Сценарий занятия для детей 5-6 лет Тема: Родная улица моя.
план-конспект занятия (старшая группа)

Корнеева Елена Ивановна

Приобщение детей к истории родного города через мини-исследование своей улицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_stsenariy_zanyatiya.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия для детей 5-6 лет

Тема: Родная улица моя.

Разработчик: Головина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99» г. Курска; Погудина Оксана Николаевна, старший воспитатель МБДОУ №7 г. Курска; Корнеева Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ № 65» г. Курска

Цель: приобщение детей к истории родного города через мини-исследование своей улицы, развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей детей.

Задачи.

Образовательные:

  1. Учить ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на центральных улицах г. Курска (Димитрова, Радищева, Ленина и др.), своей улице.
  2. Уточнять и расширять знания о родном городе, о его достопримечательностях.
  3. Формировать систему представлений о малой родине.
  4. Формировать эмоциональной отклик на художественное и литературное произведение, эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную, речевую активность воспитанников, любознательность, наблюдательность, обогащение словаря.

Воспитательные:

  1. Чувство патриотизма и любви к малой Родине, вызывать у воспитанников чувство восхищения и гордости своим родным городом, улицей на которой живет.
  2. Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивым.

Активизация словаря: Названия улиц, зданий и объектов, расположенных на конкретных улицах.

Подготовительная работа: Чтение произведений, пословиц (объяснение), рассматривание картин (фотографий) о Родине, о родном городе, улицах, зданиях, отгадывание загадок, экскурсии по городу с родителями, виртуальные экскурсии по улицам, беседы, создание проблемных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление домов, зданий для макета «Проспект Кулакова» (в семьях воспитанников), разучивание слов песни М.С. Толстенок «Чудесный край» и др.

Оборудование: макеты домов, зданий; мультимедийное оборудование; карта проспекта Кулакова; мяч.

Общий алгоритм знакомства детей 5-6 лет с родной улицей.

1.Введение в тему.

2. Проблемная ситуация.

3. Рассматривание таблички «Название улицы»

4. История возникновения названия улицы. Возраст улицы. Менялось ли ее название.

5. Что расположено на улице? Магазины, дома, почта, аптеки, школа, храм.

6. Какая моя улица? (широкая, узкая, тихая, шумная, чистая, красивая…)

7. «Назови свой домашний адрес» (улицу, номер дома, квартиру и этаж).

8. Практическая работа. Макетирование – создание макета улицы.

9. Составление описательного рассказа о своей улице (с использованием мнемотаблицы, макета, фотогорафии, рисунка, карты и др.)

Ход занятия.

  1. Введение в тему.

Воспитатель. Ребята, как называется наш город, в котором мы живем? (г. Курск). А вы знаете, что скоро Курск будет отмечать свое 1000-летие основание города в 2032 году. Я предлагаю нам всем в честь такой памятной даты совершить путешествие по улицам родного города, чтобы еще лучше узнать его историю.

  1. Раскрытие темы.

Воспитатель. (показать иллюстрацию). Здесь художник А.А. Дейнека (мы уже знакомы с его картинами) изобразил не спорт или сражение, а курскую улицу после дождя. Картина А.А. Дейнеки «После дождя» (Курск, 1925 г, Третьяковская галерея)

Можно ли про эту улицу сказать, что она центральная? (нет, на ней не было мостовой, после дождя грязно, лужи, по ней гоняли скот, дома не очень большие).

Воспитатель. Почему же художник А.А. Дейнека не изобразил центральную улицу на своей картине? Ведь они и тогда, до войны были больше, солиднее, оживленнее? (Подсказка: работа Дейнеки «Мать и сестра».  Наверное, эта улица была для него роднее, в детстве он жил на ней или на похожей.)

Посмотрите еще раз на картину «После дождя». на доме слева над входом – полукруг в окружении двух столбиков. Видели ли вы такие над домами в Курске? (Таких много осталось над старыми частными домами, особенно в Казацкой, Стрелецкой.)

  1. Виртуальное путешествие и макетирование на примере центральных улиц г. Курска

Воспитатель. Какие улицы в городе главные, центральные? (На них важные здания, где работает руководство, театры, музеи, магазины, они широкие, по ним удобно и интересно гулять.)

Где центр, середина города или села? (У почты, в большом городе – у главпочтамта. От него измеряются все расстояния.)

Ведь, улицы – это родословная города. За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное. Какова история улиц нашего города.

Воспитатель: Улица Стрелецкая. Стрельцы исполняли воинскую службу в пешем строю и жили на улице Стрелецкой. Улица Пушкарная. Пушкари служили в походной артиллерии и жили на улице Пушкарная. Улица Ямская. Ямщики несли почтовую службу. Селения, в котором они жили, называлось Ям. Ям, по-татарски, означает станция, где менялись лошади. Отсюда и название улицы Ямская. Улица Дружининская. На улице Дружининской жил академик историк Н.М. Дружинин. Улица Можаевская. Свое название получила от купеческого семейства Можайкиных.

Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их названиях отражается история не только города и его жителей, но и история страны. Поэтому мы должны знать, какие события происходили в городе и в стране, чьим именем названы улицы города, как их жизнь отразилась в истории и сохранить это знание для будущих поколений.

Чтение детьми стихотворений о курских улицах.

Л. Медведев «Из размышлений в г. Курске».

А предки многого не знали,

Крестились на церковный звон,

Но улицы именовали

Так, что в названьях был резон.

Московская вела в столицу,

Херсонская - на юг, в Херсон.

С годами улицы, как лица,

Меняли облик и фасон,

Но так же гнулись крутизной

Ямская с Белою горой.

На Глинище копали глину,

По выгонной гоняли скот,

А на Малиновой малину

Выращивали всякий год.

И пахло скошенной травой

Над Куром возле Луговой.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть и придумать названия новым улицам.

Речевая игра «Придумай название улице»

Цель: образование прилагательных от существительного.

Воспитатель: В нашем городе много улиц, строятся новые дома, но новые улицы еще не имеют названий. Я предлагаю вам придумать названия улиц. Например, на этой улице много школ, назовём ее «Школьная».

На этой улице аптек, назовём ее «Аптечная».

На этой улице берез, назовём ее «Березовая».

На этой улице цветов, назовём ее «Цветочная».

На этой улице есть парк, назовём ее «Парковая».

На этой улице есть институт, назовём ее «Институтская».

На этой улице есть театр, назовём ее «Театральная».

Посмотрите на землю – здесь мы изобразили главные улицы нашего города, только в сто раз меньше. Вот (для Курска) улица Ленина, рядом с ней идут улицы Радищева, Димитрова, с другой стороны – Горького. Эти улицы идут с севера на юг. А эти улицы – Садовая – Мирная, Золотая-Можаевская, Кирова – Уфимцева и другие идут поперек, пересекают их. Те части города, которые с 4-х сторон окружают улицы, называют кварталом. Мы можем перешагивать через кварталы? (Нет, там же большие дома.) А ходить по улицам? (Да, если там сейчас нет машин.)

Давайте пройдем по улице Ленина, от Красной площади до Перекальского, назовем некоторые дома. Справа, далеко внизу от нас течет речка Тускарь, слева – Кур (показать лентами). За нами сейчас Знаменский собор, ниже него Дом офицеров и цирк, где эти речки сливаются. Что там было раньше, вспомните? (Курская крепость). Идем дальше – по Красной площади. Помните – каждый наш шаг – целых сто шагов! Справа – Первомайский парк с памятником Невскому, аллеями, аттракционами. А зачем парки в городе? (В городе много машин, асфальт, суета, а в парке, как в лесу, много деревьев, можно погулять и отдохнуть).  Дальше справа – памятник Ленину, основателю советского государства, Дом Советов, слева – Главпочтамт, перед ним – знак центра Курска и всей области. Дальше слева – большой магазин, справа – Дом книги, еще дальше слева Пушкинский центр, памятник Пушкину и театр его имени. Справа – Дворец Пионеров, где дети учатся рисовать, танцевать, петь и мастерить, памятник летчице Кате Зеленко, главная библиотека, бывшая учительская семинария – здесь учили учителей (епархиальное управление).

Дальше справа – здание Государственного банка, с красивыми выступами и цветными украшениями.

Скоро мы подойдем к площади Перекальского, дальше улица Ленина не идет, она заканчивается перед медицинским университетом, где учатся врачи, а наискосок вправо идет улица Перекальского. В войну как раз по этой улице поднимались от вокзала, от моста через Тускарь бойцы Перекальского, освобождая дом за домом.

А влево наискосок идет улица Карла Маркса, если поехать по этой улице и дальше, в конце концов приедешь в Москву, столицу нашей страны.

А что такое улица, почему слово похоже на «улей»? (Улица – проход (проезд) между рядами домов, а улей – выдолбленный пустой проход в  дереве, в котором, как в домиках, живут пчелы.)

Что такое проспект? (Большая, широкая улица.)

Что такое площадь? (Широкое, просторное место в городе, обычно от площади отходят центральные улицы.)

Продуктивная деятельность.

На снегу, летом на траве или на песке, расчертить или выложить лентами можно вместе с детьми упрощенный план улиц города Курска (своего райцентра или села). Вариант – на ковре выложить лентами. Поставить коробки (макеты) на месте значимых зданий. Речки показать синими лентами. Здания и памятники, о которых идет речь, показать на фотографиях, если в помещении – на экране. Тогда «улицы» и «кварталы» выкладываются лентами, бумажными полосами, листами или маленькими ковриками на полу. Можно использовать стулья, столики.

Пройдите с родителями по своей улице. Какие достопримечательности есть на ней? Что бы вы показали своим гостям? (Большие красивые деревья, детские площадки, памятники и другое.)

Вариант занятия 2

(виртуальное путешествие и макетирование на примере пр. Кулакова г. Курска)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю нам совершить путешествие по нашему городу Курску, а именно по основной транспортной магистрали по проспекту Кулакова, через этот проспект можно выехать на трассу, ведущую в Белгород и Курчатов. Ребята, на каком транспорте, мы можем совершить это путешествие? Ответы детей: автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль. Нам с вами понадобится географическая карта проспекта Кулакова.

Вы приготовили макеты домов, зданий, которые расположены на данном проспекте.

Мы начинаем наше путешествие от остановки Льговский поворот и будем двигаться в сторону сеймского моста. Магистраль мы выкладываем сборной дорогой, вокруг которой будет устанавливать здания.

Первый объект на карте это – Курский завод КПД им. А. Ф. Дериглазова, где изготавливают железобетонные конструкции для строительства домов. Благодаря этому наш город с каждым годом становится все лучше и краше.

Устанавливаем справа макет завода КПД.

Двигаемся дальше. Остановка «Народная». Мы смотрим на карту, здесь у нас справа ТРЦ «Кристалл», задание имеет 5 этажей, а на пятом этаже есть магазин «Детский мир». Вы бывали здесь? Ответы детей.

Устанавливаем справа макет ТРЦ «Кристалл».

Теперь мы с помощью подземного перехода окажемся на левой стороне проспекта Кулакова. Здесь расположен продуктовый магазин «Европа» и множество многоэтажных домов.  

Устанавливаем макеты магазина «Европа» и домов.  

Мы провожаем путешествие по проспекту Кулакова. Остановка «Площадь Рокоссовского». Эта площадь названа в честь выдающегося полководца, Героя Курской битвы, Дважды Героя Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского.

В центре площади высится памятник К.К. Рокоссовскому, который был торжественно открыт в августе 2005 года. Автор памятника - народный художник России, известный скульптор, Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Михайлович Клыков.

С двух сторон площадь и парковую зону окружают жилые дома улицы Парковой. Здесь же находится здание администрации Сеймского округа.

Отсюда мы видим яркие, позолоченные купола строящегося храма Преображения Христова с колокольней.

Давайте установим макеты памятника К.К. Рокоссовскому, Администрации Сеймского округа, храма.

При помощи подземного перехода мы попадаем на левую сторону проспекта Кулакова, здесь располагается почта России, а на втором этаже здания - детская художественная школа № 2 имени А. А. Дейнеки. Как вы думаете, чему здесь учатся дети? Ответы детей.

Устанавливаем наши макеты.

Мы отправляемся дальше по проспекту Кулакова.

Воспитатель. Раньше эта улица носила название Рышковская, потому что здесь находилась деревня Рышково, где были одноэтажные дома. Потом стали строить многоэтажные высокие дома и улица стала большой, широкой и ее переименовали «Проспект Кулакова» в честь Федора Давыдовича Кулакова. Он жил в нашем городе, он наш земляк и как мы курянин. Федор Кулаков был Героем Социалистического труда.

Остановка «Улица Черняховского», которая названа в честь дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского. В феврале 1943 года армия под командованием Черняховского сыграла решающую роль в освобождении Курска от немецко-фашистских захватчиков.

Воспитатель.  Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда вы находитесь на улицах и площадях города? (ответы детей – Правила дорожного движения). И в этом нам поможет мультипликационный фильм (просмотр Зебра. «ПДД»).

Наше путешествие подходит к концу, проспект Кулакова заканчивается перед Сеймским мостом.

Воспитатель. Ребята, мы с вами совершили путешествие по транспортной магистрали проспекта Кулакова, построили макеты со зданиями, которые расположены на этом проспекте. Давайте сравним с картой, как вы думаете, у нас все получилось? Ответы детей.

Дидактическое упражнение «Скажи со словом «Курский» (с мячом)

Цель: согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок ловит мяч и бросает обратно мяч со словом «Курский».

Например: транспорт – курский транспорт,

улица – курская улица,

жители – курские жители,

здание – курское здание,

парк – курский парк,

заводы – курские заводы,

школа – курская школа.

Рефлексия. Игра «За что я люблю свой город?».

Наш город очень древний и современный и мы должны гордиться, что мы живем в таком славном городе. Я предлагаю вам выразить свои чувства нашему городу, начиная с предложения «Я люблю свой город за то, что …». Ответы детей.

Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что в детском саду № 99 г. Курска работала певица и поэтесса – Толстенок Маргарита Семеновна, она автор слов и музыки песни «Чудесный край» о нашем городе Курске. Давайте, мы завершим сегодняшнее мероприятие исполнением этой песни.

Работа после занятия в свободной деятельности.

  1. Рисование «Дома на моей улице».
  2. Аппликация – «Мой город».
  3. Рассматривание и создание коллажей из иллюстраций с достопримечательностями разных округов города Курска.

Рекомендации по работе с родителями (на выбор)

  1. Консультация с родителями «Знакомство детей с поэзией и творчеством курских авторов о городе Курске».
  2. Анкетирование с родителями «Знаете ли вы историю курских улиц?».
  3. Викторина с родителями по теме: «Назовите старинные названия улиц города Курска», «Узнай улицу по картине художника» (по старой фотографии улицы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей подготовительной группы на тему "Мой родной край - Татарстан"

Занятие для детей подготовительной группы, включающее региональный компонент...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Родная улица»

создание социальной ситуации развития детей посредством путешествия по улицам города Абакана...

Развивающее занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Путешествие по родному городу».

Комбинированное развивающее занятие с элементами конструирования и рисования....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"

Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой рос...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возрастаТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ И ЛЮБВИ К РОДНЫМ КРАЯМ.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее.Зада...

Сценарий праздника чтецов в группе детей с ЗПР на тему: «Родная природа»

Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались все вместе на конкурс чтецов, тема которого «Родная природа». Дети прочитают стихи о природе, а жюри в конце конкурса выбе...