Проект "Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»"
проект (старшая группа)

ПРОЕКТ «Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»

Возраст детей (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Срочность проекта (среднесрочный)

К курсу ««Формирование личности дошкольника  и его социокультурная адаптация  с использованием  компонентов краеведения в контексте ФОП дошкольного образования»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект создания мини-музея38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования

ПРОЕКТ

«Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»

Возраст детей (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Срочность проекта (среднесрочный)

К курсу ««Формирование личности дошкольника и его социокультурная адаптация с использованием компонентов краеведения в контексте ФОП дошкольного образования»»

Выполнила: Воспитатель МАДОУ

Детский сад № 100

г.Нижний Новгород

Токмакова Ирина Владимировна

г. Н. Новгород

2025


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание. Согласно Указу Президента РФ от №809 Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своей семьи, своего народа и края, дошкольники приобщаются к пониманию истории, расширяют представление о культурном наследии, формируют осознание важности бережного отношения к нему. Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения, необходимо помочь детям ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру, как свои собственные.

Семья - главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Именно в семье ребенок получает первые уроки нравственности, закладываются его первые жизненные нормы. Поэтому задачи патриотического воспитания решаемы лишь в тесном взаимодействии с семьей: это является и оптимальным решением семейных задач, и важнейшим условием эффективной деятельности дошкольного образовательного учреждения. В рамках партнерского подхода определяются активные формы совместной деятельности с детьми и родителями. Одной из востребованных форм данного взаимодействия является создание мини-музеев в группах, где родители принимают участие в сборе экспонатов и музейных предметов, активно узнают и передают детям истории, связанные с появлением и использованием вещей в быту семьи.

Проектная деятельность получила широкое распространение и апробацию в педагогическом процессе инновационных форм по взаимодействию с семьей в рамках обучения и развития.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой.

Объектом проекта является организация мини-музеев в дошкольных учреждениях.

Предметом является историко-бытовой мини-музей для детей среднего, старшего и подготовительного возраста (4-7 лет).

Проект является среднесрочным. Длительность проекта - 3 месяца.

Участники проекта: педагоги, родители (законные представители), дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Деятельность в рамках данного проекта может быть адаптирована на средний (4-5 лет) и подготовительный (6-7 лет) дошкольный возраст.

Продукт проекта - действующая экспозиция мини-музея бытовых вещей «Тайны старого чердака», сопровождаемая проведением экскурсии детьми старшего возраста (5-6 лет).

Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств, воспитание у дошкольника любви к малой Родине.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Знакомить детей с традициями народа, развивать патриотические чувства, уважение и гордость к истории своей страны;
  • Обогащать представление о семейных традициях, формировать уважительное отношение к старшим членам своей семьи;
  • Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством, расширять представление о народных игрушках.

Развивающие задачи:

  • Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю;
  • Развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы;
  • Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов;
  • Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умение поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к Родине, культурному наследию;
  • Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа и нравственно-культурным традициями России;
  • Воспитывать эмоциональной отклик и чувство гордости за свое Отечество;
  • Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в 21 в, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Решение практической задачи воспитания у детей духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств представляется возможным средствами музейной педагогики. В рамках проекта с этой целью педагогами создавались условия для активности детей через принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с историей своей семьи, города, края, страны. Итогом взаимодействия педагогов, детей и представителей их семей стал историко-бытовой мини - музей «Тайны старого чердака».

Музей создан для детей 4-7 лет (средняя – подготовительная возрастная группа) на территории старшей группы и позволяет демонстрировать примеры бытовых вещей при проведении тематических занятий в рамках программы «Юный патриот». Музей организован мобильным образом, предоставляя возможность заинтересованным группам указанного возраста использовать экспонаты при проведении занятий и привлекать юных экскурсоводов к ознакомительной тематической экскурсии.

Музейная экскурсия проводится дошкольниками старшего возраста. Экскурсоводом может стать каждый ребенок, кто умеет интересно, эмоционально и последовательно рассказывать, увлекается музеем и проявляет активный интерес к истории родного края и семьи.

Характеристика музейной экспозиции:

Музейная экспозиция включает следующие разделы:

1. Бытовые предметы:

  • предметы кухонной утвари;
  • предметы старинной бытовой утвари;
  • предметы быта советского времени;

Изучая экспонаты раздела «Бытовые предметы», дошкольники обретают представление об особенностях быта в разные эпохи жизни нашего народа. На основании полученных знаний могут сделать вывод о произошедшем техническом прогрессе, существенно облегчающем жизнь и ведение хозяйства.

ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ

«Доска самодельная с городецкой росписью». Доска вырезана из березы, расписана гуашевыми красками и покрыта лаком. Хранится в семье более 50 лет.

«Крынка молочная» - символ деревенской жизни и натуральной пищи. Выполнена из обожжённой глины, используется для хранения молочных продуктов, поддерживая их свежесть. При прокисании молока в крынке, оно дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Крынка позволяла топить молоко в печи.

«Чесало для шерсти и льна». Предмет выполнен из цельной деревянной пластины дуба, прямоугольной формы, с длинной плоской ручкой, заостренной книзу. На зубьях закреплялась кудель – очищенное волокно льна или шерсти. В процессе работы гребень клали на край скамьи так, чтобы зубья оставались за скамьей, а ручка, на которую садилась женщина, - на скамье. В правую руку она брала горсть волокна, опускала на зубья гребня и протягивала его между ними.

«Утюг чугунный (без нагревателя) для рукавов». Монолитная чугунная плашка, напоминающая кораблик и ручка, за которую удобно браться. Цельнолитный из чугуна, разогревался на открытом огне. Тяжелый, но остывал быстро. В прошлые времена утюги различались размерами и использовались каждый ля отдельного предмета одежды. Они различались по весу и размеру.

Досуговая деятельность:

  • игрушки народные
  • игры советского времени

При знакомстве с предметами раздела «Досуговая деятельность» дети учатся вычленять базовые игровые процессы и сопоставлять их с игрушками и играми современного времени.

ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ

«Тряпичная кукла «Масленица». К любому празднику на Руси в семье мастерили куклу. Домашний оберег делался без иглы и ножниц из натуральных тканей, ростом 20-25 см. При изготовлении кукол ткань старались не резать, рвать.

«Детская игра «Компьютер». Производитель данной игры ПО «Вятка» г.Киров, конце 1980-х годов. Игрушка «компьютер» может дать быстро ответ на самые разные вопросы: «сколько будет 3+2», «какие рыбы водятся в наших реках», «как называются птицы, живущие в наших лесах и парках» и много других. Для игры надо взять вкладыш, вставить в прорезь компьютера с правой стороны и поднять вверх фишку – получите ответ. За каждый правильный ответ начисляется очко.

3. Семейные ценности:

  • реликвии, передаваемые по наследству из поколения в поколение.

Погружаясь в историю экспонатов раздела «Семейные ценности» дети узнают индивидуальную историю своей семьи и страны через рассказы, связанные с данным предметом.

ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ

«Кофейная пара». Кофейная пара из костяного фарфора (Ленинградский/Императорский фарфоровый завод). Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Орлова Л.Ф., роспись золотом. Был приобретен прабабушкой воспитанницы во времена ее работы в пароходстве и навигации в г.Санкт-Петербург. Был передан по наследству от матери – дочке.

«Серебряный подстаканник именной». Был подарен на 50-летний юбилей прадеда воспитанницы коллективом педагогов школы. Прадедушка был командиром взвода, закончив войну вернулся в школу, служил директором. На подстаканнике имеется дарственная надпись.

«Дореволюционные денежные купюры». Денежные купюры 1898 – 1918г.г. Передаются по наследству от прадедушки по мужской линии. По преданию семьи несут финансовое благополучие, поэтому не продаются, хранятся.

«Фляжка алюминиевая». Фляжка немецкая алюминиевая времен 1 мировой войны. Является трофейным наследием прадеда воспитанницы. Передается по мужской линии с целью чтить память заслуг воевавшего прадеда и уважением к подвигам воевавших за Отечество.


Особенности использования музея

Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей и могут быть использованы детьми в образовательной деятельности:

  • Беседы с детьми об экспонатах и их назначении,
  • Сюжетно ролевые игры «Жизнь в деревенском доме», «Ведение кухонного хозяйства», «Поход на рынок», «Чаепитие»,
  • Логические игры в свободной деятельности: танграм, пятнашки, детский компьютер, матрешки,
  • Дидактические игры с распределением предметов по сферам использования,
  • Организованная образовательная деятельность - проведение экскурсий для других групп и родителей/законных представителей,
  • Художественно-эстетическая область развития: изучение декоративно-прикладной росписи, создание рисунков с изображением музейных экспонатов, лепка, аппликация, конструирование экспонатов, изучение русского-народного костюма, изучение истории тряпичных кукол, конструирование тряпичных кукол,
  • Изучение истории ручного труда, искусства выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Ознакомление с традиционной народной вышивкой,
  • Исследовательская деятельность при освоении экспонатов на практике: чесание шерсти, использование самовара и изучение правил его безопасной эксплуатации,
  • Чтение художественной литературы с демонстрацией предметов,
  • Изучение технического прогресса на основании экспонатов (средства связи и передачи информации, средства воспроизведения музыкальных произведений),
  • Речевое развитие: составление связных рассказов по картинкам с использованием стереоскопа и негативов,
  • Формирование элементарных математических представлений: использование средств мер и весов,
  • Развитие ориентации в пространстве и навигации с использованием компаса,
  • Финансовая грамотность – изучение истории денег, способов хранения денег.

Перспективы развития музейной экспозиции

С целью сохранения интереса детей к такому явлению как мини-музей данная экспозиция является временной и в дальнейшем может быть изменена или дополнена под актуальные тематики. Например, в 2025 году, объявленном Президентом РФ как «Год защитника Отечества», экспонаты выставки (фляжка, наградные медали, удостоверение труженика тыла, бытовые предметы 40-х годов и тп.) могут стать основой музейной экспозиции посвященной жизни граждан военного времени.

Видя отклик детей на экспонаты декоративно-прикладного творчества и с целью более глубокого изучения традиционных промыслов Нижегородской области, принято решение инициировать соответствующий проект «Город мастеров». В рамках проекта запланировано расширение выставочной экспозиции. Проведение творческих мастер-классов по изучению и использованию декоративной росписи с привлечением активных творческих родителей. Изготовление тематического лэпбука. Проведение бесед о художественной резьбе по дереву, кости, филиграни, ткачестве, народном костюме коренных народностей нижегородской земли и тп. Запланировано посещение Нижегородского музея художественных промыслов.

В настоящее время силами воспитанников старшей группы проводятся экскурсий для воспитанников МАДОУ среднего, старшего и подготовительного (4-7 лет) дошкольного возраста и гостей детского сада.

В дальнейшем планируется организация следующих видов музейных экспозиций:

-Нижегородские промыслы

-Мини-музей музыки и звука

-Игры из прошлого в настоящее

-Кулинарные традиции русского народа.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап.

Цель: исследование готовности родителей к совместной работе по выбранной проблеме (проведение встречи с родителями в формате фасилитационной сессии, способствующей формулированию проблем, с которыми сталкиваются родители в вопросах патриотического воспитания). Разработка перспективного плана совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Практический этап.

Создание мини-музея и формирование условий для успешной реализации поставленных задач; вовлечение родителей и представителей семей воспитанников в создание экспозиции, сбор информации.

  1. Заключительный этап.

Представление опыта работы в рамках участия в районном конкурсе «Музейная экспозиция - как одна из интерактивных форм работы в ДОУ»; во всероссийском конкурсе методических и дидактических разработок «Мини-музей в ДОУ».


Календарно-тематическое планирование

Подготовительный этап проекта

Мероприятия

Сроки

Задачи

Ответственные

1

Проведение родительского собрания в формате фасилитационной сессии

Ноябрь

Выявить проблемы в вопросах патриотического воспитания с которыми сталкиваются семьи воспитанников. Определить возможные варианты совместной детско-родительской деятельности, направленной на решение обозначенных проблем. Мотивировать родителей принять активное участие в предложенный формах работы.

Воспитатели

2

Проведение бесед с детьми по темам:

-«Моя семья»,

-«Традиции нашей семьи»

Рисование по теме «Цветок - моя семья»

Конструирование «Мой дом - моя крепость»

Ноябрь

Закрепить определение понятия «семья». Формировать правильное отношение к семье и ее членам, их взаимоотношениям. Развивать коммуникативные навыки детей. Развивать творческие навыки детей. Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Воспитывать уважение и ценностное отношение к традициям своей семьи

Воспитатели

3

Составление рассказов по темам:

-Моя семья

-Как я помогаю дома

-Роль семьи в жизни человека и общества

Ноябрь

Закрепить определение понятия «семья».

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять знания о родственных связях.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Воспитатели

4

Дидактические игры «Родство», «Мамины помощники», «Кто какую работу выполняет дома»

Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту о семье семейных традициях

Ноябрь - январь

Формировать у детей правильное представление о семье, о роли матери, отца, сестры, брата, бабушек и дедушек, которые живут вместе. Воспитывать уважительное отношение к труду в семье. Воспитывать желание заботиться о близких. Формировать интерес к чтению. Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Воспитатели, родители

5

Консультация для родителей

-«Важность семейных ценностей»

-«Сохранение истории семьи»

-«Реликвии нашей семьи»

-«Родовое древо семьи»

Ноябрь

Оказать помощь семьям воспитанников в вопросах нравственных основ на которых строится семья.

Продемонстрировать разнообразие возможных семейных ценностей. Формировать уважительное отношение к семейным ценностям. Вызвать интерес восстанавливать историю семьи и жизненный путь ее представителей. Дать понятие семейная реликвия.

Воспитатели

6

Составление родового древа, изготовление семейного альбома

Ноябрь-Декабрь

Расширение представлений детей о семьей и ее истории. Формировать представление о родовом древе. Учить создавать простейшее родовое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Закреплять умение называть свою фамилию, имя и отчество, а также имена, отчества и фамилии своих родных. Развивать связную речь, логическое мышление, память, познавательный интерес. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.

Воспитатели, родители

7

Беседы с детьми по темам:

-«Традиции ведения быта на Руси»

-«Знакомство с предметами быта»

Просмотр видеоматериалов, демонстрирующих:

-уклад русского традиционного быта,

-историю народных промыслов

-историю ремесел русского народа

Декабрь

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Познакомить детей с жилищем крестьянской семьи - избой, с предметами старинного русского быта. Обогатить словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, культурным ценностям.

Воспитатели

8

Рассматривание иллюстраций к книгам, картин, разнообразных репродукций и вырезок из журналов, содержащих элементы ведения традиционного быта русской семьи

Ноябрь-январь

Учить внимательно рассматривать иллюстративный материал. Помочь детям представить способы использования в быту различных вещей. Развивать монологическую речь при составлении рассказа по картинке.

Воспитатели

9

Ознакомление с дидактическими играми «Было-стало», «Русские ремесла»

Декабрь

Формирование интереса к истории быта русского народа. Формировать знания детей о разных видах труда в прошлом. Учить подбирать орудие труда, продукт труда к определённому виду труда. Обогащать словарный запас ребенка. Развивать память, внимание. Познакомить детей со старинными и современными бытовыми предметами.

Воспитатели

10

Беседы по темам:

-«Открытия и изобретения, повлиявшие на наш быт»

-«Знаменитые люди, прославившие Нижегородский край»,

-«Промышленность Нижегородской области»

Декабрь

Расширять знания о великих открытия и изобретениях мира. Изучать историю открытий науки и техники. Формировать положительную нравственную оценку деятельности великих ученых России. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и край.

Воспитатели

Организационно-практический этап проекта

11

Создание экспозиции исторических предметов быта и семейных реликвий

Беседы и просморт видеоматериалов по темам:

-«Музеи родного края»

-«Музей деревянного зодчества Щелоковский хутор»

-«Музей истории народных промыслов Нижегородской области»

Декабрь-Январь

Расширять представление детей о жизни, быте, традициях русского народа. Знакомить детей с историями, связанными с предметами, являющимися семейными реликвиями, укреплять их значимость для семьи. Формировать представление о музее. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и родителями. Воспитывать любовь и уважение к своему народу.

Воспитатели, родители

12

Индивидуальная работа с детьми-экскурсоводами

Декабрь-январь

Познакомить детей с профессией экскурсовод. Расширить познания к краеведению. Способствовать включению детей в собственный исследовательский поиск. Формировать умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию. Развивать навыки представления и демонстрации объектов. Развивать монологическую речь. Воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы посетителей мини-музея.

Воспитатели, родители

13

Проведение занятий по художественно-эстетическому развитию «Народные промыслы нижегородского края»

Декабрь - январь

Расширять представление детей о народных промыслах Нижегородского края. Вызывать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах нашего края на примере экспонатов мини-музея. Развивать умение создавать художественные композиции по собственному замыслу. Отрабатывать навыки владения художественными материалами. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

Воспитатели

Заключительный этап

14

Проведение экскурсий для воспитанников средних (4-5 лет), старших (5-6 лет) и подготовительных (6-7 лет) групп ДОУ и родителей воспитанников группы

Создание презентационного видео-ролика для участия в районном конкурсе «Музейная экспозиция - как одна из интерактивных форм работы ДОУ»

Январь

Способствовать развитию исследовательской, познавательной, творческой и речевой активности детей. Формировать у детей основы музейной культуры. Поддерживать у дошкольников инициативу, уверенность в своих силах. Формировать основы конструктивного общения воспитанников экскурсоводов со сверстниками и взрослыми.

Общие результаты

  • Дети ознакомлены с примерами традиционного ведения быта и жизни русской семьи;
  • Сформировано правильное представление о семье и ее членах, взаимоотнрешниях между ними;
  • Дети знают и различают традиционные формы декоративно-прикладного искусства Нижегородского края;
  • Дети проявляют самостоятельный познавательный интерес к истории, традициям и культуре Нижегородского края;
  • У дошкольников развиты коммуникативные навыки во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • Создана среда для развития познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов;
  • Созданы условия для совершенствования диалогической и монологической формы речи;
  • Сформированы основы духовно-нравственных ценностей.

ИСТОЧНИКИ

Нормативные документы:

  1. Указ Президента РФ от №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. №273;
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования «национальная доктрина образования в РФ» от #1075;. №1155;
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения РФ от #1075;.

Психолого-педагогическая литература

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие / Князева О.Л., Маханева М.Д. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. - 304 с.: ил.
  2. Комратова Н.Г. Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для дошкольников / Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.- М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128 с.
  3. Микляева Н.В. Музей в детском саду. Беседы, экскурсии, творческие мастерские / Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  4. Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду. Методическое пособие. ФГОС / Наседкина И.И., Абрамова Р.М. - М.: Просвещение / Вентана-Граф, 2016. - 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"

Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...

конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини-музея «Тайны камней» в логопедической группе детского сада

Эта статья о том, как организовать мини-музей на тему "Камни" в старших группах детского сада.Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Н...

Тайна старого чердака

Сценарий мероприятия, посвященного «Дню театра» для всех возрастных групп...

Представление опыта по теме: Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках педагогической практики «Тайны старого чердака»

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к росси...