конспект занятия в старшей группе " Цвети моя Калмыкия!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Цвети моя Калмыкия!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moya_kalmykiya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Цвети моя Калмыкия»


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: расширить и уточнить представление детей о своей республике, о народе, его быте и культуре.

Задачи:

Закрепить знания детей о родном крае, растительном и животном мире степи.

Познакомить с новыми названиями предметов быта и одежды.

Развивать интерес к изучению родного края.

Воспитывать чувства гордости, любви, к родному краю.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий.

Словарь: Пиала, джомба, боорцг, терлег, комзол, бюшмют, токуг, халмаг, цегдег, шиверлг.

Материал и оборудование: кибитка, кукла в национальном костюме, предметы быта, серия иллюстраций о Калмыкии, серия открытки о лекарственных растениях, вырезанные силуэты одежды, посуда, элементы калмыцкого орнамента, клей, кисти, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Творцу-исполину, чей голос живой

Звенит в переборах домбры вековой.

Кто древних батыров, овеянных славой,

Воспел громкозвучной строкой величавой.

Певцу, чьё простое и меткое слово

Кипело, играло струёй родниковой,

Веками сокрытому, как пеленой,

Создателю «Джангра» - напева родного

Приносит страна благодарное слово.

Издревле творенье его бережёт.

Жизнь новую строя, калмыцкий народ.

- Ребята. О каком народе, о какой республике говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель: правильно, в нём говорится о калмыцком народе, о республике Калмыкии. Мы с вами ведь тоже живём в Калмыкии. Раньше на занятиях мы с вами много говорили о нашей республике, а сегодня мы повторим и узнаем. Что же вам больше всего запомнилось, вспомним стихи калмыцких поэтов, музыкальные произведения, музыкальные инструменты, предметы быта, традиции, праздники калмыцкого народа.

Сейчас у нас наступила прекрасное время года весна. Как красива весной Калмыцкая степь. Ребята, кто знает, почему степь преображается, что в ней изменяется?

Дети: В степи расцветают тюльпаны.

Ребёнок читает стихотворения:

Кат ты прекрасна, степь моя,

Хрустально – звонкий воздух и простор.

И колокольчик – жаворонка трели!

Ты – музыка, чьи звуки с давних пор

Какой – то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

Воспитатель: О чём эти стихи?

Дети: Эти стихи о Калмыцкой степи, тюльпанах которые на ней растут.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, каких калмыцких поэтов мы знаем?

Дети: Давид Кугультинов, Бося Сангаджиева, Николай Санджиев, Григорий Кукарека, Вера Шуграева.

Воспитатель: Молодцы, ребята, многих поэтов и писателей вы знаете. А теперь давайте опять вернёмся в степь и вспомним. Какие растения Калмыкии вы знаете?

Дети: В Калмыкии растут: ковыль, верблюжья колючка, полынь, типчак, тысячелистник, гусиный лук и т. д.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы лекарственные растения Калмыкии?

Дети: В нашей Республике растут лекарственные растения: одуванчик, ромашка, подорожник, пастушья сумка, тысячелистник, шиповник, шалфей, полынь горькая.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете лекарственных растений, а кто знает в каких случаях они применяются.

Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как выглядят эти растения на открытках

(показ открыток с последующим объяснением)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о животном мире.

Ребёнок читает стихотворение.

…Какое показало мастерство

Природа – скульптор в день, когда лепила

Сайгака. Сколько проявила силы

Как тщательно продумала его!

Как мудро и любовно он отлит!

Вписав сайгака в золотые дали,

Природа рассчитала все детали –

От гордой головы и до копыт!

Воспитатель: Хорошее стихотворение о сайгаке прочитали, а ещё, каких животных вы знаете?

Дети: Верблюд.

Воспитатель: верблюд среди степных животных занимает особое место.

Он вынослив, не прихотлив в еде, терпеливо переносит отсутствие воды.

… и плывут по мягким, зелёным травам степные корабли – верблюды, верные спутники калмыка.

Воспитатель: хорошо, но, а кроме сайгака и верблюда, какие животные живут в Калмыкии?

Дети: В Калмыкии живут суслики, тушканчики, хомяк, заяц – русак, волки, лисы, и т. д.

Воспитатель: Ребята, а ещё в Калмыкии занимаются разведением овец. Это главная отрасль народного хозяйства Калмыкии. И сейчас я посмотрю, какие ловкие чабаны из вас получатся.

(проводится игра «Загони овец в кошару»)

Воспитатель: Ребята, калмыки очень гостеприимный народ. Он любит угощать своих гостей. На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша для джомбы называется – пиала, а это блюдо называется – боорцг. С приходом гостей калмыки веселились. Как все люди на земле, калмыки любят песни. Они поют о радости и горе. У каждой песни был свой автор. Однако со временем имя забывалось, а хорошая песня набирала силу, становилась народной. Лучшие из них живут и по сей день. Сейчас мы с вами послушаем калмыцкие песни и калмыцкую музыку.

Появляется кукла в национальном костюме – Кеемя.

Дети рассматривают куклу, описывают одежду.

Дети: Кукла одета: терлег, комзол, бюшмют, шиверлг, цегдег, токуг, халмаг.

Воспитатель обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы калмыцкой одежды и быта. Предлагает украсить их элементами национального орнамента. Во время его выполнения звучит народная калмыцкая мелодия.

После окончания работы дети рассказывают кукле Кееме, что и какими элементами они украсили.

В заключении проводится калмыцкая народная игра «Серебренный пояс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект  занятия по английскому языку  на цвета....

Конспект занятия в старшей группе " Цвет моего настроения"

Очень занимательный и интересный конспект , в помощь воспитателям старшей группы....

конспект занятия в старшей группе "Цветы"

Развивать творческое воображение, связной и образной речи...

Конспект занятия в старшей группе «Цветы России (наш флаг)»

Цель: закрепить знания детей о символе России-государственном флаге, через коллективное изготовление аппликации.Задачи:- актуализировать знания детей о цветовом решении и расположении полос на го...