Организация мини-музея «Тайны камней» в логопедической группе детского сада
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Полянская Елена Геннадьевна

Эта статья о том, как организовать мини-музей на тему "Камни" в старших группах детского сада.

Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Некоторые ребята приносили эти камушки в детский сад. Мы их рассматривали, любовались, знакомились с названиями. И большинству воспитанников и нам, воспитателям, захотелось узнать как можно больше о них, этих разнообразных камнях, которых так много попадается нам под ногами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mini-muzey.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мини-музея «Тайны камней»

в логопедической группе детского сада

Авторы: Полянская Елена Геннадьевна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

города Рыбинска Ярославской области, воспитатель

Чернова Евгения Валентиновна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

города Рыбинска Ярославской области, воспитатель

        Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Некоторые ребята приносили эти камушки в детский сад. Мы их рассматривали, любовались, знакомились с названиями. И большинству воспитанников и нам, воспитателям, захотелось узнать как можно больше о них, этих разнообразных камнях, которых так много попадается нам под ногами.

        Мы, воспитатели группы, повторили школьную программу по географии и освежили в памяти названия камней и минералов, которые чаще всего можно увидеть в нашей Ярославской области.

        Ребята с интересом находили их на участке детского сада, в песочнице, по пути в детский сад. Большинство камешков были нам знакомы (базальт, гранит, полевой шпат, кварц). Все чаще дети стали задавать вопросы: как появились камни, откуда они взялись, как попали к нам на прогулочный участок, зачем они нужны, из чего они сделаны.

        Так появилась задумка организовать учебный проект «Мир камней», в рамках которого было принято общее решение детей и взрослых группы создать групповой мини-музей «Тайны камней». И место для него нашлось. Это небольшой переход, проем с нишей, соединяющий раздевальную и спальную комнаты.

        Участие в его организации принимали все: дети, родители, педагоги.

        Хранительница нашего мини-музея – Хозяйка Медной горы. Это кукла с вьющимися каштановыми волосами в длинном платье изумрудного цвета с блестящим отливом, обшитое золотой тесьмой. По подолу платье оторочено парчовой тканью. В тон платью и дорогой кокошник. Витиеватый рисунок из золотых пайеток украшает его. Хозяйка Медной горы представляет экспозиции музея, которые у нас получились.

  • «Камни, как ювелирные украшения»

Здесь, конечно, постарались мамы и бабушки. Вместе с ребятами они приносили бусы, браслеты, колечки из полудрагоценных камней. В старину эти камни называли самоцветами (янтарь, агат, малахит, сердолик, яшма, аметист, бирюза, розовый кварц, авантюрин). Параллельно мы, воспитатели, знакомили детей с происхождением, свойствами этих минералов. Незаменимый помощник нам в этом был интернет. Наши девочки-модницы с удовольствием примеряли перед зеркалом украшения из самоцветов.

  • «Виды камней»

На этой полке присутствуют камни, знакомые с детства (гранит, базальт, ракушечник, апатит, кварц, мел, шунгит, горный хрусталь, пемза, слюда). Незабываемый объект этой экспозиции – коллекция «Энергия камней», которая представлена 20-тью видами камней, встречающихся на нашей планете. В приложении к коллекции имеется интересная и познавательная информация о каждом виде минерала. Объекты на этих полках всегда можно рассмотреть со всех сторон, потрогать, пощупать и даже понюхать. Потому что у нас получился не просто музей, а мобильный музей камней. И это здорово и интересно для ребят. А еще свое место в этой экспозиции заняли кристаллы, которые мы с ребятами вырастили самостоятельно.

  • «Макеты»

В этой экспозиции собраны макеты аквариума, морского дна, подводных скал, горной вершины. Эту же полочку разнообразят экспонаты «Живопись на камне». Удивление и восторг вызывают семейные работы в этой технике. Здесь можно увидеть и природные пейзажи, и животных, и рыбок, и насекомых.

  • «Поделки с использованием камешков, песка, ракушек»

В рамках мини-музея организована выставка сотворчества взрослых и детей. Результатом стали такие работы, как «Пустыня», «Морской пейзаж», «Поход в горы».

  • «Использование камней в жизни человека»

Экспозиция представлена детскими исследовательскими мини-проектами.

  • «Камни-строители». Семейная работа о значимых достопримечательностях нашего города Рыбинска Ярославской области, использование в их создании строительных каменных материалов.
  • «История возникновения каменного жилища». Прекрасные художественные иллюстрации представляют эту тему проекта. Мы знакомимся с 10-тью самыми значимыми жилищами мировой истории разных народов.
  • «История возникновения инструментов». Из этого проекта ребята группы узнали о древнейших видах каменных инструментов (молоток, ручное рубило, топор, скребок). Эта информация помогла им попасть на миллионы лет назад и представить жизнь первобытных людей.
  • «Сказочные герой – хранители Земных недр». Удивительные факты представлены в этом исследовании. Оказывается, у многих народов есть свои хранители земных недр.

В России – волшебница Хозяйка Медной горы.

У индейцев Северной Америки – гигантская черепаха.

У жителей Японии – огромный паук, живущий под землей.

В Малайзии – большая змея «гонтобого».

В Индии подземными сокровищами распоряжается крот-великан.

В Монголии верят, что глубоко в недрах Земли хозяйничают дикие свиньи.

        Мы работаем воспитателями в логопедической группе, которую посещают дети с нарушением речи. В начале каждого учебного года к нам в группу приходят ребята-новички. Организация музея помогла детям познакомиться поближе, узнать интересы друг друга да и просто способствовала зарождению дружеских отношений между ними.

        Мы считаем, что организация в группе общих дел (мероприятий, конкурсов, проектов и т.д.) в первую очередь помогает дошкольникам проявить их лучшие человеческие качества такие как, желание оказать помощь, поддержать, похвалить. Работать сообща, в команде. Вырабатываются умение общаться, обмениваться информацией, представлять свой исследовательский опыт. А это в свою очередь формирует уверенность в себе, своей значимости, лидерские и организаторские способности, смелость наконец.

        Мероприятия по разным темам расширяют кругозор детей, их представления об окружающем мире, в том числе и о людях в разных сферах деятельности. Такие формы организации помогают, пусть пока непроизвольно, выявить направления интересов ребят. А это уже первый маленький шажок к дальнейшему последующему выбору профессии. Как сказал Конфуций: «Выбери профессию, которую ты любишь, - и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни».

        Конечно, далеко не все ребята нашей группы во взрослой жизни станут знаменитыми людьми. Но навыки добывания информации, пусть пока с помощью взрослых, основанные на собственном, личном, внутреннем интересе и потребностях узнавать новую, необходимую информацию пригодятся им в любой профессии, которую бы они ни выбрали. А умение общаться будет способствовать их успешности.

Мы верим, что азарт исследователя, первопроходца, как и их человеческие качества останутся с ребятами навсегда!

Библиография

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду, «Линка-Прес», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

организация мини-музея "Часы" в подготовительной к школе группе

Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему "потеряться" во време...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Выступление на родительском собрании «Система организации работы в логопедических группах детского сада»

Информация для родителей о том, как организована работа логопедических групп в детском саду...

Методическая разработка «Создание мини-музея «Животные жарких стран» в подготовительной группе детского сада»

Целью данной методической разработки является анализ и обобщение методических особенностей образовательной деятельности детей и взрослых на примере создания мини-музея «Животные жарких стран&raq...

Проект «Создание мини – музея о городе Новосибирске в условиях группы детского сада для детей с нарушением зрения»

Целью данного проекта является создание модели взаимодействия детей, педагогов и родителей в рамках создания мини-музея о родном городе.В группе мы создадим мини-музей. Он будет пополняться различными...