Дополнительная программа Байкаловедение
рабочая программа (старшая группа)

Балабанова Юлия Владимировна

ДОП Байкаловедение для детей старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_baykalovedenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 185

664053, г. Иркутск, ул. Летописца Нита Романова, 14 тел. 48-29-54

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

г. Иркутска детского сада № 185

____________ О.А. Кочнева

От  09.09.2024

                                                   

Авторская программа

 дополнительного образования

  «Байкаловедение»

Разработали:

Балабанова Ю.В.

Имегенова С.В.

Иркутск 2024 г.

                                     

Пояснительная записка

Актуальность

       В условиях реализации ФГОС ДО для решения задач познавательного развития необходимо и экологическое просвещение детей. Объяснять дошкольникам экологические зависимости, развивать современное экологическое мышление необходимо и на примере озера Байкал.  Байкал – одно из самых красивейших мест не только в Иркутской области, но и России, мире. Важно с раннего возраста развивать у ребенка любовь к прекрасному, обогащать его духовный мир. Природа Байкала уникальна. Решая задачи регионального компонента невозможно обойти стороной Байкал –жемчужину Сибири.

      Содержание данной программы предполагает формирование у детей представления о видовом разнообразии побережья озера Байкала, эмоционально-нравственного отношения к природе Байкала, экологически грамотного и безопасного поведения, активной жизненной позиции. Дети приобретут также первоначальные способности, позволяющие им участвовать в познавательно-исследовательской деятельности.    

   

       Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Материал предлагается детям интегрировано, на основе регионального содержания.

       Содержание программы строится на принципах регионализации, индивидуализации и последовательности усвоения знаний детьми.

Организация кружковой работы предполагается 4 раза в месяц. Рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное СанПиН: не более 25 минут (старшая группа).

  Цель: создание условий для формирования у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу родного края; образного эстетического восприятия; способности активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации.

Задачи:

 - создать условия для реализации регионального компонента;

-  расширять представления детей о природе, многообразии родного края, его достопримечательности – озере Байкале, его географическом положении, флоре и фауне;

- сформировать первичные представления о существующих в природе взаимосвязях, которые влияют на здоровье и окружающую среду;

- формировать личность ребенка с учетом его исследовательских способностей;

- воспитывать любовь к родному краю и его природе;

- внедрять активные формы сотрудничества с родителями.

Планируемые результаты:

К концу обучения ребенок

- проявляет устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края;

- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

- проявляет интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

- помогает другу бережно, доброжелательно относиться к природе родного края;

- любознателен, инициативен, самостоятелен;

- проявляет творческие способности.

 

Тема занятия

Предварительная работа

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

Байкал самый-самый

 (4 занятия)

Рассматривание глобуса, карты Иркутской области.

Чтение легенд о Байкале.

Беседа «Байкал – Жемчужина Сибири».

Рассматривание фотоальбома «Байкал».

Просмотр видеофильма «Энциклопедия Байкала».

Заучивание стихотворений о Байкале.

Игра «Поле чудес» - «Что я знаю о Байкале»

 Просмотр презентации «Ветры Байкала»

Проведение экспериментов «Воздух-невидимка», рассматривание схемы "Движение воздушных масс",

Создание мини-музея «Байкал самый-самый»  (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календари, значки, сувениры).

Октябрь

Байкальская вода (дочери Байкала)

(4 занятия)

Чтение рассказов, сказок, прозы о воде Байкала, реках, притоках.

Рисование «Осенний пейзаж байкальского берега»

Просмотр презентации «Ангара»

 Беседа «Уникальность воды Байкала»

Викторина «Байкальская вода»

ДИ «Верно-неверно» (о пользе воды Байкала)

СРИ «Поездка на Байкал»

Слушание песни «Славное море, священный Байкал»

Составление творческой сказки «Приключение волны на Байкале»

Дегустация воды из Байкала

Изготовление макета озера Байкала

Ноябрь

Животный мир вокруг Байкала

(4 занятия)

Изготовление дидактические игры о животных Байкала,

Просмотр видео фильма «Животный мир Байкальских побережий и гор»;

Чтение рассказов о животных Байкала;

Рассматривание фотографий «Животные Байкала»;

Сочинение загадок о животных Байкала,

Конструирование из природного материала «Животные Байкала»

Подготовить с детьми рассказ об одном из животных Байкальских побережий и гор.

Декабрь

Серебристое богатство (рыба)

(4 занятия)

Чтение сказок, стихотворений, загадок.

Просмотр презентации «Рыбы Байкала»

Аппликация «Рыбы Байкала»

Рисование «подводный мир Байкала»

Изготовление макета «Подводный мир Байкала»

Приготовление сообщения об одной из рыб Байкала.

Январь

Природная лаборатория (невидимые санитары озера)

(4 занятия)

Просмотр видеофильма «Энциклопедия Байкала»

Брейн-ринг «Что? Где? Когда?»

Экспериментирование с водой «Как получить чистую воду?», «Фильтр для воды»

Экспериментирование дома.

Февраль

Птицы

(4 занятия)

Чтение рассказов, сказок о птицах Байкала,

Игра "Чем птицы отличаются друг от друга",

Изготовление дидактической игры «Кто чем питается»,

Лепка  "Сова",

Просмотр презентации «Птицы Байкала»

Отгадывание загадок

 .

Изготовление лепбука «Байкал –жемчужина Сибири»

Март

Устное творчество народов Байкала

(4 занятия)

Чтение сказок народов Байкала;

Драматизация сказок, легенд;

Рисование по сказкам;

Составление альбома рисунков «Легенды о Байкале»;

Изготовление книжек-малышек по сказкам;

Заучивание стихотворений о Байкале;

Разучивание частушек о Байкале

Конкурс знатоков байкальских сказок «Сказочный батл»

Апрель

Быт, традиции, культура народов Прибайкалья

(4 занятия)

Просмотр отрывка видеоматериала «Колодец планеты»;

Беседа на тему «Люди, живущие вокруг Байкала»

«Трудовая деятельность: рыбаки, туризм, завод байкальской воды»;

Рассматривание иллюстрации «Народы Прибайкалья»;

ДИ «Что будет?»

Пополнение мини-музея «Байкал самый-самый»

Май

Растительный мир (4 занятия)

Рассматривание фотографий «Байкал весной», «Растения Байкальского побережья»

Рисование «Ягоды Байкала»

Просмотр видеофильмов о Байкале;

Сочинение загадок о растительном мире Байкала

Составление творческих сказок «В гости к первоцветам»

Изготовление дидактических игр «Флора и фауна Байкала»

Июнь

Земля заповедная

(4 занятия)

Просмотр презентации заповедники Байкала.

Оформление коллажа «Заповедники Байкала»

Изготовление афиш «Сохраним природу Байкала»

Беседы о влияние жизнедеятельности человека на природу Байкала.

Составление коллективного письма «Берегите и охраняйте озеро»

«На страже Байкала» - рисование сюжетных картинок о защите Байкала.

Изготовление Красной книги Байкала.

Июль

Акция «Защитим Байкал»

(4 занятия)

Просмотр видеофильма «Байкальские фантазии».

Беседа на теме «Что грозит Байкалу».

Конкурс рисунков детей «Берегите Байкал».

КВН «Байкал самый-  самый!».

Составить книжки из рассказов детей «Защитим Байкал».

Конкурс чтецов «Байкал - жемчужина Сибири».

Расклеивание листовок «Защитим Байкал».

«Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей.

Составление сказки на тему: «Байкал в беде»

ТРИЗ «Туризм на Байкале: хорошо или плохо»

Изготовление книжки-малышки «Охраняем озеро Байкал»

Август

День Байкала

(4 занятия)

Чтение рассказов, сказок о Байкале.

Рисование иллюстраций к сказкам, рассказам о Байкале.

Рассматривание иллюстраций в книгах сказок о Байкале.

Просмотр видеофильма «У края чарующей бездны»

Викторина «Байкал – сердце Сибири»

Литература:

1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных» /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988 г.

2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 г.

3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 г.

4. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

5. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 г.

6. Мишарина Л.А. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал». - Иркутск, 2007 г.

7. Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.

8. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 г.

9. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, - М.: Академия, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...

Дополнительная общеразвивающая программа по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности  для детей от 2 до 3 лет  «Непоседы...