Формирование национального самосознания дошкольника в группе детского сада.
консультация
Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями создаем условия для формирования у детей национального самосознания.
Задачи по формированию основ национального самосознания у дошкольников:
- Воспитать у детей интерес и эмоционально положительное отношение к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
- Формировать у детей систему знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа.
- Вовлекать детей в практическую (игровую, изобразительную, языковую) деятельность, используя полученные знания; обогащать опыт деятельного отношения к окружающему миру; формировать стремление приносить пользу людям (организация общественно полезного труда детей).
Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников можно представить следующим образом:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;
- сведения о жизни чувашского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры чуваш), владение родным языком;
- некоторые сведения из истории семьи: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);
- сведения социального характера: название села, его знаменитых мест; символы (герб, флаг).
Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой живет и где расположен детский сад. Поэтому с младшего возраста детей знакомим с детским садом. Сначала нужно проводить беседу о нашем детском саде, знакомить детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем можно организовать обзорную экскурсию по детскому саду, познакомить детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказать о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформляем фотоальбом «Наш любимый детский сад».
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления любви к родителям, к своей семье. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работу по ознакомлению с семьей начинаем с бесед, с рассматривания картин о семье, с сюжетно-ролевой игры «Семья». К работе можно вовлечь родителей, вместе оформлять альбом «Моя дружная семья».
Одна из слагаемых патриотизма - воспитание любви к малой родине. Это происходит на прогулках и экскурсиях по родному городу, в музеи школы. Дети знакомятся с достопримечательностями города – новыми домами, красивыми местами, памятниками культуры, окрестными полями, лесами, рекой; учатся видеть перемены, происходящие в родном городе.
Постепенно у детей формируется представление о родном городе, о природе, которая становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Знания, полученные в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», нужно закрепить во время игры с использованием изготовленного макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы - пассажиры».
Большую роль в формировании национального самосознания ребенка играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, Акатуй, Улах;
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу.
Реалистичность действа для детей обеспечивается использованием костюмов. Для девочек и для мальчиков должны быть пошиты платья, рубашки, фартуки и пояса с элементами традиционной вышивки, головные уборы - хушпу.
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.
Знакомство с культурой разных народов, живущих в нашем краю, начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях своего народа. Сказка, становясь достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями чувашских писателей и поэтов знакомим детей и с произведениями других писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном, ответы на вопросы развивают интерес детей к культуре чувашского народа. Оформляем уголки с рисунками детей, творческими работами по темам конкурсов.
Еще один существенный элемент работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры – игра. Хорошим подспорьем в ознакомлении с народной игровой культурой является педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). С ее помощью педагоги знакомят детей с историей возникновения игр, их назначением, ситуациями применения. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучиваются с детьми на чувашском языке. Это делает игру еще более интересной и увлекательной. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют бесценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают значительное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Большое значение для развития национального самосознания дошкольников имеет оформление предметно-пространственной развивающей среды. Такая среда состоит из центров народной культуры, которые оформлены в каждой группе, мини-музея чувашской культуры, «комнаты русского, чувашского быта», локальных выставок. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Центры народной культуры групп объединяют в себе материалы, которые помогают дошколятам освоить представления о родном крае в объеме, определенном основной общеобразовательной программой дошкольного образования учреждения. Это детская и справочная литература, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями, альбомы, медиапрезентации, некоторые предметы национальной культуры чувашского и других народов, игрушки, дидактические игры и т.п. Работа в центре народной культуры включает такие современные формы, как коллекционирование (ребята вместе с родителями собирают магниты с видами города Чебоксары, Новочебоксарска, других городов Поволжья, России, где они побывали), творческие мастерские, где дети осваивают секреты чувашской вышивки. В центрах выставляются творческие продукты, которые стали результатами совместных взросло-детских проектов, связанных с природой, культурой, традициями города Новочебоксарска и Чувашской Республики.
Функция мини-музея состоит в более глубоком погружении ребят в традиционную культуру чувашского народа. Поэтому в основу экспозиции положены реальные предметы быта, обихода чувашей. Планомерные посещения музея начинаются со средней группы. Они включают знакомство с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно используются для организованной образовательной деятельности, развлечений.
Воспитывая детей на народных традициях, мы добиваемся реализации главной цели — развивать у детей национальное самосознание, уважение к своему народу. Ведь очевидно то, что, только познав ценности, близкие тебе, твоему народу, становишься способным уважать ценности других народов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование национального самосознания дошкольника в группе детского сада.
Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями создаем условия для формирования у детей национального самосознания.
Задачи по формированию основ национального самосознания у дошкольников:
- Воспитать у детей интерес и эмоционально положительное отношение к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
- Формировать у детей систему знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа.
- Вовлекать детей в практическую (игровую, изобразительную, языковую) деятельность, используя полученные знания; обогащать опыт деятельного отношения к окружающему миру; формировать стремление приносить пользу людям (организация общественно полезного труда детей).
Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников можно представить следующим образом:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;
- сведения о жизни чувашского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры чуваш), владение родным языком;
- некоторые сведения из истории семьи: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);
- сведения социального характера: название села, его знаменитых мест; символы (герб, флаг).
Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой живет и где расположен детский сад. Поэтому с младшего возраста детей знакомим с детским садом. Сначала нужно проводить беседу о нашем детском саде, знакомить детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем можно организовать обзорную экскурсию по детскому саду, познакомить детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказать о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформляем фотоальбом «Наш любимый детский сад».
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления любви к родителям, к своей семье. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работу по ознакомлению с семьей начинаем с бесед, с рассматривания картин о семье, с сюжетно-ролевой игры «Семья». К работе можно вовлечь родителей, вместе оформлять альбом «Моя дружная семья».
Одна из слагаемых патриотизма - воспитание любви к малой родине. Это происходит на прогулках и экскурсиях по родному городу, в музеи школы. Дети знакомятся с достопримечательностями города – новыми домами, красивыми местами, памятниками культуры, окрестными полями, лесами, рекой; учатся видеть перемены, происходящие в родном городе.
Постепенно у детей формируется представление о родном городе, о природе, которая становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Знания, полученные в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», нужно закрепить во время игры с использованием изготовленного макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы - пассажиры».
Большую роль в формировании национального самосознания ребенка играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, Акатуй, Улах;
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу.
Реалистичность действа для детей обеспечивается использованием костюмов. Для девочек и для мальчиков должны быть пошиты платья, рубашки, фартуки и пояса с элементами традиционной вышивки, головные уборы - хушпу.
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.
Знакомство с культурой разных народов, живущих в нашем краю, начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях своего народа. Сказка, становясь достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями чувашских писателей и поэтов знакомим детей и с произведениями других писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном, ответы на вопросы развивают интерес детей к культуре чувашского народа. Оформляем уголки с рисунками детей, творческими работами по темам конкурсов.
Еще один существенный элемент работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры – игра. Хорошим подспорьем в ознакомлении с народной игровой культурой является педагогическая технология «Игры Батыра» («Паттăр Вăййисем»). С ее помощью педагоги знакомят детей с историей возникновения игр, их назначением, ситуациями применения. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухăран пемелле»), «В лошадку («Лашалла»), «На пахоте» («Акара»), «В курицу» («Чăхăлла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Резвые белки» («Çивĕч пакшасем»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «Защити флаг» («Ялава сыхла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Штандар-стоп!» («Штантăрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучиваются с детьми на чувашском языке. Это делает игру еще более интересной и увлекательной. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют бесценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают значительное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Большое значение для развития национального самосознания дошкольников имеет оформление предметно-пространственной развивающей среды. Такая среда состоит из центров народной культуры, которые оформлены в каждой группе, мини-музея чувашской культуры, «комнаты русского, чувашского быта», локальных выставок. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Центры народной культуры групп объединяют в себе материалы, которые помогают дошколятам освоить представления о родном крае в объеме, определенном основной общеобразовательной программой дошкольного образования учреждения. Это детская и справочная литература, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями, альбомы, медиапрезентации, некоторые предметы национальной культуры чувашского и других народов, игрушки, дидактические игры и т.п. Работа в центре народной культуры включает такие современные формы, как коллекционирование (ребята вместе с родителями собирают магниты с видами города Чебоксары, Новочебоксарска, других городов Поволжья, России, где они побывали), творческие мастерские, где дети осваивают секреты чувашской вышивки. В центрах выставляются творческие продукты, которые стали результатами совместных взросло-детских проектов, связанных с природой, культурой, традициями города Новочебоксарска и Чувашской Республики.
Функция мини-музея состоит в более глубоком погружении ребят в традиционную культуру чувашского народа. Поэтому в основу экспозиции положены реальные предметы быта, обихода чувашей. Планомерные посещения музея начинаются со средней группы. Они включают знакомство с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно используются для организованной образовательной деятельности, развлечений.
Воспитывая детей на народных традициях, мы добиваемся реализации главной цели — развивать у детей национальное самосознание, уважение к своему народу. Ведь очевидно то, что, только познав ценности, близкие тебе, твоему народу, становишься способным уважать ценности других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы в формировании речи у дошкольников в массовых детских садах.
Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одн...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА»
Обобщение опыта по самообразовательной работе в старшей, подготовительной группе....
Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.
В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Подгрупповое занятие по СБО (формирование предметных представлений) в средней группе детского сада для детей с косоглазием или амблиопией по теме "Комнатные растения"
Материал адресован тифлопедагогам и воспитателям, работающим с детьми 5-го года жизни с косоглазием или амблиопией. В процессе беседы и дидактических игр дети знакомятся с комнатными растениями, их ст...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада....

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в условиях детского сада»
Презентация на защиту 1 кв.категории...
