ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»
проект
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре как средством формирования творческой духовно – нравственной личности в нашем саду реализуется проект «Календарь народной тряпичной куклы».
Главным продуктом данного проекта станет мини-музей «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы.
На этапе завершения работы планируем достичь следующие результаты: расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельниченко Елена Сергеевна-
воспитатель,
МОУ Батаминская СОШ дошкольная группа
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
«КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»
АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре как средством формирования творческой духовно – нравственной личности в нашем саду реализуется проект «Календарь народной тряпичной куклы».
Главным продуктом данного проекта станет мини-музей «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы.
На этапе завершения работы планируем достичь следующие результаты: расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
Мельниченко Елена Сергеевна-
воспитатель,
МОУ Батаминская СОШ дошкольная группа
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
«КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции.
Народные традиции, игры, развлечения в настоящее время уступают место компьютерным играм, и пластмассовым куклам, мало похожим на образ человека. Многих детей окружают искусственные материалы, которые не свойственным потребностям ребенка. Процесс знакомства с народным искусством, должен быть органично связан с развитием ребенка , искусство должно окружать детей, и приобщать к нему нужно с раннего возраста. Ребенок может знакомиться с традициями, культурой своего народа через колыбельные, сказки, потешки, через рукотворные вещи, хранящие теплоту рук их автора.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Таким образом, коллективом нашего детского сада и инициативной группой родителей был задуман проект «КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ».
Целью данного проекта является - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Перед собой мы поставили ряд задач:
- Обучающие: знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
-Развивающие: формировать творческую активность, самостоятельность и эмоционально- чувственную культуру детей;
- Воспитательные: воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.
Участниками проекта стали дошкольники в возрасте от 5 до 8 лет, родители и педагоги.
Сроки реализации проекта - 1 год (февраль 2024 года – февраль 2025 года).
Проект включает в себя 3 этапа:
Этап I. Организационно-подготовительный (февраль 2024 г. – март 2024 г.)
Данный этап включал в себя определение основных направлений работы, изучение теоретических и практических наработок по теме. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, сценария праздников; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования. Изучение мнения родителей (анкетировние), взятие письменных согласий родителей на участие детей в проекте.
Этап II. Практический (март 2024 – февраль 2025 г.)
На данном этапе осуществляется работа педагогического коллектива и родителей в режиме проектной деятельности.
Этап III. Заключительный (февраль 2025 г.)
На этом этапе будет осуществляться подведение итогов работы по внедрению и апробированию проекта, анализ результатов деятельности проекта, оценка эффективности и целесообразности реализации данного проекта.
Наш план работы над проектом построен на календаре народных
праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол.
Каждому месяцу годового цикла соответствует своя куколка, а то и несколько.
Для проекта мы выбрали по одной кукле каждого месяца. Родители сами изъявили желание изготовить куклу определенного месяца. Так постепенно месяц за месяцем у нас рождался в группе свой мини-музей народной тряпичной куклы.
№ | Месяц | Тряпичная кукла |
ВЕСНА | ||
1 | Март | Каркуша (весеннее равноденствие) |
2 | Апрель | Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье) |
3 | Май | Кукушечка (перед Троицей) |
ЛЕТО | ||
4 | Июнь | Кубышка-травница (аромакукла) |
5 | Июль | Купавка (Иван Купала) |
6 | (Июль)Август | Покосница |
ОСЕНЬ | ||
7 | Сентябрь | Зерновушка(Крупеничка) |
8 | Октябрь | Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы) |
9 | Ноябрь | Параскева Пятница |
ЗИМА | ||
10 | Декабрь | Спиридон-солнцеворот |
11 | Январь | Рождественская коза |
12 | Февраль | Масленица |
Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают информацию о народных календарных праздниках, традициях, о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол.
В промежутках от изготовления календарных обрядовых кукол мы с ребятами мастерим игровые виды кукол. Таким образом, у детей практически закрепляются полученные знания о предназначении разных видов кукол, и появляется активное желание и интерес их мастерить.
С готовыми куклами дети играют, оттеснив промышленные игрушки. А это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка.
В проекте выделены несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные; прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Также, мы предусматриваем деятельность с разными группами участников проекта.
Деятельность с детьми:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Продуктивная деятельность (изготовление игровых тряпичных кукол, открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);
-Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам;
-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
-Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в нашей семье»
-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
Деятельность с родителями:
- консультации на духовно-нравственные темы;
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении
- Совместные праздники, беседы;
- Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в нашей семье»;
- Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей;
- Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.
Деятельность с педагогами:
- Консультации, беседы;
-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
- Разработка сценариев праздников и конспектов занятий;
- Анкетирование и тестирование.
Данный проект – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, благочестивое содержание, связанное с событиями русского народа, церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок. Темы для рисования, лепки, аппликации, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, праздничные утренники подчинены достижению основной цели – духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Главным продуктом проекта станет мини-музей в группе «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы. Куклы будут изготавливаться детьми совместно с воспитателями и родителями.
Побочными продуктами станут выставки детских рисунков и поделок, тематические альбомы, мультимедиапрезентации, сценарии занятий, подборки мультфильмов.
Каждый проект задумывается для достижения конкретных результатов. На этапе завершения работы над проектом мы планируем достичь следующие результаты:
- расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
- Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.
- Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более коммуникабельным, речь ребенка станет более развитой и обогащенной новыми духовными словами.
Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Наш опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.
Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения выставок, праздников и дети, и их родители уже не только научились изготавливать народные куклы, но и получают новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании.
В Зиминском районе есть хорошие традиции - делиться с коллегами удачным опытом. Надеемся, что наш опыт будет ценен и полезен другим общеобразовательным учреждениям по формированию духовности у детей дошкольного возраста.
Хочется закончить свое выступление словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г.
2. Нелли Шайдурова: Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие.
Детская литература:
3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
4. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка».
Интернет ресурсы:
5.Славянские куклы: www.liveinternet.ru
6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
7. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
В случае отбора на секцию доклад будет сопровождаться презентацией.
Для выступления текст доклада будет сокращен.
И вот с февраля по март 2024 г на организационно-подготовительном этапе нами была определена цель данного проекта- приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
А также определены задачи проекта, которые вы видите на слайде.
- Обучающие: знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
-Развивающие: формировать творческую активность, самостоятельность и эмоционально- чувственную культуру детей;
- Воспитательные: воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.
Мы подобрали литературу, сценарии праздников; обсудили с педагогами вопросы, связанные с проведением проекта. (слайд)
Наш план работы над проектом построен на календаре народных
праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол.
Каждому месяцу годового цикла соответствует своя куколка, а то и несколько.
Для проекта мы выбрали по одной кукле каждого месяца. Родители сами изъявили желание изготовить куклу определенного месяца. Так постепенно месяц за месяцем у нас рождался в группе свой мини-музей народной тряпичной куклы.
№ | Месяц | Тряпичная кукла |
ВЕСНА | ||
1 | Март | Каркуша (весеннее равноденствие) |
2 | Апрель | Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье) |
3 | Май | Кукушечка (перед Троицей) |
ЛЕТО | ||
4 | Июнь | Кубышка-травница (аромакукла) |
5 | Июль | Купавка (Иван Купала) |
6 | (Июль)Август | Покосница |
ОСЕНЬ | ||
7 | Сентябрь | Зерновушка(Крупеничка) |
8 | Октябрь | Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы) |
9 | Ноябрь | Параскева Пятница |
ЗИМА | ||
10 | Декабрь | Спиридон-солнцеворот |
11 | Январь | Рождественская коза |
12 | Февраль | Масленица |
(слайд)
В настоящий момент нами осуществляется практический этап проекта
(март 2024 – февраль 2025 г.)Мы с детьми уже погрузились в историю девяти тряпичных кукол, которые связаны с народными православными праздниками и событиями.
В март- Каркуша (весеннее равноденствие), в апреле -Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье) , в мае- Кукушечка (перед Троицей) , в июне- Кубышка-травница (аромакукла), в июле- Купавка (Иван Купала), в августе- Покосница, в сентябре -Зерновушка(Крупеничка), в октябрье-Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы), в ноябре-Параскева Пятница.
Раскрывая историю и значение православных праздников, событий русского народа мы предусматриваем деятельность с разными группами участников проекта.
с детьми:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы;
- Продуктивная деятельность (изготовление игровых тряпичных кукол, открыток к праздникам);
-Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов;
-Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в нашей семье»
-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
(слайд) с родителями:
- консультации на духовно-нравственные темы;
- Совместные праздники, беседы;
- Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в нашей семье»;
- Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей;
- Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.
(слайд) с педагогами:
- Консультации, беседы;
-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
- Разработка сценариев праздников и конспектов занятий;
(слайд) В нашем селе Батама есть хороший ресурс -православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, краеведческий музей, строится церковь – это места, где есть возможность организовать экскурсии для детей.
(слайд) Создавая проект, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, не стали изобретать нечто кардинально новое, а решили организовывать встречи с бабушками, которые глубоко знают основу праздников. Таким образом они помогают нам раскрыть содержание запланированных православных праздников.
(слайд) 2 Но главным продуктом нашего проекта станет мини-музей в группе «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы. Куклы будут изготавливаться детьми совместно с воспитателями и родителями.
Впереди у нас еще знакомство и изготовление трех кукол из зимнего календаря (Спиридон-солнцеворот, Рождественская коза, Масленица).
(слайд) Заключительный этап запланирован в феврале 2025 г. На этом этапе будет осуществляться подведение итогов работы по внедрению и апробированию проекта.
На этапе завершения работы над проектом мы надеемся, что дети будут знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков.
(слайд) Но главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В Зиминском районе есть хорошие традиции- делиться с коллегами своими идеями и приобретенным опытом. Мы обязательно поделимся своими наработками с коллегами из других дошкольных учреждений на РМО. Надеемся, что наша идея будет интересна другим общеобразовательным учреждениям по формированию духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Хочется закончить свое выступление словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников толерантного отношения к представ...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...
