Нод по познавательному развитию в старшей группе, посвященный 80-летию Великой Победы "Хакассия в годы ВОВ"
методическая разработка (старшая группа)

Халевина Оксана Михайловна

Дети с раннего возраста должны знать историю не только страны, в которой они живут, но и конечно же историю своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл halevina_oksana_mihaylovna.docx493.14 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс методических материалов, посвященных

Великой отечественной войне

«Путь к Победе»

   

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Хакасия в годы Великой отечественной войны»

                                           Автор: Халевина Оксана Михайловна

                                                воспитатель первой кв. категории

                                                МБДОУ «ЦРР  - «д/с «Рябинушка»,

                                                г. Абакан  

                                                тел: 89233990096

                                                 oksanax2015@yandex.ru

                                            Абакан, 2025

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего                     дошкольного возраста по познавательному развитию.

Тема: «Хакасия в годы Великой отечественной войны»

Актуальность: Память о Великой Отечественной войне - это не только хроника, летописи и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Всё дальше в глубь уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана великая победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.           

Считается, что в Великой Отечественной Войне принимала участие вся страна, но дети дошкольного возраста не понимают смыла этих слов. До нашего региона не докатились бои, здесь не проходила линия фронта, жители не ощутили на себе страданий оккупации, но что такое война, знали все. Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины и дети. Я посчитала необходимым рассказать детям о тружениках тыла. Эти знания помогут детям ощутить свою гражданскую принадлежность и позволят узнать об истории своего региона.

   

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности. Формирование нравственно – патриотических чувств.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями, формировать интерес к истории нашей Родины.

2. Дать детям понятия: честь, долг, обязанности перед своим народом, страной.

3. Познакомить с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников Родины.

4. Воспитывать у детей чувства патриотизма.

5. Воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к трудовому подвигу работников тыла

Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «Хакасия в годы ВОВ»; фотографии, картинки, альбомы, книги о ВОВ.

Планируемые результаты:.

Предварительная работа: беседа с детьми, разучивание стихов о ВОВ, рассматривание фотографий, прослушивание песен о войне, Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка со взрослым;
  2. Общение ребенка со сверстниками;
  3. Познавательная деятельность.

                           

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия

Вводная часть

- Ребята, как называется наша страна?

- А как называется республика, в которой мы живем?

- Россия – наша страна, наша Родина. Республика Хакасия – наша малая Родина.

- А почему говорят «наша Родина»?

-  Россия

- Республика Хакасия

- Потому, что в ней мы родились, здесь живут наши родные, здесь мы ходим в детский сад, здесь все для нас родное

Основная  часть

Ноутбук с презентацией «Хакасия в годы ВОВ»

  Давно, когда еще не было на свете ни нас с вами, ни даже наших родителей, наша страна называлась Советский Союз. Весь народ в нашей стране жил мирно и дружно. Взрослые работали в деревне в поле, в городах на заводах и фабриках. Никто и подумать не мог, что на нашу прекрасную Родину нападет враг.

Ребята, послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Быль для детей» (отрывок).

- Кто напал на нашу Родину?

- Что хотели сделать с нашей страной фашисты?

- Кто встал на защиту родной земли?

- Как оборонялись русские войска?

Воспитатель (обобщает ответы детей): 22июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Внезапно, без объявления войны огромные силы фашистов двинулись на нашу Родину: самолёты, танки, артиллерия и пехота. Фашистская Германия приступила к чудовищному плану: уничтожить нашу Родину, поработить всех наших людей. Началась Великая Отечественная. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами.

Сегодня мы поговорим о том, какой вклад в борьбе с фашистами внесли наши земляки.

Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию «Хакасия в годы войны»

Рассказ воспитателя о Хакасии в годы войны.

23 июня 1941 года началась всеобщая мобилизация(всех призывали идти на войну). Хакассия активно включилась в борьбу с фашисткими захватчиками. Прославились солдаты Пирятинской девизии. Хакасия понесла очень большие потери: очень много наших соотечественников погибло на фронте, а еще больше пропало без вести. Есть объяснение тому, что пропало без вести больше, чем погибло. В годы войны, особенно в первые годы, не был налажен учет людских потерь, поэтому многие войны вошли в число без вести пропавших.

Опасность, нависшая над страной, сплотила людей. Труженики тыла, а у нас в Хакасии был именно тыл, не знали отдыха и следовали одному девизу: «Все для фронта! Все для Победы!»

С первых дней войны наш Абакан, а так же соседний город Черногорск стали городами – госпиталями, на краткосрочных курсах обучали профессии – медсестра. Наши медсестры спасли очень много жизней солдат.

С уходом на фронт мужчин вся тяжелая работа легла на плечи детей и женщин. Они работали и на полях, и на заводах стояли за станками. Женщины даже добывали уголь в угольных шахтах.

Простые женщины и дети – труженики тыла проявили настоящий героизм. Их имена неизвестны, но дела заслуживают особого уважения.

 Ни для кого не секрет, что Победа ковалась и в тылу. Одним из основных источников могущества нашей армии была работа женщин, подростков, стариков, которые заменили в поле и у станков тех, кто ушел на фронт. Благодаря их самоотверженному труду на фронт шло оружие, боеприпасы и снаряжение.

С первых дней войны все швейное производство у нас в Хакасии было направлено для пошива обмундирования для фронта. А в паровозном депо станции Абакан женщины, старики и подростки изготавливали 82- миллиметровые мины для фронта.

Несмотря на свою отдалённость от мест боевых действий, Хакасия, в частности Абакан, не остался в стороне от беды, постигшей нашу Родину. Все, кто мог воевать, ушли на фронт. Те, кто остался, все силы положили на помощь фронту. Наш город внёс достойный вклад в Победу в Великой Отечественной войне!

Наш святой долг помнить уроки войны, ее героев, ее рядовых и полководцев, детей и женщин, стариков, простых людей, пришедших в этот мир для созидания, чтобы строить, создавать, растить, любить. Нам есть чем и кем гордиться.

И сейчас нам Ксюша прочтет замечательное стихотворение Ивана Краснова

Дети слушают отрывок из стихотворения С. Михалкова

 «Быль для детей», обсуждают содержание.

-  На нашу Родину напали фашисты, Гитлер

- Они хотели лишить свободы русский народ

- Все советские народы и русские полки

- Они ожесточенно бились и побеждали врагов

По ходу рассказа у детей возникали следующие вопросы:

- Находили ли солдат, которые пропадали без вести?

(Ответ воспитателя: «Некоторых солдат находят до сих пор во время раскопок на бывших полях сражения. А некоторых до сих пор не нашли и их уже внуки и правнуки ничего не знают о судьбе своих предков»)

- Были ли детские сады в то время?

(Ответ воспитателя: «Конечно же детские сады работали и работали они круглосуточно, чтобы имамы могли оставить своих деток когда уходили работать к станку на заводе или в поле. Но в детских садах тоже была очень тяжелая ситуация. Не хватало еды, а зимой было еще тяжелее, чтобы в помещениях было тепло, воспитатели и детки 5 – 6 лет сами заготавливали дрова для печей»)

- Как дети учились во время войны?

(Ответ воспитателя: «Во время обязательно было обучение в школах детей с 7 до 15 лет. С утра дети посещали школы, а после школы работали за станками и в полях»)

- Как привозили раненых в госпиталя?

(Ответ воспитателя: «Раненых доставляли по железной дороге в санитарных поездах»  

Ксюша читает стихотворение:

В Сибири не было войны

Но бесконечны павших списки

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски

Сибирь, кормившая страну,

Ждала нас, мучась и печалясь.

Из ста ушедших на войну

Всего лишь трое возвращались.

Создать условия для:

-уточнения представлений детей о ВОВ; о памятниках героям ВОВ (фото материалы, видео экскурсия)

Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности)

Мотивирование детей на проявление познавательного интереса.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Создание условий для развития коммуникативных

Способностей (культуре ведения разговора), способности связно и логично, фонетически правильно оформлять собственное высказывание

Мотивирование детей на проявление познавательного интереса.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности)

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности)

Мотивирование детей на проявление познавательного интереса.

Мотивирование детей на проявление познавательного интереса.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности)

                                                                                      Заключительная часть

В группе организован большой стол (дети должны иметь возможность сесть свободно вокруг стола). На столе разложены фото на которых изображена жизнь в тылу во время войны, для создания коллажа. Клей-карандаш, лист ватмана с надписью «Жизнь в тылу»

Ребята, мы с вами познакомились с жизнью нашей малой Родины во время ВОВ, с жизнью людей в тылу.

- Скажите, как вы думаете, какая самая главная мысль была заложена в нашем занятии.

- Ребята, а как мы родителям, когда они приходят в детский сад, сможем  рассказать о жизни Хакасии во время ВОВ

-Да, ребята, это очень хорошая идея. Тогда нам нужно придумать для нашего коллажа название.

- Да, я думаю что мы так наш коллаж и назовем

Дети рассуждают, обсуждают, делают вывод:

- Самое главное никогда не забывать о тех людях, которые не только отдали свою жизнь на войне, но и о тех, кто работал в тылу и приближал Победу.

Дети предполагают

- Мы можем сделать коллаж и повесить его в приемную, чтобы родители смогли познакомиться с жизнью нашей малой Родины во время ВОВ.

- А давайте, мы так и назовем наш коллаж «Жизнь в тылу»

 

Дети изготавливают коллаж «Жизнь в тылу» для родителей. (Приложение № 1)

Содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решение; конструктивно взаимодействовать, поддерживать доброжелательное отношение друг с другом.

Поддерживать детскую инициативу, активность и самостоятельность.

Создавать условия для развития познавательных процессов

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\TARAS\Desktop\20240426_160221.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок познавательного развития для старшей группы, посвященный Кемеровской области

-познакомить детей с символикой Кмеровской области, с главным богатством Кузбасса;-закрепить знания о животном мире Кемеровской области, названия крупных городов;-воспитывать любовь к родному краю....

Праздничное мероприятие для старших дошкольников, посвященное 70-летию Великой Победы «9 Мая – праздник Победы»

Девятое мая… в наших сердцах эта знаменательная дата по-прежнему вызывает живой отклик на события военных лет и чувство признательности тем, кто воевал и победил. Победе советского народа в Великой От...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе, посвященный 70- летию Великой Победы "Город в солдатской шинели"

Конспект :"Город в солдатской шинели" - посвящен городу Котовску Тамбовской области в годы ВОВ...

План мероприятий в старшей группе, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне, воспитание в детях духа патриотизма, любви к Родине....

Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группы, посвященного 75 – летию Великой Победы на тему: «Сталинградская битва в нашей памяти»

200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю как самые кровопролитные и жестокие. Сотни тысяч советских людей проявили беспримерный героизм и мужество, показав невероятную стойкость. Памят...

конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Что такое лето?"

Данный конспект является практической формой работы с детьми старшего возраста по развитию познавательных способностей. Цель данного занятия – развитие творческой, продуктивной и мыслительной де...