Проект: "Воинская Слава казака"
проект (подготовительная группа)

Гринь  Наталья Владимировна

Проект: "Воинская Слава казака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentation_1.docx333.29 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ ДС №46 «Алёнушка»

Проект:

«Воинская слава казака»

Разработала: Воспитатель по казачеству

первой квалификационной категории

Гринь Наталья Владимировна

г. Белая Калитва

2025г.

 Тип проекта: творческий.

Содержание проекта: педагог по казачеству, педагоги, семьи участников проекта, обучающиеся группы, их родители, сотрудники МБДОУ.

Срок проведения: в течении недели.

                                       Актуальность проблемы:

Не малое внимание уделено аспекту знакомства детей с истории возникновения и развития донского казачества. Развитие творческого потенциала детей средствами фольклора и слово творчества связанных с передачей традиций бытующей в Ростовской области.  Большое значение имеет развитие интереса у детей и коллекционированию, желанию собирать и добавлять. Добывать информацию о предметах; старинных фотографиях, игрушках, предметах быта и другое.  Совместно с воспитателем и родителями. Данная работа способствует развитию гордости за героическое прошлое героев-казаков, развитие интереса, обрядам, развития   чувства коллективного творчества.

Цель проекта: Знакомство с историей памяти войсковой казачьей славы.

Задачи: формирование интереса к истокам культуры родного края; сохранение и развитие казачьей культуры; развитие гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного и толерантного воспитания подрастающего поколения.  Побуждать к изучению культурно-исторических традиций Донского казачества и особенностей Донского края.

воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству;

Задачи проекта: 

1. Отследить эффективность проекта как формы работы с детьми и родителями.

2. Прививать у детей и их родителей, интерес к истории и культуре казаков.

 3. Отследить динамику формирования знания об истории казачества у детей и родителей.

 Предполагаемый результат:

 1. Выявить родителей, связанных с историей казачества

2. Собрать фотографии, предметы быта литературу по истории казачества для пополнения мини-музея казачьего быта.

 3. Получить передовой педагогический опыт по активизации детей.

 4. Познакомить детей с казаками – атаманами Донского казачества прошлого и настоящего. Познакомить с портрета атамана М. Платова, И.Краснощекова и действующим атаманом Усть – Белокалитвинского казачьего Юрта Н.А. Тимошенко. Вместе с детьми прочитать литературу об атаманах прошлых лет и их заслугах.  Предложить детям рассказать о том, что они знают о воинах казаках, объявить конкурс среди детей и их родителей на лучший рассказ о казачестве с использованием семейных реликвий или другого материала, об истории и традициях казачества.

Подготовительная работа: «Встреча с интересными людьми. Встреча с наставником из казачьего Усть – Белокалитвинского Юрта», «Экскурсия в казачий им. М. Платова кадетский корпус», «Экскурсия в историко – краеведческий музей г. Белая Калитва», «Экскурсия по аллеи Славы 70 лет Победы», беседы о героях – казаках;  просмотр ИКТ презентации «Атаманы Донского края», «Экскурсия в музей  православной культуры», «Посвящение в казачата»,  прошли обряд «Причастия»; Рассматривание иконы, Герба РФ, Флага ВВД; Флага России; Д\И «Собери казака в поход», Д\И «Казак – рождается воином», Д\И «Одежда казаков», Д\И «Моя малая Родина»;

 Рассматривание альбомов: «Знаки и отличия Донского казачества», «Оружия казаков», «Ордена и наград атаманов Донского казачества»; Чтение стихотворения «Лампасы»,  чтение сказки «Сказка о Платове», заучивание пословиц  и поговорок об атаманах и казаках,  заучивание заповедей казаков;  слушание и подпевание  Гимна Всевеликого Войска Донского;  Разучивание и пение Гимна России; Разучивание казачьих песен: «Если хочешь быть военным», «Приезжайте в гости к нам», казачьи П\И: «Конь- огонь», «Папаха», «Не урони папаху», «Атаман и кот», «Казачок бежит по кругу», «Нагайка», забавы казаков -«Шермиции».

 Участники мероприятия: педагоги, обучающиеся, родители.

 Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с историей возникновения донского казачества, учить отличать воинов, казаков по одежде. Знакомить детей с героями – казаками.

Развивающие: Развивать творческий потенциал детей по средствам фольклора и словотворчества связанных с передачей художественных традиций, бытующий в Ростовской области. Развивать интерес к истории казачества, обычаям, традициям наших предков – казаков.  Развивать интерес к старинным предметам, предметам быта.  Формировать интерес к подлинным предметам старины, развивать способность извлекать информацию из различных источников.

 Воспитывающие: Воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам, развивать чувство коллективного творчества.

 Материал: музыкальный зал оформлен в виде казачьей станицы, кухонная утварь лавки, предметы быта, посуда, оружие казаков – шашки, нагайки.

Ход мероприятия:

                                   «Воинская слава казака». 

                    (Под казачью песню дети заходят в зал).

Казачка 1: Здорово ночевали, гости дорогие! 

                    Старые, да молодые, веселые, да удалые!

Дети и гости: Слава Богу!

Казачка 2: Милости просим в Донскую станицу,

         Будем сегодня плясать и веселиться!

Средь полей бескрайних 

Живёт народ – казачий,

Их роду нет конца.

Им любо то, что свято,

Ведь дружбою богаты,

Гостеприимством, песнями, отвагами сильны!                

                                    Казачья песня «Вороной»

(казачата по одному делают шаг вперёд и рассказывают стихотворения).

Ребенок 1: Станица, родина моя,

                  Для нас ты много значишь!

                 Прими же ты от нас поклон,

                  Земной поклон тебе, казачий! (дети кланяются).

Ребенок 2: Хранили, казаки, Россию,

Свой дух крепили, Родину любя.

Родные степи, край, что сердцу милый, нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ребенок 3: Много было под конями ветра.

               Шли они в пустынях и лесах

                  Память о казачестве бессмертна,

                 Подвиги казачества в сердцах.

Ребенок 4: Вольный Дон, степные просторы,

               Как красив твой осенний наряд

                   Здесь мой прадед казачку встретил

                   Много лет уж тому назад.

Ребенок 4: Тут жили наши предки,

                     Рос виноград в саду,

                     Родные станицы, разливы пшеницы,

                       И я тоже здесь живу.

Ребенок 5: Казаком родиться, не каждому дано

                   Безо всяких традиций, а просто – суждено!

                    Раз так, наденешь форму и встанешь в общий строй,

                     Для казака – как норма: хранить людской покой!

                   Казачья песня «Если хочешь быть военным».

Казачка: Ох, и славно играют песни наши казаки! А сейчас посмотрим, что еще о казаках знают.           

  Голове не будет страха, если есть на ней … /папаха/

  Кому - плащ, кому - тужурка, казаку – казачья…. /бурка/

  Что удобней для ноги: туфли или… /сапоги/

1.А кто же главный у казаков? - (Атаман)

2.А каких атаманов знаете? (И.М. Краснощеков, М.И. Платов, Н.А. Тимошенко)

3. А как называется собрание у казаков? (Круг)

4. Где собирались казаки на собрание? – (На Майдане)

5. А что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

6. А что выкрикивают казаки, если согласны с выбором? - (Любо!)

7. Как называется головной убор казака? - (Папаха) (Фуражка)

Казачка: Ай, да казаки в «Папаху» играть!

                                         Игра «Папаха».

(Под музыку по кругу пускается папаха. На ком музыка останавливается, тот должен надеть папаху и проскакать по кругу. Стоящие дети по кругу хлопают в ладоши и кричат - Любо! Любо! Любо!)

                                          (дети сели).

(Звучит музыка выходят дед – казак и его баба с корзиной, разговаривают)

Дед: Опять ты меня баба на базар тащишь.

Баба:А як же, старый, сала надобно купить пару фунтов, да не-е - мало, фунтов пять.

Дед: Как же я табе все это дотащу, можеть коня еще купим, то моя кобылка уж совсем стара стала.   Я бы тогда на бричке, сколько хошь довезу тебе.

Баба: Ишь ты коня схотел!  Ой, че то мы идем, идем, эй, милая (обращается к казачке ведущей) базар далече иль как?

Казачка 1. Здорово ночевали люди добрые, а базар в другой стороне.                                                                

Баба: А куды это мы попали?                                                                                        

            Казачка 2: В детский сад «Алёнушка».  У нас здесь казаки удаль и ловкость                                                                                 свою показывают.

           Дед: Так я тоже казак, давай баба тут останемся, да посмотрим какие нынче казачата, а на базар апосля пойдем.

               Баба: Да и то правда, давай поглядим, можеть наша помощь понадобится, мы то все знаем о казаках, да о обычаях казачьих, подскажем че не так.

Казачка 1.: Проходи матушка, садись, удобно тебе? А Ты отец вот тут присаживайся. Старшим –уважение и почет.

Дед: Я в ентом деле знаток! Тоже хочу испытать казачат.

Казачка 2: Конечно отец, мы только рады будем!

Дед: А ну-ка хлопцы скажите мне, кто для казака друг родной и товарищ дорогой?  

Дети. Конь.

Казачка: Застоялся наш «Огонек», а ну – ка хлопцы, да девчата выходите, удаль свою покажите!

                                        Игра «Конь - огонь»

(Дети стоят по кругу ведущий скачет на коне со словами: «У меня есть конь! Этот конь –огонь, догони меня, моего коня!». Над кем остановился становятся спинами друг к другу и кричат: 1,2,3, - беги! Кто первый добежит до коня, тот и выиграл).

Дед: Любо, скачуть! Любо!  Да хлопчики, без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. Казак без коня кругом сирота!

                                  (поет и на бабу смотрит).

Баба: Да ладно старый, купим коня, не причитай.

Дед: Вот у меня баба, усе понимает. Ну не можеть жить казак без коня и шашки!  Не зря же народ гутарит: «Где казак, там и слава!»

Казачка 1. А мы сейчас покажем, что такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!  

                            Танец с шашками и нагайками.

Дед: Лихо владеют шашками казаки!

Казачка 2: Не только шашкой махать казаки мастера, но и казачьи заповеди соблюдают всегда! Хлопцы, да девчата выходите, да заповеди расскажите!

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово для казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Сам погибай, а товарища – выручай!

9. Будь трудолюбив – не бездействуй!

10. береги свою семью, служи ей примером!

Дед: Молодцы, всё-то вы знаете 

Баба: Кто в казачьих семьях занимался домашним хозяйством?

Дети: Хозяйки – казачки, девчата.

Баба: Верно! Хозяйка в дому, что пчела в саду. Не та хозяйка, что много говорит, а та что щи варит.  

 Казачка 1: Девочек в казачьих семьях учили вести домашнее хозяйство, шить, вышивать, готовить, кудель прясть, вязать, обшивать всю семью и быть помощницами своим мужьям. А еще казачки любили песни петь и танцевать

                                            (выходят девочки)

Девочка: Мы девчонки непростые,

                   Мы казачки удалые.

                  Учимся мы вышивать,

                   Борщ варить, детей качать.

                    Можем даже станцевать.    

                                 Танец «Молодая молода»

Баба: Гарны, дивчины! Настоящие казачки! Петь, плясать мастерицы!

Казачка: Предлагаю себя показать, да в игру поиграть, казачий говор вспомнить!

                                       Игра «Нагайка»

 (Правила игры: дети становятся в круг. Под звучание казачьей песни передаётся нагайка по кругу. Музыка останавливается, и у кого нагайка в руках, тот выходит в центр круга. Ему называется одно из старинных казачьих слов, а он должен сказать, что оно означает и ударить нагайкой об пол и т.д.) 

Вечерять – ужинать;                                                                                                

Гутарить – разговаривать;                                                                                                                                                                                                                      

Курень- дом; Чирки - спички                                                                                                  

Цыбарка- ведро; Сапетка - корзинка                                                                                                              

Атаман- командир                                                                                                                        

Рушник – полотенце; Завеска- фартук                                                                                                                    

Нагайка –плётка; Глечик - кувшин

Забор – плетень; Круглик – круглый пирог

Узвар – компот из сухофруктов

Бабаня – бабушка; Маманя – мама

Ходики – часы; Кочет- петух

Дед: Любо! Лихость да сноровка у казачат есть! Казачьи законы они знают и старших почитают! Да к тому же хорошо поют и пляшут!  Словом, дух казачий в них живет!  Не даром говорят: «Где казак, там и слава!».

Ребенок: Ответственно и почётно быть казаком.

                  Мы - будущие защитники Родного края

                      И всей нашей страны!

                                Выходят мальчики с шашками.

1Мальчик: Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик: Мы донские казачата,

                      Славных прадедов внучата.

                      Век готовы мирно жить,

                      Дону-батюшке служить!

3 мальчик: Независимый, свободный род казачий очень гордый!

   И не даром на Руси всем знакомы казаки!

4 мальчик: А без шашки и коня    не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята   все лихие казачата.

                        Песня «Приезжайте к нам на Дон».

Под казачью песню «Ехали казаки домой» дети выходят из зала.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Слава тебе, Господи, что мы казаки!"

Занятие по быту Донского края...

Воинская слава Кубанских казаков

Данное занятие разработано для детей 6-7 лет и может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений и педагогами дополнительного образования в течение года. Оно знакомит ребят с ис...

Конспект занятия НОД по развитию речи «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.»

Программное содержание:Продолжать учить детей внимательно слушать, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Упражнять детей в согласовании слов в предложении, помогать правильно ...

ПРОЕКТ «ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ - СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»

Организация культурных практик дошкольников, способствующих проявлению интереса к истории нашей страны, еë героическому прошлому; воспитанию уважительного отношения к героям и участникам войны, пережи...

В рамках Всероссийского фестиваля – конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» 2024 год. Сценарий мероприятия: «ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА»

Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества. Познакомить с легендарными казаками-героями.Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.Воспитывать ...

Проект: "Воинская слава казака"

Проект: "Воинская  слава казака"...