Слайд 13.  

( на экране появляется Ведява)

Ведява: Вам спасибо говорю,

               От души благодарю!

               В колыбельку загляните,

                Солнца частичку там найдите.

Иненармунь: Ну вот, Ведява заснула наконец. ……, загляни пожалуйста в колыбельку, найди частичку Солца. Можешь прикрпить её к доске. А нам пора отправляться дальше.

Слайд 14.

(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)

Слайд 15.

На экране появляется картинка пасеки)

Иненармунь: Как вы думаете, где мы оказались?

Дети: На пасеке (если затрудняются ответить, воспитатель подсказывает).

Иненармунь: Верно, это пасека. и тут живёт очень много пчёл.

Слайд 16.

(на экране появляется богиня пчёл Мекшава)

Мекшава: Я – богиня пчёл, Мекшава!

                  Сладкий мёд я вам даю,

                  Над цветами всё летаю

                  И на пасеке живу.

                  За работой пчёл слежу я.

                  С утра до вечера в делах.

                  В игру мою вы поиграйте,

                  Частицу Солнца получайте.

Иненармунь: Дети, ну что поиграем в игру? (дети надевают маски пчел)

Слайд 17.

Подвижная игра «Пчёлы в ульях»

Мы на пасеке живём.

Любим мёд мы собирать.

Только вечер настаёт,

В ульи прячемся опять.

(пока звучит музыка, дети- пчёлы двигаются по залу. Летают. Жужжат, собирают мёд, как только музыка останавливается, они летят в свои улья (обручи)

(Звучит мелодия)

Слайд 18.

(на экране появляется богиня пчёл Мекшава)

Мекшава: Вот так дети, молодцы!

                  Порезвились от души!

                  В улей мой вы загляните

                  И частичку там найдите.

Иненармунь: ……, загляни пожалуйста в улей, посмотри, есть там частичка Солнца? (ребёнок достаёт частичку) Молодец, прикрепи её пожалуйста к доске. Ну вот мы получили ещё одну частичку Солнца. Отправляемся дальше.

Слайд 19.

(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)

Слайд 20.

На экране появляется картинка огорода)

Иненармунь: Кто отгадает, куда мы все попали?

Дети: В огород.

Слайд 21.

(на экране появляется богиня урожая Норовава)

Норовава: Я – богиня урожая,

                  Осень очень я люблю.

                  Для мордвы я – Норовава,

                  Урожай всем вам дарю.

                  Фрукты, овощи на грядках,

                  Вырастить помочь я рада.

                  Вам верну частицу солнца.

                  Если отгадаете загадки.

Иненармунь: Дети, вы готовы отгадать загадки, которые нам приготовила богиня урожая?  (беру в руки корзину с овощами и фруктами)

Тогда слушаем внимательно, и, если знаете ответ, поднимите руку и найдите отгадку в корзине.

Слайд 22.

Загадки: 1. Рос на грядке молодец.

                     Наш зелёный…. (Огурец)

                 2.В щах с нею густо.

                 Если в них …( капуста)

                  3.   Под землёй расту, друзья,

                   А со мной моя семья

                   Ты копни немножко,

                    Появится … ( картошка)

     

      4. Расту в саду на ветке я, не очень высоко,

         Красивое, румяное … (яблоко)

5. Формы необычной я,

           Отгадайте- ка, друзья!

           Сдадкий, сочный, ну ка скушай!

           Фрукт на ветке, это… (груша)

Слайд 23:

(на экране появляется Норовава)

Норовава: Чудные ребятки!

                    Отгадали все загадки!

                    Вы в корзину загляните.

                    Солнца частичку там вы найдите.

Иненармунь: ….., помоги пожалуйста, посмотри есть ли в корзине наша частичка? (ребёнок достаёт из корзины частичку). Прикрепи её к доске. Спасибо. Дети, нам Пора в путь.

Слайд 24.

(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)

Слайд 25.

На экране появляется картинка деревенской избы)

Иненармунь: Как вы думаете, дети, где мы с вами находимся?

Дети: В деревенской избе.

Иненармунь: Правильно.

Слайд 26.

(на экране появляется богиня дома – Кудава)

Кудава: Я – богиня дома, Кудава!

                Для вас, людей. невидима бываю,

                Но всё же дом ваш я оберегаю,

                От всех несчастий помогаю,

                Болезни от детей я отгоняю.

                И вам, дорогие, я помогу.

                Вот оберег для вашего дома,

                Его изготовите вы очень легко!

                Домой его с собою заберите,

                В укромном месте положите.

                Будет вас он защищать

                И во всём вам помогать.

Иненармунь: Дети, давайте мы присядем за столы и изготовим оберег, про который говорила Кудава. А что такое оберег? (это слово произошло от слова «оберегать», «защищать»). Мордовский народ всегда мастерили обереги, чтобы в доме был уют и достаток, чтобы никто не болел, он охранял домочадцев от злых сил.

Посмотрите, у вас на столах лежат пустые мешочки. В них можно положить разную крупу. каждая крупа несла своё значение в обереге. Гречка- здоровье, рожь – мир и лад в семье, пшеница, пшено и фасоль – символ богатства, горох – дружба, общение, чеснок – от злых сил.

Давайте приступим.

Слайд 27.

(звучит спокойная мордовская мелодия, дети наполнят свои обереги крупами при помощи ложек. а в конце затягивают тесёмочки )

Иненармунь: Ну вот ваши обереги и готовы. Можете забрать их домой, отдать родителям, или самим положить их в укромное место.

Слайд 28.

( на экране появляется богиня дома Кудава)

Кудава: Обереги хороши!

               Постарались от души.

               В печку, дети, загляните,

               Солнца частичку там вы найдите.

Иненармунь: …, помоги мне пожалуйста, пойдём заглянем под печку и посмотрим, там ли частица Солнца. ( ребёнок достаёт из- под печки  частицу)

 Дети, вот мы и нашли последнюю частичку Солнца. Давайте попробуем соединить все частички вместе.

(Дети соединят все части на магнитной доске)

Молодцы, всё верно собрали. Что у вас получилось? (восьмиконечная звезда, солярный знак, символ Солнца мордовского народа)

 Слайд 29.

Иненармунь: Огромное спасибо вам, мои дорогие помощники, что помогли мне найти все частички Солнца. Теперь Солнце вернётся на своё место и осветит своими тёплыми лучами нашу Землю.

(дети присаживаются на стульчики)

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, скажите, Вам понравилось наше занятие? Кто к вам приходил сегодня на занятие? (птица Иненармунь, кукла Алдунья)

А где вы побывали сегодня вместе с Иненармунь? С какими мордовскими богинями познакомились? Кто вам больше всех запомнился? А что вам больше всего понравилось делать?

Итог занятия

Я тоже рада, что вам понравилось сегодняшнее занятие. Все вы молодцы! Все хорошо и активно работали.

На этом наше занятие подошло к концу. Мы с Алдуньей говорим всем вам Сюкпря! Спасибо!  До свидания! Вастомазонок!

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы по теме «Учитель»

Цель: Уточнение, систематизация и закрепление знаний детей о профессии учитель.Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»: - формировать представления детей о профессии учит...

Педагогическое мероприятие с детьми по экспериментированию для детей старшей группы по теме : "Волшебное зеркало"

Педагогоческое мероприятие с детьми по экспериментальной деятельности для детей старшей группы по теме: "Волшебное зеркало"...

План - конспект педагогического мероприятия с детьми по теме: «Как мы готовимся к зиме? Запасы ягод».

Педагогическое мероприятие с детьмиТема: «Как мы готовимся  к зиме? Запасы ягод».Возраст детей: подготовительная к школе группаОбразовательные области: «Познавательно развитие&r...

Конспект педагогического мероприятия с детьми на тему " Весна пришла . Бабочки прилетели .

Цель педагогического мероприятия :  активизация речевой активности детей дошкольного возраста в процессе творчества с камешками Марблс. Активизировать словарь детей....