Конспект педагогического мероприятия с детьми на тему:"Как дети помогли Иненармунь вернуть солнце людям" ( старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное педагогическое мероприятие с детьми представлено в форме квест-игры с использованием регионального компонента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №127 комбинированного вида»
г.о. Саранск
Тема: «Как дети помогли Великой птице мордовского народа, Иненармунь, вернуть Солнце людям»
(старший дошкольный возраст)
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад 127 комбинированного вида»
Дьякова Елена Александровна,
+79510559390
Саранск, 2025
Тема: «Как дети помогли Великой птице мордовского народа, Иненармунь, вернуть Солнце людям»
Цель: знакомство дошкольников с мифологией мордовского народа посредством квест-игры на основе произведений собственного сочинения.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у дошкольников представление о мифических героях мордовского народа на основе произведений собственного сочинения.
2. Формировать навык выполнения проблемного задания на основе квест-игры.
3. Обогащать словарь детей новыми мордовскими словами: Вирява, Ведява, Норовава, Кудава, Мекшава, Иненармунь.
Развивающие:
1. Развивать интерес дошкольников к историческому прошлому мордовского народа
2. Развивать волевые качества и целеустремлённость.
3. Развивать интерес к изучению мордовского (эрзя)
Воспитательные:
- Воспитывать у детей положительное отношение к героям мордовской мифологии.
- Воспитывать у детей навыки коллективного сотрудничества.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская.
Активизация словаря: щумбратадо, миф, Иненармунь, Вирява, Ведява, Норовава, Мекшава, Кудава.
Оборудование: кукла- помощница, разрезные части солярного знака, магнитная доска, Кукла Ведява, голубое полотно (река), колыбель, корзина с овощами и фруктами, ёлка, печка, улей, обручи, маски для детей «Пчёлки», пустые мешочки для оберегов, крупы: пшено, гречка, фасоль, пшеница, чеснок, одноразовые тарелки и ложки.
Мультимедийное оборудование: проектор, экран, видеоматериалы, музыкальное оформление.
Слайд 1 Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети заходят в зал под спокойную мордовскую мелодию и встают полукругом. Зал оформлен в мордовской тематике. Воспитатель в роли Иненармунь встречает детей словами:
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,
Всех приветствую вас я!
Шумбратадо, эйкакшт ды инжеть!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всех по - мордовски и скажем «Шумбрачи»
Дети: Шумбрачи.
Воспитатель: Я хочу с вами познакомимся,
А в этом мне поможет моя помощница,
Знакомьтесь, это – Алдунья.
Вы эту куколку за ручку возьмите
И имя своё нам назовите.
Итак, меня зовут Елена Александровна.
(дети по очереди берут куклу за ручку и называют свои имена, Алдуня приветствует детей по-мордовски).
Воспитатель: Мне и Алдунье очень приятно с вами познакомиться. Она посидит у нас в сторонке и понаблюдает за нами сегодня. Вы не против?
(дети присаживаются на стульчики)
- Основная часть.
Воспитатель: Дети, сели все красиво. Я предлагаю поиграть в игру. Она называется «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Наша страна называется…(Россия)
Мы живем в республике…(Мордовия)
Столица России…(Москва)
Главный город Республики Мордовия…(Саранск)
В Мордовии живут национальности… (Мордва, русские, татары…)
Все народы живут …(Дружно)
Воспитатель: Все молодцы, справились хорошо. Вы, наверное, заметили, что я сегодня в необычном наряде. А кто я, вы узнаете, если послушаете
один интересный миф о том, как зародилась мордовская земля.
Слайд 2.
(звучит спокойная мордовская мелодия) мелодия
Миф о создании Земли.
Когда –то, очень давно жила Великая птица – Ине нармунь.
Жила это птица на Великом дереве. И вот свила эта птица гнездо, и
Первое яйцо разбилось.
Из верхней части скорлупы образовалось небо, а из нижней части –земля, из желтка – солнце, а из белка – месяц. Затем из яиц, снесённых этой птицей, появляются боги, животные, народы.
Вы догадались, кто я? (дети отвечают «птица»)
Иненармунь: Мои дорогие, сегодня к вам прилетела Великая птица мордовского народа – Иненармунь. Я хочу попросить у вас помощи. Наступила весна на мордовской земле. Но снег не спешит таять. Как вы думаете, чего не хватает, чтобы он побыстрее растаял?
Дети: Солнца и тепла.
Слайд 3.
Иненармунь: Верно. Символом Солнца у мордовского народа является солярный знак. Это восьмиконечная звезда. Мы его можем увидеть на госудаственном флаге Республики Мордовия.
Но случилось несчастье. Мордовские богини поссорились между собой и не смогли поделить солнце. Из- за этого оно распалось на несколько частиц и разлетелось по всей мордовской земле.
Дети, вы поможете мне собрать эти частицы, чтобы Солнце снова вернулось к людям и наступила настоящая весна?
Дети: Да.
Иненармунь: Тогда не будем задерживаться. Отправляемся в путь. А укажет его моё путеводное пёрышко.
Слайд 4
(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)
Слайд 5.
(На экране появляется картинка леса )
Иненармунь: Дети, посмотрите, где мы находимся сейчас?
Дети: В лесу.
Слайд 6.
(На экране появляется Вирява)
Вирява: Я - лесная богиня Вирява!
Жителям леса я помогаю,
От злых людей его оберегаю.
Сказки очень послушать люблю,
И поэтому задание вам даю.
Сказку чудесную мне расскажите,
Частицу Солнца свою получите
И по делам своим дальше спешите.
Иненармунь: Дети, Вирява просит рассказать ей сказку. Давайте это сделаем. Но сказку не простую, а без конца. Я вам её расскажу, а вы должны будете закончить её. Слушайте внимательно.
Слайд 7. (звучит спокойная мелодия)
Сказка «Два зайца»
Жили в лесу два зайца. Один заяц всего боялся, был трусливым. Услышит шорох в лесу, сразу прятался в кустах. Сломается ветка, так у зайца сердце в пятки уходило.
А другой заяц, наоборот, никого и ничего не боялся. Наоборот. вёл себя храбро.
И вот однажды бежал трусливый заяц по лесу, а навстречу ему волк. Заяц от страха весь трясётся, ну, всё, думает, наверное, конец.
Но тут откуда ни возьмись……
Иненармунь: Как вы думаете, что же произошло дальше?
(спрашиваю 2-3 детей)
Иненармунь: Молодцы, очень хороший и добрый конец вы придумали. Мне он понравился. Как вы думаете, понравилась наша сказка Виряве?
Слайд 8.
(на экране появляется Вирява)
Вирява: Вы, большие молодцы!
Сказка мне понравилась.
Дети, под ёлочку вы загляните,
Частичку Солнца там найдите.
Иненармунь:… посмотри , есть под ёлочкой наша частичка?
(ребёнок достаёт из-под ёлки частичку знака) Можешь прикрепить её к магнитной доске. Ну а нам пора в путь.
Слайд 9.
(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)
Слайд 10.
На экране появляется картинка реки или озера)
Иненармунь: Посмотрите, где мы оказались?
Дети: Это река (озеро, пруд)
Иненармунь: Верно, это река. Дети, я предлагаю вам разыграть небольшой этюд «Неспокойная река Мокша», как на ней шумят волны, вода плещется о берега.
(попросить детей взять полотно в руки и изобразить волны на реке)
Посмотрите, какая она неспокойная, нам через неё никак не перейти.
Слайд 11
(на экране появляется Ведява)
Ведява: Я – богиня воды, Ведява!
В реках, озёрах живу я давно,
Жителям добрым я помогаю,
Я добрая девушка знают все, но
Сон мой пропал и заснуть не могу я,
Помощь мне ваша очень нужна,
Колыбельная ваша для меня так важна!
А в благодарность верну Солнца частицу.
И пусть в наш край весна возвратится.
Иненармунь: Дети, поможем Ведяве? Давайте я спою ей колыбельную песню. А ……. покачает Ведяву в колыбельке.
( выбираю одну девочку, она качает куклу) Звучит спокойная мелодия.
Слайд 12. Колыбельная Ведяве:
Спи, усни Ведява,
Засыпай богиня.
Пусть тебе приснится
Чистая водица.
Инерка и Мокша,
Сура и Алатырь.
Спи скорее. засыпай,
Водный мир свой охраняй.
Слайд 13.
( на экране появляется Ведява)
Ведява: Вам спасибо говорю,
От души благодарю!
В колыбельку загляните,
Солнца частичку там найдите.
Иненармунь: Ну вот, Ведява заснула наконец. ……, загляни пожалуйста в колыбельку, найди частичку Солца. Можешь прикрпить её к доске. А нам пора отправляться дальше.
Слайд 14.
(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)
Слайд 15.
На экране появляется картинка пасеки)
Иненармунь: Как вы думаете, где мы оказались?
Дети: На пасеке (если затрудняются ответить, воспитатель подсказывает).
Иненармунь: Верно, это пасека. и тут живёт очень много пчёл.
Слайд 16.
(на экране появляется богиня пчёл Мекшава)
Мекшава: Я – богиня пчёл, Мекшава!
Сладкий мёд я вам даю,
Над цветами всё летаю
И на пасеке живу.
За работой пчёл слежу я.
С утра до вечера в делах.
В игру мою вы поиграйте,
Частицу Солнца получайте.
Иненармунь: Дети, ну что поиграем в игру? (дети надевают маски пчел)
Слайд 17.
Подвижная игра «Пчёлы в ульях»
Мы на пасеке живём.
Любим мёд мы собирать.
Только вечер настаёт,
В ульи прячемся опять.
(пока звучит музыка, дети- пчёлы двигаются по залу. Летают. Жужжат, собирают мёд, как только музыка останавливается, они летят в свои улья (обручи)
(Звучит мелодия)
Слайд 18.
(на экране появляется богиня пчёл Мекшава)
Мекшава: Вот так дети, молодцы!
Порезвились от души!
В улей мой вы загляните
И частичку там найдите.
Иненармунь: ……, загляни пожалуйста в улей, посмотри, есть там частичка Солнца? (ребёнок достаёт частичку) Молодец, прикрепи её пожалуйста к доске. Ну вот мы получили ещё одну частичку Солнца. Отправляемся дальше.
Слайд 19.
(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)
Слайд 20.
На экране появляется картинка огорода)
Иненармунь: Кто отгадает, куда мы все попали?
Дети: В огород.
Слайд 21.
(на экране появляется богиня урожая Норовава)
Норовава: Я – богиня урожая,
Осень очень я люблю.
Для мордвы я – Норовава,
Урожай всем вам дарю.
Фрукты, овощи на грядках,
Вырастить помочь я рада.
Вам верну частицу солнца.
Если отгадаете загадки.
Иненармунь: Дети, вы готовы отгадать загадки, которые нам приготовила богиня урожая? (беру в руки корзину с овощами и фруктами)
Тогда слушаем внимательно, и, если знаете ответ, поднимите руку и найдите отгадку в корзине.
Слайд 22.
Загадки: 1. Рос на грядке молодец.
Наш зелёный…. (Огурец)
2.В щах с нею густо.
Если в них …( капуста)
3. Под землёй расту, друзья,
А со мной моя семья
Ты копни немножко,
Появится … ( картошка)
4. Расту в саду на ветке я, не очень высоко,
Красивое, румяное … (яблоко)
5. Формы необычной я,
Отгадайте- ка, друзья!
Сдадкий, сочный, ну ка скушай!
Фрукт на ветке, это… (груша)
Слайд 23:
(на экране появляется Норовава)
Норовава: Чудные ребятки!
Отгадали все загадки!
Вы в корзину загляните.
Солнца частичку там вы найдите.
Иненармунь: ….., помоги пожалуйста, посмотри есть ли в корзине наша частичка? (ребёнок достаёт из корзины частичку). Прикрепи её к доске. Спасибо. Дети, нам Пора в путь.
Слайд 24.
(дети с героем идут по залу, под спокойную мордовскую мелодию)
Слайд 25.
На экране появляется картинка деревенской избы)
Иненармунь: Как вы думаете, дети, где мы с вами находимся?
Дети: В деревенской избе.
Иненармунь: Правильно.
Слайд 26.
(на экране появляется богиня дома – Кудава)
Кудава: Я – богиня дома, Кудава!
Для вас, людей. невидима бываю,
Но всё же дом ваш я оберегаю,
От всех несчастий помогаю,
Болезни от детей я отгоняю.
И вам, дорогие, я помогу.
Вот оберег для вашего дома,
Его изготовите вы очень легко!
Домой его с собою заберите,
В укромном месте положите.
Будет вас он защищать
И во всём вам помогать.
Иненармунь: Дети, давайте мы присядем за столы и изготовим оберег, про который говорила Кудава. А что такое оберег? (это слово произошло от слова «оберегать», «защищать»). Мордовский народ всегда мастерили обереги, чтобы в доме был уют и достаток, чтобы никто не болел, он охранял домочадцев от злых сил.
Посмотрите, у вас на столах лежат пустые мешочки. В них можно положить разную крупу. каждая крупа несла своё значение в обереге. Гречка- здоровье, рожь – мир и лад в семье, пшеница, пшено и фасоль – символ богатства, горох – дружба, общение, чеснок – от злых сил.
Давайте приступим.
Слайд 27.
(звучит спокойная мордовская мелодия, дети наполнят свои обереги крупами при помощи ложек. а в конце затягивают тесёмочки )
Иненармунь: Ну вот ваши обереги и готовы. Можете забрать их домой, отдать родителям, или самим положить их в укромное место.
Слайд 28.
( на экране появляется богиня дома Кудава)
Кудава: Обереги хороши!
Постарались от души.
В печку, дети, загляните,
Солнца частичку там вы найдите.
Иненармунь: …, помоги мне пожалуйста, пойдём заглянем под печку и посмотрим, там ли частица Солнца. ( ребёнок достаёт из- под печки частицу)
Дети, вот мы и нашли последнюю частичку Солнца. Давайте попробуем соединить все частички вместе.
(Дети соединят все части на магнитной доске)
Молодцы, всё верно собрали. Что у вас получилось? (восьмиконечная звезда, солярный знак, символ Солнца мордовского народа)
Слайд 29.
Иненармунь: Огромное спасибо вам, мои дорогие помощники, что помогли мне найти все частички Солнца. Теперь Солнце вернётся на своё место и осветит своими тёплыми лучами нашу Землю.
(дети присаживаются на стульчики)
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, скажите, Вам понравилось наше занятие? Кто к вам приходил сегодня на занятие? (птица Иненармунь, кукла Алдунья)
А где вы побывали сегодня вместе с Иненармунь? С какими мордовскими богинями познакомились? Кто вам больше всех запомнился? А что вам больше всего понравилось делать?
Итог занятия
Я тоже рада, что вам понравилось сегодняшнее занятие. Все вы молодцы! Все хорошо и активно работали.
На этом наше занятие подошло к концу. Мы с Алдуньей говорим всем вам Сюкпря! Спасибо! До свидания! Вастомазонок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»
Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....
КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы по теме «Учитель»
Цель: Уточнение, систематизация и закрепление знаний детей о профессии учитель.Программные задачи:ОО «Познавательное развитие»: - формировать представления детей о профессии учит...

Конспект педагогического мероприятия с детьми. Группа: старшая Тема: «Я поведу тебя в музей»
Конспенкт НОД в старшей группе...

Педагогическое мероприятие с детьми по экспериментированию для детей старшей группы по теме : "Волшебное зеркало"
Педагогоческое мероприятие с детьми по экспериментальной деятельности для детей старшей группы по теме: "Волшебное зеркало"...

План - конспект педагогического мероприятия с детьми по теме: «Как мы готовимся к зиме? Запасы ягод».
Педагогическое мероприятие с детьмиТема: «Как мы готовимся к зиме? Запасы ягод».Возраст детей: подготовительная к школе группаОбразовательные области: «Познавательно развитие&r...

Конспект педагогического мероприятия с детьми на тему " Весна пришла . Бабочки прилетели .
Цель педагогического мероприятия : активизация речевой активности детей дошкольного возраста в процессе творчества с камешками Марблс. Активизировать словарь детей....
