педагогическое мероприятие в старшей группе на тему "Знакомство с чувашским национальным костюмом"
план-конспект занятия (старшая группа)

Открытое мероприятие по чувашскому языку в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuvash_kostyum_novyy.doc777.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Козловский центр развития ребенка - детский сад «Пчёлка» Козловского муниципального округа Чувашской Республики

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

в старшей группе на тему «Знакомство с чувашским женским национальным костюмом»

Выполнила: Сулейманова

Мария Вениаминовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Козловка 2025 год


Цель: познакомить детей с чувашским национальным костюмом, с названием некоторых деталей костюма; развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.

Задачи: вызвать интерес к чувашскому женскому костюму. Обучать называть некоторые предметы костюма.  Познакомить с чувашскими женскими элементами одежды «хушпу, тухья, кепе, саппун, масмак».  Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Материал: чувашский женский национальный костюм, кукла в чувашском наряде, конверт с загадками, аудиозапись чувашской музыки, карточки с обозначением чувашских орнаментов, бумажная кукла в чувашском наряде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте! Ыра кун пултар, хакла ханасем! Давайте мы с вами встанем в круг.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка – земля!

Здравствуй, ты, и здраствуй, я!

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. У каждого человека есть своя родина - это место, где мы родились, провели свое детство.  Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Козловка). Правильно.

Воспитатель: В России есть небольшая республика, наша малая родина. Как она называется, ребята? (Ответы детейЧувашская Республика). Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Давайте рассмотрим карту нашей республики (на доске прикреплена карта Чувашской Республики).

Воспитатель: В нашей Чувашии и в нашем городе Козловка проживают люди разных национальностей: русские, татары, марийцы. Но большинство из них - это чуваши.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, как красиво и необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм). Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне. Мой головной убор называется по-чувашски - хушпу (ее надевали замужние женщины, она украшена бисером и серебряными монетами). У меня еще есть тухья. Давайте посмотрим, чем они отличаются. Как вы думаете? (спросить индивидуально). Отличия в форме. Платье - кепе. Посмотрите, у меня есть еще элементы чувашского наряда. Сара – поясное украшение. Он ушит бисером и монетами. Хотите посмотреть ближе и потрогать? (дать детям ближе посмотреть).        Бусы с монетами – шарса. Шулкеме – украшение на плечо.                

Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Все, что вы видите, это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.                                Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.  Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.                                                                        Ребята посмотрите, что вы видите на моем наряде, какие узоры? (ответы детей: треугольники, квадраты, ромбы, полосы, кружочки). Правильно, молодцы. Маттур, ачасем.                                

Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из разных геометрических узоров.                                

Самые наиболее распространенными цветами являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета.

Давайте подумаем, что могут означать эти цвета? (спросить индивидуально детей). Красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, желтый цвет-это символ солнца, дающего тепло; зеленый цвет – это растительный мир; синий цвет-свод неба; черный - земля.

Воспитатель: Ребята, я к вам сегодня пришла не одна, а с куклой Анюк. Поздороваемся? Ыра кун пултар, ачасем. Повторите за мной. Ыра кун пултар, Анюк.

Ребята: Ыра кун пултар, Анюк.

Воспитатель: Это кукла в красивом чувашском наряде Анюк. Посмотрите, она тоже одета в чувашский наряд. На ее голове повязка. Она называется масмак. Масмак надевают девочки. Ее платье так же, как и мое, называется кепе. А еще на ней есть фартук – саппун (спросить индивидуально детей об элементах одежды). Кукла Анюк хочет с вами немного поиграть, хотите, ребята? Она принесла с собой конверт, сейчас мы узнаем, что в нем. А в нем загадки. Мы сейчас познакомимся с вами с чувашскими узорами необычным способом. Я загадаю вам загадку, а в отгадке скрывается название чувашского узора.  

  1. Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (солнышко - хевел)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. (на доску прикрепить узор солнца, чувашский орнамент).

Ребята, давайте рассмотрим дом чувашей. Подойдите ближе. И в этом доме вы так же найдете ответы на загадки (дети подходят к столу, на нем деревянный макет дома чувашей).

  1. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели (дерево - йывас)

Воспитатель: Это символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др.Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».

Послушайте, ребята, следующую загадку.

  1. Мудрый взгляд, густая грива,

Величава и красива.

Бьет копытом, хвост струится,

Словно ветер быстро мчится. (лошадь - лаша)

Воспитатель: Это символ чувашского узора – лошадь.  Узор, изображающий лошадь, обозначает трудолюбие, благополучие, достаток. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

  1. В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый … (дом - пурт)

Воспитатель: Посмотрите на дом чувашей. Символ дома, как мироздание, сооружение, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили. Посмотрите, вся семья в красивых чувашских костюмах. Вам нравится такой дом?

Воспитатель: Молодцы, ребята. На чувашском языке значит маттур. Вы отлично справились с заданиями куклы Анюк.

Давайте мы с вами встанем в круг, я вам дам послушать чувашскую мелодию (включаю чувашскую мелодию). Вам нравится, ребята? Давайте мы с вами немного разомнемся и потанцуем чувашский танец. Будем повторять движения за мной, а кукла будем смотреть на нас. Посмотрите, какие движения танца у чувашей.

Молодцы ребята! Маттур, ачасем! Вам понравилось?

Воспитатель: Сейчас подойдем к столам. Мы с куклой Анюк хотим предложить вам нарядить чувашскую куклу в национальный наряд. Какие элементы одежды у нее есть? (ответы детей: масмак, кепе, саппун). Дети индивидуально наряжают бумажную куклу и показывают, что у них получилось.

Скажите, что вам больше всего понравилось в костюме Анюк? А в моем костюме? А о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

 Воспитатель: Ну что ж, пришла пора прощаться. Скажем Анюк, спасибо и до свиданья. Будем ждать еще в гости. Сыва пулар, ачасем! Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания! Сыва пулар!

Приложение 1

Приложение 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное педагогическое мероприятие в старшей группе (математика + познавательное развитие + конструирование)

Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Кошка на окошке».

- формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей;-  развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира, развивать ме...

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Осенний пейзаж».

закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев...

Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему «Украсим русский национальный костюм"

Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему «Украсим русский национальный костюм"...