КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья
Статья на тему патриотичнского воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня, с возвращением к нам национальной памяти, повышается интерес к народной культуре, к тому, как жили наши предки, какую одежду носили, как праздновали важные даты, какие обычаи и традиции соблюдали. Кроме того, детские стишки, пословицы, поговорки, которыми очень богат русский язык, забываются и почти не используются в современной речи. В нашей повседневной жизни практически нет предметов народного быта, которые так часто встречаются в сказках и других фольклорных произведениях.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству [2, С.99].
Работа в этом направлении в особенности сложна, поскольку требует большого терпения и усилий, потому что в современных семьях воспитание патриотизма и нравственности считаются не столь важными и часто лишь вызывают недоумение.
Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного ребенка строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений [1, С. 108].
От современного воспитателя требуется больше такта, чуткости и внимания к каждому ребенку для того, чтобы привлечь семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Актуальность вопросов, которые связаны с воспитанием будущего поколения, воспитанием любви к малой родине, неоспорима. Любовь к Родине наилучшим образом развивается и формируется в совместной деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и друг с другом. Как правило, первые нравственные чувства дошкольник получает в семье и в детском саду. Чувства гражданской ответственности начинает развиваться в процессе воспитания. У ребенка начинают формироваться понятия "дом", "улица", "город", "родина", то есть территория, на которой он живет.
Я начала свою педагогическую деятельность в группе, где ранее уже велась краеведческая деятельность. И мне захотелось продолжить эту работу. В группе появился мини-музей «Симбирск – Ульяновск», где совместными усилиями воспитателей, детей и родителей стали появляться новые «экспонаты». Кто-то смастерил самолет «Руслан» - гордость нашего города, кто-то принес открытки и фотографии с видами старого города, портреты В.И. Ленина и других знаменитых людей нашего края. Так же пополнялся мини-музей народного быта.
Наблюдая за тем, как детям это интересно, как они вовлечены, было решено создать краеведческий кружок. Мною была составлена дополнительная общеобразовательная программа исследовательско-познавательной деятельности «Юный краевед». Были подготовлены конспекты занятий, консультации для педагогов и родителей. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, была разработана доступная познавательным возможностям детей система занятий, бесед и игр.
Необходимо было тщательно продумать интеграцию краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы. Это было реализовано через такие виды детской деятельности, как игровая, познавательная, творческая, двигательная, а также через взаимодействие с семьями воспитанников.
В среднем дошкольном возрасте закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об обществе и культуре, об окружающем мире. Поэтому и было решено начать работу именно с детьми данного возраста.
Срок реализации программы один год, занятия кружка было решено проводить один раз в неделю с длительностью в 30 минут во второй половине дня, по подгруппам.
Для реализации программы были выбраны следующие методы и формы работы: тематические занятия, беседы, используемые в качестве словесного метода на занятиях, познавательный рассказ с использованием наглядного материала, чтение произведений детской литературы, краеведческие игры, а так же праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народов.
Перспективное планирование основано на парциальной образовательной программе по социально-коммуникативному развитию «Мы живем в России» и состоит из пяти тематических блоков: «Родная семья», «Родная природа», «Родной город», «Родная страна», «Родная культура». В каждом из блоков есть практические и тематические занятия.
В результате освоения программы дети будут знать свой домашний адрес, профессии своих родителей, название родного города, достопримечательности и историю города и страны, природные богатства, символику страны. А так же будут иметь элементарные представления об охране природы, о правилах безопасного поведения на природе и в общественных местах, смогут понимать свою сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Краеведение – это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...

«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»
Материал по патриотическому воспитанию детей...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников"
Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников
Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду....
Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....

Краеведение - как средство патриотического воспитания
Закирова Радина Надимовна"Краеведение - как средство патриотического воспитания" Краеведение в детском саду является одним из способов передачи детям тех знаний о родном крае ,кот...