ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»
проект

Мельниченко Елена Сергеевна

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Необходимо  стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

С целью приобщения  детей дошкольного возраста к народной культуре как средством формирования творческой духовно – нравственной личности в нашем саду реализуется  проект  «Календарь народной тряпичной куклы».

Главным продуктом  данного проекта станет мини-музей «Народная тряпичная кукла», календарь  народной тряпичной куклы. 

На этапе  завершения работы планируем достичь следующие результаты: расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через  историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_chteniya_24._melnichenko_e_s.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мельниченко Елена Сергеевна-

 воспитатель,

МОУ Батаминская СОШ дошкольная группа

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

«КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»

АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Необходимо  стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

С целью приобщения  детей дошкольного возраста к народной культуре как средством формирования творческой духовно – нравственной личности в нашем саду реализуется  проект  «Календарь народной тряпичной куклы».

Главным продуктом  данного проекта станет мини-музей «Народная тряпичная кукла», календарь  народной тряпичной куклы.  

На этапе  завершения работы планируем достичь следующие результаты: расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через  историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

Мельниченко Елена Сергеевна-

 воспитатель,

МОУ Батаминская СОШ дошкольная группа

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

«КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества.

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи.  Необходимо  стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству.   Приобщение к нему  детей является средством формирования у них патриотических чувств.  Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции.

Народные  традиции, игры, развлечения в настоящее время уступают место компьютерным играм, и пластмассовым куклам, мало похожим на образ человека. Многих детей окружают искусственные материалы, которые не свойственным потребностям ребенка. Процесс знакомства с народным искусством, должен быть органично связан с развитием ребенка , искусство должно окружать  детей, и приобщать к нему нужно с раннего возраста. Ребенок может  знакомиться с  традициями, культурой своего народа через колыбельные, сказки, потешки, через рукотворные вещи, хранящие теплоту рук их автора.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка.        

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей.  В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет  познавательную и образовательную роль.

 Таким образом,  коллективом нашего детского сада и инициативной группой родителей был задуман  проект  «КАЛЕНДАРЬ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ».

Целью данного проекта является   - приобщение  детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Перед собой мы поставили ряд задач:

 - Обучающие: знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения  для людей; обобщать и систематизировать  представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

-Развивающие: формировать творческую активность, самостоятельность и эмоционально- чувственную культуру детей;

- Воспитательные: воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.

        Участниками проекта стали дошкольники в возрасте от 5 до 8 лет, родители и педагоги.

        Сроки реализации проекта  - 1 год (февраль  2024 года – февраль  2025 года).

Проект включает в себя 3 этапа:  

Этап I. Организационно-подготовительный   (февраль 2024 г. – март 2024 г.)

Данный этап включал в себя определение основных направлений работы,  изучение  теоретических  и практических  наработок по теме. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, сценария праздников; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования. Изучение  мнения родителей (анкетировние), взятие письменных согласий  родителей на участие детей в проекте.

Этап II. Практический (март 2024 – февраль 2025 г.)

На данном этапе осуществляется  работа педагогического коллектива и родителей  в режиме проектной деятельности.

Этап III. Заключительный (февраль 2025 г.)

На этом этапе будет осуществляться  подведение итогов работы по внедрению и апробированию проекта, анализ  результатов  деятельности  проекта, оценка  эффективности и целесообразности реализации данного проекта.

Наш план  работы над проектом построен  на  календаре  народных

 праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол.

Каждому месяцу годового цикла соответствует своя куколка, а то и несколько.

Для проекта мы выбрали по одной кукле каждого месяца. Родители сами изъявили желание изготовить куклу определенного месяца. Так постепенно месяц за месяцем у нас рождался в группе свой мини-музей народной тряпичной куклы.

Месяц

Тряпичная кукла

ВЕСНА

1

Март

Каркуша (весеннее равноденствие)

2

Апрель

Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье)

3

Май

Кукушечка (перед Троицей)

ЛЕТО

4

Июнь

Кубышка-травница (аромакукла)

5

Июль

Купавка (Иван Купала)

6

(Июль)Август

Покосница

ОСЕНЬ

7

Сентябрь  

Зерновушка(Крупеничка)

8

Октябрь

Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы)

9

Ноябрь

Параскева Пятница

ЗИМА

10

Декабрь

Спиридон-солнцеворот

11

Январь

Рождественская коза

12

Февраль

Масленица

Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают  информацию  о  народных  календарных  праздниках,  традициях,  о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол.

В промежутках  от изготовления календарных обрядовых кукол мы с ребятами мастерим игровые виды кукол.  Таким  образом,  у  детей  практически  закрепляются  полученные знания о предназначении разных видов кукол, и появляется активное  желание и интерес их мастерить.

С готовыми куклами дети играют, оттеснив промышленные игрушки. А это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка.

В  проекте выделены несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные; прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Также,  мы предусматриваем деятельность с разными группами участников проекта.

Деятельность с  детьми:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы, беседы-обсуждения;

- Продуктивная деятельность (изготовление  игровых тряпичных кукол,  открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

-Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам;

-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

-Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в  нашей семье»

-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Деятельность с родителями:

- консультации на духовно-нравственные темы;

- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

- Совместные праздники, беседы;

- Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в  нашей семье»;

- Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей;

- Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.

Деятельность с педагогами:

- Консультации, беседы;

-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

- Разработка сценариев праздников и конспектов занятий;

- Анкетирование и тестирование.

Данный проект – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, благочестивое содержание, связанное с событиями русского народа, церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок.  Темы для рисования, лепки, аппликации, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, праздничные утренники подчинены достижению основной цели – духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Главным продуктом проекта станет мини-музей в группе  «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы.  Куклы  будут изготавливаться детьми совместно с воспитателями и родителями.

Побочными продуктами  станут выставки детских рисунков и поделок, тематические альбомы, мультимедиапрезентации, сценарии занятий, подборки мультфильмов.

Каждый проект задумывается для достижения конкретных результатов. На этапе  завершения работы над проектом мы планируем  достичь следующие результаты:

  • расширение кругозора всех участников проекта: узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через  историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в  вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.
  • Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком,  отношения  родителей и детей станут  более близкими и доброжелательными.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).

Предполагается, что ребенок станет более коммуникабельным, речь ребенка станет более развитой и обогащенной  новыми духовными словами.  

  Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Наш опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения выставок, праздников и дети, и их родители уже не только научились изготавливать народные куклы, но и получают новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании.

В Зиминском районе есть хорошие традиции  - делиться с коллегами удачным опытом. Надеемся, что наш опыт будет ценен и полезен другим общеобразовательным учреждениям по формированию духовности у детей дошкольного возраста.

Хочется закончить свое выступление словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г.                                                        

2. Нелли Шайдурова: Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие.
Детская литература:

3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492                                                                                  

4. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка».

Интернет ресурсы:

5.Славянские куклы: www.liveinternet.ru                                                               

6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.                                                      

7. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

В случае отбора на секцию доклад будет сопровождаться презентацией.

                                 Для выступления текст  доклада  будет сокращен.

        

И вот с февраля по  март 2024 г на организационно-подготовительном этапе нами была определена цель данного проекта- приобщение  детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

А также определены  задачи проекта, которые вы видите на слайде.

- Обучающие: знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения  для людей; обобщать и систематизировать  представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

-Развивающие: формировать творческую активность, самостоятельность и эмоционально- чувственную культуру детей;

- Воспитательные: воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.

Мы подобрали литературу, сценарии праздников; обсудили с педагогами вопросы, связанные с проведением проекта. (слайд)

Наш план  работы над проектом построен  на  календаре  народных

 праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол.

Каждому месяцу годового цикла соответствует своя куколка, а то и несколько.

Для проекта мы выбрали по одной кукле каждого месяца. Родители сами изъявили желание изготовить куклу определенного месяца. Так постепенно месяц за месяцем у нас рождался в группе свой мини-музей народной тряпичной куклы.

Месяц

Тряпичная кукла

ВЕСНА

1

Март

Каркуша (весеннее равноденствие)

2

Апрель

Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье)

3

Май

Кукушечка (перед Троицей)

ЛЕТО

4

Июнь

Кубышка-травница (аромакукла)

5

Июль

Купавка (Иван Купала)

6

(Июль)Август

Покосница

ОСЕНЬ

7

Сентябрь  

Зерновушка(Крупеничка)

8

Октябрь

Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы)

9

Ноябрь

Параскева Пятница

ЗИМА

10

Декабрь

Спиридон-солнцеворот

11

Январь

Рождественская коза

12

Февраль

Масленица

(слайд)

В настоящий момент нами осуществляется практический этап проекта

(март 2024 – февраль 2025 г.)Мы с детьми уже погрузились в историю девяти тряпичных кукол, которые связаны с народными православными праздниками и событиями.

В март- Каркуша (весеннее равноденствие), в апреле -Пасхальная голубка (Пасха, Вербное воскресенье) , в мае- Кукушечка (перед Троицей) , в июне- Кубышка-травница (аромакукла), в июле- Купавка (Иван Купала), в августе- Покосница, в сентябре -Зерновушка(Крупеничка), в октябрье-Десятиручка (Покров Пресвятой Богородицы), в ноябре-Параскева Пятница.

Раскрывая историю и значение православных праздников, событий русского народа мы предусматриваем деятельность с разными группами участников проекта.

с детьми:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы;

- Продуктивная деятельность (изготовление  игровых тряпичных кукол,  открыток к праздникам);

-Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов;

-Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в  нашей семье»

-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

(слайд) с родителями:

- консультации на духовно-нравственные темы;

- Совместные праздники, беседы;

- Оформление фотоальбома «Тряпичная кукла в  нашей семье»;

- Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей;

- Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.

(слайд) с педагогами:

- Консультации, беседы;

-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

- Разработка сценариев праздников и конспектов занятий;

(слайд) В нашем селе Батама есть хороший ресурс -православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, краеведческий музей, строится церковь – это места, где есть возможность организовать экскурсии для детей.  

(слайд) Создавая проект, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, не стали изобретать нечто кардинально новое, а решили организовывать встречи с бабушками, которые глубоко знают основу праздников. Таким образом они помогают нам раскрыть содержание запланированных православных праздников.

(слайд) 2 Но главным продуктом нашего проекта станет мини-музей в группе  «Народная тряпичная кукла», календарь народной тряпичной куклы.  Куклы  будут изготавливаться детьми совместно с воспитателями и родителями.

 Впереди у нас еще знакомство и изготовление трех кукол из зимнего календаря (Спиридон-солнцеворот, Рождественская коза, Масленица).

(слайд) Заключительный этап запланирован в феврале 2025 г. На этом этапе будет осуществляться подведение итогов работы по внедрению и апробированию проекта.

На этапе завершения работы над проектом мы надеемся, что дети  будут знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков.

(слайд) Но главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В Зиминском районе есть хорошие традиции- делиться с коллегами своими идеями и приобретенным опытом. Мы обязательно поделимся своими наработками с коллегами из других дошкольных учреждений на РМО. Надеемся, что наша идея будет интересна другим общеобразовательным учреждениям по формированию духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Хочется закончить свое выступление словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представ...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...