Проект "Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»"
проект (старшая группа)
ПРОЕКТ «Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»
Возраст детей (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Срочность проекта (среднесрочный)
К курсу ««Формирование личности дошкольника и его социокультурная адаптация с использованием компонентов краеведения в контексте ФОП дошкольного образования»»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Нижегородский институт развития образования
ПРОЕКТ
«Создание историко-бытового мини-музея «Тайны старого чердака»
Возраст детей (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Срочность проекта (среднесрочный)
К курсу ««Формирование личности дошкольника и его социокультурная адаптация с использованием компонентов краеведения в контексте ФОП дошкольного образования»»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ
Детский сад № 100
г.Нижний Новгород
Токмакова Ирина Владимировна
г. Н. Новгород
2025
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание. Согласно Указу Президента РФ от №809 Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своей семьи, своего народа и края, дошкольники приобщаются к пониманию истории, расширяют представление о культурном наследии, формируют осознание важности бережного отношения к нему. Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения, необходимо помочь детям ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру, как свои собственные.
Семья - главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Именно в семье ребенок получает первые уроки нравственности, закладываются его первые жизненные нормы. Поэтому задачи патриотического воспитания решаемы лишь в тесном взаимодействии с семьей: это является и оптимальным решением семейных задач, и важнейшим условием эффективной деятельности дошкольного образовательного учреждения. В рамках партнерского подхода определяются активные формы совместной деятельности с детьми и родителями. Одной из востребованных форм данного взаимодействия является создание мини-музеев в группах, где родители принимают участие в сборе экспонатов и музейных предметов, активно узнают и передают детям истории, связанные с появлением и использованием вещей в быту семьи.
Проектная деятельность получила широкое распространение и апробацию в педагогическом процессе инновационных форм по взаимодействию с семьей в рамках обучения и развития.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой.
Объектом проекта является организация мини-музеев в дошкольных учреждениях.
Предметом является историко-бытовой мини-музей для детей среднего, старшего и подготовительного возраста (4-7 лет).
Проект является среднесрочным. Длительность проекта - 3 месяца.
Участники проекта: педагоги, родители (законные представители), дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Деятельность в рамках данного проекта может быть адаптирована на средний (4-5 лет) и подготовительный (6-7 лет) дошкольный возраст.
Продукт проекта - действующая экспозиция мини-музея бытовых вещей «Тайны старого чердака», сопровождаемая проведением экскурсии детьми старшего возраста (5-6 лет).
Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств, воспитание у дошкольника любви к малой Родине.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Знакомить детей с традициями народа, развивать патриотические чувства, уважение и гордость к истории своей страны;
- Обогащать представление о семейных традициях, формировать уважительное отношение к старшим членам своей семьи;
- Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством, расширять представление о народных игрушках.
Развивающие задачи:
- Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю;
- Развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы;
- Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов;
- Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умение поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к Родине, культурному наследию;
- Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа и нравственно-культурным традициями России;
- Воспитывать эмоциональной отклик и чувство гордости за свое Отечество;
- Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в 21 в, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Решение практической задачи воспитания у детей духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств представляется возможным средствами музейной педагогики. В рамках проекта с этой целью педагогами создавались условия для активности детей через принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с историей своей семьи, города, края, страны. Итогом взаимодействия педагогов, детей и представителей их семей стал историко-бытовой мини - музей «Тайны старого чердака».
Музей создан для детей 4-7 лет (средняя – подготовительная возрастная группа) на территории старшей группы и позволяет демонстрировать примеры бытовых вещей при проведении тематических занятий в рамках программы «Юный патриот». Музей организован мобильным образом, предоставляя возможность заинтересованным группам указанного возраста использовать экспонаты при проведении занятий и привлекать юных экскурсоводов к ознакомительной тематической экскурсии.
Музейная экскурсия проводится дошкольниками старшего возраста. Экскурсоводом может стать каждый ребенок, кто умеет интересно, эмоционально и последовательно рассказывать, увлекается музеем и проявляет активный интерес к истории родного края и семьи.
Характеристика музейной экспозиции:
Музейная экспозиция включает следующие разделы:
1. Бытовые предметы:
- предметы кухонной утвари;
- предметы старинной бытовой утвари;
- предметы быта советского времени;
Изучая экспонаты раздела «Бытовые предметы», дошкольники обретают представление об особенностях быта в разные эпохи жизни нашего народа. На основании полученных знаний могут сделать вывод о произошедшем техническом прогрессе, существенно облегчающем жизнь и ведение хозяйства.
ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ
«Доска самодельная с городецкой росписью». Доска вырезана из березы, расписана гуашевыми красками и покрыта лаком. Хранится в семье более 50 лет.
«Крынка молочная» - символ деревенской жизни и натуральной пищи. Выполнена из обожжённой глины, используется для хранения молочных продуктов, поддерживая их свежесть. При прокисании молока в крынке, оно дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Крынка позволяла топить молоко в печи.
«Чесало для шерсти и льна». Предмет выполнен из цельной деревянной пластины дуба, прямоугольной формы, с длинной плоской ручкой, заостренной книзу. На зубьях закреплялась кудель – очищенное волокно льна или шерсти. В процессе работы гребень клали на край скамьи так, чтобы зубья оставались за скамьей, а ручка, на которую садилась женщина, - на скамье. В правую руку она брала горсть волокна, опускала на зубья гребня и протягивала его между ними.
«Утюг чугунный (без нагревателя) для рукавов». Монолитная чугунная плашка, напоминающая кораблик и ручка, за которую удобно браться. Цельнолитный из чугуна, разогревался на открытом огне. Тяжелый, но остывал быстро. В прошлые времена утюги различались размерами и использовались каждый ля отдельного предмета одежды. Они различались по весу и размеру.
Досуговая деятельность:
- игрушки народные
- игры советского времени
При знакомстве с предметами раздела «Досуговая деятельность» дети учатся вычленять базовые игровые процессы и сопоставлять их с игрушками и играми современного времени.
ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ
«Тряпичная кукла «Масленица». К любому празднику на Руси в семье мастерили куклу. Домашний оберег делался без иглы и ножниц из натуральных тканей, ростом 20-25 см. При изготовлении кукол ткань старались не резать, рвать.
«Детская игра «Компьютер». Производитель данной игры ПО «Вятка» г.Киров, конце 1980-х годов. Игрушка «компьютер» может дать быстро ответ на самые разные вопросы: «сколько будет 3+2», «какие рыбы водятся в наших реках», «как называются птицы, живущие в наших лесах и парках» и много других. Для игры надо взять вкладыш, вставить в прорезь компьютера с правой стороны и поднять вверх фишку – получите ответ. За каждый правильный ответ начисляется очко.
3. Семейные ценности:
- реликвии, передаваемые по наследству из поколения в поколение.
Погружаясь в историю экспонатов раздела «Семейные ценности» дети узнают индивидуальную историю своей семьи и страны через рассказы, связанные с данным предметом.
ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ЭКСПОНАТОВ
«Кофейная пара». Кофейная пара из костяного фарфора (Ленинградский/Императорский фарфоровый завод). Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Орлова Л.Ф., роспись золотом. Был приобретен прабабушкой воспитанницы во времена ее работы в пароходстве и навигации в г.Санкт-Петербург. Был передан по наследству от матери – дочке.
«Серебряный подстаканник именной». Был подарен на 50-летний юбилей прадеда воспитанницы коллективом педагогов школы. Прадедушка был командиром взвода, закончив войну вернулся в школу, служил директором. На подстаканнике имеется дарственная надпись.
«Дореволюционные денежные купюры». Денежные купюры 1898 – 1918г.г. Передаются по наследству от прадедушки по мужской линии. По преданию семьи несут финансовое благополучие, поэтому не продаются, хранятся.
«Фляжка алюминиевая». Фляжка немецкая алюминиевая времен 1 мировой войны. Является трофейным наследием прадеда воспитанницы. Передается по мужской линии с целью чтить память заслуг воевавшего прадеда и уважением к подвигам воевавших за Отечество.
Особенности использования музея
Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей и могут быть использованы детьми в образовательной деятельности:
- Беседы с детьми об экспонатах и их назначении,
- Сюжетно ролевые игры «Жизнь в деревенском доме», «Ведение кухонного хозяйства», «Поход на рынок», «Чаепитие»,
- Логические игры в свободной деятельности: танграм, пятнашки, детский компьютер, матрешки,
- Дидактические игры с распределением предметов по сферам использования,
- Организованная образовательная деятельность - проведение экскурсий для других групп и родителей/законных представителей,
- Художественно-эстетическая область развития: изучение декоративно-прикладной росписи, создание рисунков с изображением музейных экспонатов, лепка, аппликация, конструирование экспонатов, изучение русского-народного костюма, изучение истории тряпичных кукол, конструирование тряпичных кукол,
- Изучение истории ручного труда, искусства выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Ознакомление с традиционной народной вышивкой,
- Исследовательская деятельность при освоении экспонатов на практике: чесание шерсти, использование самовара и изучение правил его безопасной эксплуатации,
- Чтение художественной литературы с демонстрацией предметов,
- Изучение технического прогресса на основании экспонатов (средства связи и передачи информации, средства воспроизведения музыкальных произведений),
- Речевое развитие: составление связных рассказов по картинкам с использованием стереоскопа и негативов,
- Формирование элементарных математических представлений: использование средств мер и весов,
- Развитие ориентации в пространстве и навигации с использованием компаса,
- Финансовая грамотность – изучение истории денег, способов хранения денег.
Перспективы развития музейной экспозиции
С целью сохранения интереса детей к такому явлению как мини-музей данная экспозиция является временной и в дальнейшем может быть изменена или дополнена под актуальные тематики. Например, в 2025 году, объявленном Президентом РФ как «Год защитника Отечества», экспонаты выставки (фляжка, наградные медали, удостоверение труженика тыла, бытовые предметы 40-х годов и тп.) могут стать основой музейной экспозиции посвященной жизни граждан военного времени.
Видя отклик детей на экспонаты декоративно-прикладного творчества и с целью более глубокого изучения традиционных промыслов Нижегородской области, принято решение инициировать соответствующий проект «Город мастеров». В рамках проекта запланировано расширение выставочной экспозиции. Проведение творческих мастер-классов по изучению и использованию декоративной росписи с привлечением активных творческих родителей. Изготовление тематического лэпбука. Проведение бесед о художественной резьбе по дереву, кости, филиграни, ткачестве, народном костюме коренных народностей нижегородской земли и тп. Запланировано посещение Нижегородского музея художественных промыслов.
В настоящее время силами воспитанников старшей группы проводятся экскурсий для воспитанников МАДОУ среднего, старшего и подготовительного (4-7 лет) дошкольного возраста и гостей детского сада.
В дальнейшем планируется организация следующих видов музейных экспозиций:
-Нижегородские промыслы
-Мини-музей музыки и звука
-Игры из прошлого в настоящее
-Кулинарные традиции русского народа.
Этапы проекта
- Подготовительный этап.
Цель: исследование готовности родителей к совместной работе по выбранной проблеме (проведение встречи с родителями в формате фасилитационной сессии, способствующей формулированию проблем, с которыми сталкиваются родители в вопросах патриотического воспитания). Разработка перспективного плана совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Практический этап.
Создание мини-музея и формирование условий для успешной реализации поставленных задач; вовлечение родителей и представителей семей воспитанников в создание экспозиции, сбор информации.
- Заключительный этап.
Представление опыта работы в рамках участия в районном конкурсе «Музейная экспозиция - как одна из интерактивных форм работы в ДОУ»; во всероссийском конкурсе методических и дидактических разработок «Мини-музей в ДОУ».
Календарно-тематическое планирование
Подготовительный этап проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Задачи | Ответственные |
1 | Проведение родительского собрания в формате фасилитационной сессии | Ноябрь | Выявить проблемы в вопросах патриотического воспитания с которыми сталкиваются семьи воспитанников. Определить возможные варианты совместной детско-родительской деятельности, направленной на решение обозначенных проблем. Мотивировать родителей принять активное участие в предложенный формах работы. | Воспитатели |
2 | Проведение бесед с детьми по темам: -«Моя семья», -«Традиции нашей семьи» Рисование по теме «Цветок - моя семья» Конструирование «Мой дом - моя крепость» | Ноябрь | Закрепить определение понятия «семья». Формировать правильное отношение к семье и ее членам, их взаимоотношениям. Развивать коммуникативные навыки детей. Развивать творческие навыки детей. Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Воспитывать уважение и ценностное отношение к традициям своей семьи | Воспитатели |
3 | Составление рассказов по темам: -Моя семья -Как я помогаю дома -Роль семьи в жизни человека и общества | Ноябрь | Закрепить определение понятия «семья». Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять знания о родственных связях. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Воспитатели |
4 | Дидактические игры «Родство», «Мамины помощники», «Кто какую работу выполняет дома» Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту о семье семейных традициях | Ноябрь - январь | Формировать у детей правильное представление о семье, о роли матери, отца, сестры, брата, бабушек и дедушек, которые живут вместе. Воспитывать уважительное отношение к труду в семье. Воспитывать желание заботиться о близких. Формировать интерес к чтению. Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. | Воспитатели, родители |
5 | Консультация для родителей -«Важность семейных ценностей» -«Сохранение истории семьи» -«Реликвии нашей семьи» -«Родовое древо семьи» | Ноябрь | Оказать помощь семьям воспитанников в вопросах нравственных основ на которых строится семья. Продемонстрировать разнообразие возможных семейных ценностей. Формировать уважительное отношение к семейным ценностям. Вызвать интерес восстанавливать историю семьи и жизненный путь ее представителей. Дать понятие семейная реликвия. | Воспитатели |
6 | Составление родового древа, изготовление семейного альбома | Ноябрь-Декабрь | Расширение представлений детей о семьей и ее истории. Формировать представление о родовом древе. Учить создавать простейшее родовое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Закреплять умение называть свою фамилию, имя и отчество, а также имена, отчества и фамилии своих родных. Развивать связную речь, логическое мышление, память, познавательный интерес. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи. | Воспитатели, родители |
7 | Беседы с детьми по темам: -«Традиции ведения быта на Руси» -«Знакомство с предметами быта» Просмотр видеоматериалов, демонстрирующих: -уклад русского традиционного быта, -историю народных промыслов -историю ремесел русского народа | Декабрь | Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Познакомить детей с жилищем крестьянской семьи - избой, с предметами старинного русского быта. Обогатить словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, культурным ценностям. | Воспитатели |
8 | Рассматривание иллюстраций к книгам, картин, разнообразных репродукций и вырезок из журналов, содержащих элементы ведения традиционного быта русской семьи | Ноябрь-январь | Учить внимательно рассматривать иллюстративный материал. Помочь детям представить способы использования в быту различных вещей. Развивать монологическую речь при составлении рассказа по картинке. | Воспитатели |
9 | Ознакомление с дидактическими играми «Было-стало», «Русские ремесла» | Декабрь | Формирование интереса к истории быта русского народа. Формировать знания детей о разных видах труда в прошлом. Учить подбирать орудие труда, продукт труда к определённому виду труда. Обогащать словарный запас ребенка. Развивать память, внимание. Познакомить детей со старинными и современными бытовыми предметами. | Воспитатели |
10 | Беседы по темам: -«Открытия и изобретения, повлиявшие на наш быт» -«Знаменитые люди, прославившие Нижегородский край», -«Промышленность Нижегородской области» | Декабрь | Расширять знания о великих открытия и изобретениях мира. Изучать историю открытий науки и техники. Формировать положительную нравственную оценку деятельности великих ученых России. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и край. | Воспитатели |
Организационно-практический этап проекта
11 | Создание экспозиции исторических предметов быта и семейных реликвий Беседы и просморт видеоматериалов по темам: -«Музеи родного края» -«Музей деревянного зодчества Щелоковский хутор» -«Музей истории народных промыслов Нижегородской области» | Декабрь-Январь | Расширять представление детей о жизни, быте, традициях русского народа. Знакомить детей с историями, связанными с предметами, являющимися семейными реликвиями, укреплять их значимость для семьи. Формировать представление о музее. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и родителями. Воспитывать любовь и уважение к своему народу. | Воспитатели, родители |
12 | Индивидуальная работа с детьми-экскурсоводами | Декабрь-январь | Познакомить детей с профессией экскурсовод. Расширить познания к краеведению. Способствовать включению детей в собственный исследовательский поиск. Формировать умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию. Развивать навыки представления и демонстрации объектов. Развивать монологическую речь. Воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы посетителей мини-музея. | Воспитатели, родители |
13 | Проведение занятий по художественно-эстетическому развитию «Народные промыслы нижегородского края» | Декабрь - январь | Расширять представление детей о народных промыслах Нижегородского края. Вызывать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах нашего края на примере экспонатов мини-музея. Развивать умение создавать художественные композиции по собственному замыслу. Отрабатывать навыки владения художественными материалами. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров. | Воспитатели |
Заключительный этап
14 | Проведение экскурсий для воспитанников средних (4-5 лет), старших (5-6 лет) и подготовительных (6-7 лет) групп ДОУ и родителей воспитанников группы Создание презентационного видео-ролика для участия в районном конкурсе «Музейная экспозиция - как одна из интерактивных форм работы ДОУ» | Январь | Способствовать развитию исследовательской, познавательной, творческой и речевой активности детей. Формировать у детей основы музейной культуры. Поддерживать у дошкольников инициативу, уверенность в своих силах. Формировать основы конструктивного общения воспитанников экскурсоводов со сверстниками и взрослыми. |
Общие результаты
- Дети ознакомлены с примерами традиционного ведения быта и жизни русской семьи;
- Сформировано правильное представление о семье и ее членах, взаимоотнрешниях между ними;
- Дети знают и различают традиционные формы декоративно-прикладного искусства Нижегородского края;
- Дети проявляют самостоятельный познавательный интерес к истории, традициям и культуре Нижегородского края;
- У дошкольников развиты коммуникативные навыки во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- Создана среда для развития познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов;
- Созданы условия для совершенствования диалогической и монологической формы речи;
- Сформированы основы духовно-нравственных ценностей.
ИСТОЧНИКИ
Нормативные документы:
- Указ Президента РФ от №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. №273;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования «национальная доктрина образования в РФ» от #1075;. №1155;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения РФ от #1075;.
Психолого-педагогическая литература
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие / Князева О.Л., Маханева М.Д. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. - 304 с.: ил.
- Комратова Н.Г. Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для дошкольников / Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.- М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128 с.
- Микляева Н.В. Музей в детском саду. Беседы, экскурсии, творческие мастерские / Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
- Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду. Методическое пособие. ФГОС / Наседкина И.И., Абрамова Р.М. - М.: Просвещение / Вентана-Граф, 2016. - 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"
Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...
конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"
Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини-музея «Тайны камней» в логопедической группе детского сада
Эта статья о том, как организовать мини-музей на тему "Камни" в старших группах детского сада.Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Н...

Представление опыта по теме: Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках педагогической практики «Тайны старого чердака»
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к росси...

