Типография. Алтайское книжное издательство (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Кюблер Инна Владимировна

Расширение представлений о типографии детей старшего возраста через ознакомление с историей создания книг и изготовление книжки – малышки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типография. Алтайское книжное издательство (старшая группа)

Цель: Расширение представлений о типографии детей старшего возраста через ознакомление с историей создания книг и изготовление книжки – малышки.

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения книги, с процессом создания и оформления;

- познакомить детей с профессиями работников типографии, «Алтайским книжным издательством»;

- способствовать развитию связной, диалогической и монологической речи, внимания, памяти, мышления;

- развивать у детей творческие способности, мелкую моторику;

- продолжать формировать правильное поведение при работе с ножницами;

- воспитывать аккуратность и художественный вкус;

- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их, заботу о младших.

Планируемый результат: дети расширили свои знания о книгах, познакомились с  профессиями работников типографии, закрепили навык работы с ножницами, изготовили книжки – малышки. Дети любознательны, активно отвечают на вопросы.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом возле воспитателя)

1 слайд. Воспитатель: Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.

2 слайд. Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Воспитатель: Верно, ребята, это книга.

А вы знаете, где печатают книги? (Ответы детей)

Правильно, в типографии. Вы хотите отправиться в путешествие в типографию?

(Воспитатель предлагает закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три покружись, в типографии окажись!»)

- Ребята, вот мы и оказались в типографии. Давайте окунёмся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем, кто же там работает.

(Дети садятся на стульчики)

- Что вы здесь видите?  (Ответы детей:  книги, журналы, газеты)

Воспитатель: - А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты? (ответы детей: чтобы стать умными, много знать, узнавать новое и интересное, развиваться, узнавать новости и т.д.).

Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире. Книги помогают нам узнавать больше нового и неизведанного об окружающем мире, отвечать для себя на все поставленные вопросы, развиваться. Во время чтения книг растёт словарный запас, мы учимся грамотно выражать свои мысли. Чтение книг развивает нашу память, воображение.

Воспитатель: Скажите, какие вы знаете книги?

(по содержанию: детские книги: сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники; книги для взрослых; 

по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие;   по переплёту: мягкий, твёрдый).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники)

Воспитатель: Правильно, книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. На обложке книги мы всегда найдём фамилию автора и название произведения. Художник рисует иллюстрации. Писатели и поэты очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову. Давайте, как поэты, попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно.

В заболоченной речушке

Громко квакают … (лягушки)

Папа у своей машины

Подкачать намерен … (шины)

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал … (воробей)

Мы укладываем спать

Куклу в мягкую … (кровать)

Молока попив из миски

Лапкой ротик моет … (киска)

Посмотри скорей в оконце

И увидишь в небе … (солнце)

Воспитатель: Давным-давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда, они умели сочинять сказки, песни, пословицы. Передавали их из уст в уста. Но людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. Чтобы их не забыть, надо было записывать. На чем раньше люди всё это записывали? (Ответы детей)

3 слайд. Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, там человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то событиях отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было. На скалах они выбивали, выскабливали все, что видели вокруг себя: птиц, животных, людей.

4 слайд. Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков, позже стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Пока табличка была влажной, на её поверхность палочкой наносились знаки, затем сушили на солнце. Глина застывала и хранилась долго.

 5 слайд. Потом люди стали писать на бересте (берёзовая кора), на папирусе (материал, похожий на плотную бумагу, был сделан из сердцевины стебля  растения папируса). Всё это можно назвать первыми книгами.

6 слайд. А ещё первые книги делали из пергамента – тонко выделанной кожи животных.

7 слайд. Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой почерк называют каллиграфический. Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали их яркими красками.

8, 9 слайд. Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и ещё более сложные машины для печатания книг.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто работает в типографии? (Ответы детей)

Мы сейчас с вами немного отдохнём, и я вам расскажу об этих профессиях.

                                Физминутка «Книга»

Открывай скорее книжку!

(Развести руки в стороны)

В книжке мошка, мышка, мишка,

(По тексту)

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

В книжке зонт, открой и пой,

(Поднять руки вверх над головой)

Дождик льёт, а ты сухой!

(Пальчиками по коленям)

Киска в книжке близко – близко

(Поглаживание рук)

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

Ведь у киски мех такой.

Воспитатель: В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей.

10 слайд. Оператор печатных машин - отвечает за настройку и управление печатным оборудованием.

11  слайд. Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.

12 слайд. Специалист допечати – он занимается подготовкой файлов к печати, должен видеть слабые места в изображениях и текстах.

13  слайд. Печатник– должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.

14 слайд. Резчик «оператор резальной машины» – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.

15 слайд. Переплетчик (фальцовщик) – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом надевает красивый переплет. И вот красивая книга готова.

16 слайд. Также над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам поиграть в игру «Звук заблудился».

(Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово, которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно).

1. На виду у детворы

крысу (крышу) красят маляры

2. Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами!»

3. Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело!

4. Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил

5. Сели в ложку (лодку) - и айда!

По реке туда-сюда!

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!

7. Закричал охотник: Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!

8. Посмотрите-ка, ребятки,

Баки (маки) выросли на грядке.

9. Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

10. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

11. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

17, 18 слайд. У нас в Барнауле тоже была раньше типография и называлась она «Алтайское книжное издательство». Было основано в 1947 году.  В 1975–1985 гг. Алтайское краевое книжное издательство выпускало в свет до 100 наименований книг и брошюр тиражом около 1,5 млн. экземпляров в год. Одним из направлений его деятельности было издание книг для детей и юношества. Детские книжки Алтайского книжного издательства пользовались большой популярностью у детей. В 1994 году «Алтайское краевое книжное издательство» прекратило свое существование. Оно просуществовало 47 лет. Во многих личных библиотеках сохранились книги, изданные этим издательством, которые с удовольствием читают взрослые и дети (примеры книг).

В результате слаженной работы всех работников типографии на выходе мы получаем книгу. Книга - это результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии. Проделав огромный путь, книга оказывается в магазине, в библиотеке, чтобы взрослые и дети могли окунуться в её волшебный мир.

-А вам дома читают книги? Какие?

-Вам нравится, когда вам читают?

Воспитатель: Ребята, наше увлекательное путешествие в типографию подошло к концу. Давайте вернёмся обратно в детский сад.

 (Воспитатель предлагает закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три покружись, в детском саду окажись!»)

- С чем познакомились сегодня на занятии?

- С какими профессиями мы с вами познакомились? (Ответы детей) 

- Что было интересным?

- Что вам понравилось больше всего, и вы расскажете об этом дома? (Ответы детей)

19слайд.

Воспитатель: 

Молодцы, вы были внимательными, я думаю, вы много сегодня узнали нового. Дети, читайте книги! (Предлагает детям открыть небольшую типографию, создать свою книгу и подарить её детям младшей группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственная – образовательная деятельность для сотрудников ДОУ «Экскурсия по алтайскому краю» в старшей группе

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи: Образовательные: - Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Ал...

Конспект по алтайскому языку в старшей группе "Моя семья"

Конспект по алтайскому языку в старшей группеМоя семьяМенин билем...

Конспект занятия по алтайскому языку в старшей группе

конспект занятия по алтайскому языку в старшей грппе...

Конспепкт занятия по алтайскому языку в старшей группе "Алтай-золотые горы"

Конспепкт занятия по алтайскому языку в старшей группе "Алтай-золотые горы"...

Познавательно-творческий проект "Народы Алтайского края" в старшей группе

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народах, проживающих на территории Алтайского края....